Виктория Бондарева
Изучение правил дорожного движения посредством технологии разноуровневого обучения. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым днем увеличивается количество транспортных средств, совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых получают травмы и погибают дети, в том числе и дошкольного возраста. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких участников дорожного движения. В настоящее время в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций нашла широкое применение технология разноуровневого обучения. Эта технология является продуктивной в системе образования, у детей повышается активность, работоспособность, мотивация к изучению, улучшается качество знаний. Вопросам разноуровневого и дифференцированного обучения посвящены научные работы и исследования Т. И. Бабаевой, Л. С. Выготского, Т. Н. Захаровой, Я. И. Ковальчук, Н. Н. Поддъякова, М. Г. Синяковой. По мнению Е. В. Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на реб нка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки реб нка. [1] С точки зрения А. А. Кирсанова, дифференцированный подход – это особый подход воспитателя к различным группам воспитанников или отдельным воспитанникам, заключающийся в организации воспитательнообразовательной работы различной по содержанию, объ му сложности, методам и при мам [2]. Технология разноуровневого обучения – это педагогическая технология организации процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения материала. 38 Цель – обеспечить усвоение материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Совместная работа с детьми делится на 3 этапа: 1) создание необходимых условий для формирования у детей представлений о правилах дорожного движения; 2) разработка авторской системы использования технологии разноуровневого обучения в условиях дошкольного образовательного учреждения; 3) умение детьми применять полученные знания о правилах дорожного движения на практике. Основа технологии разноуровневого обучения, состоит из: психолого-педагогической диагностики воспитанника; сетевого планирования; разноуровневого дидактического материала. Построение воспитательно-образовательной работы включает в себя: 1) Разделение детей на подгруппы, т. к. технология разноуровневого обучения обеспечивает усвоение материала каждым воспитанником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта, где содержание образования, методы обучения и организационные формы различаются в зависимости от поставленных задач. Успех применения технологии разноуровневого обучения во многом зависит от того, как происходит дифференциация на группы. Традиционно в рамках данной технологии выделяется три группы. В первую группу входят дети, которые отстают от сверстников; дети, у которых ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире; дети, у которых сниженная работоспособность, неподготовленность к при му и переработке информации, низкий уровень познавательной активности; дети, которые быстро утомляются, предпочитают отмалчиваться; дети, у которых под влиянием неудач складываются отрицательные отношения к выполнению поставленных задач. Для них педагог: создает условия для овладения реб нком способами действий; готовит облегч нные варианты заданий; дает больше наглядного материала, схем-подсказок; обеспечивает возврат к предыдущему этапу обучения; уделяет больше внимания индивидуальной работе; готовит к восприятию нового материала, проводя предварительную работу; использует похвалу, одобрение, различные виды помощи; включает элемент неожиданности; избегает таких слов как: «неправильно», «плохо», «не так». Во вторую группу входят дети, которые усваивают материал в соответствии с возрастом, неплохо справляются с заданиями, но, порой, без поддержки и помощи воспитателя теряются. 39 Для данной группы детей нужно: давать образцы правильного выполненного задания; задавать наводящие вопросы, подводящие к определ нному выводу; закреплять материал через дидактические задания и игры; воспитывать уверенность, решительность, смелость при небольшой стимулирующей помощи со стороны взрослого. В третью группу входят дети, которые способны с л гкостью усвоить материал, имеют высокий познавательный интерес; дают быстрые ответы на вопросы; усваивают материал в полном объ ме; имеют достаточный уровень сообразительности и инициативы; при выполнении заданий старательны, умеют применять знания в повседневной жизни; в игровой деятельности занимают ведущие роли. Для таких детей следует: усложнять программные задачи; создавать проблемные ситуации; обеспечивать овладение самостоятельным поиском решения познавательных задач; стимулировать самостоятельность мышления, творческий поиск; давать возможность детям анализировать, делать выводы, доказывать свой метод познаний. Переход из одной группы в другую возможен по достижению детьми положительных результатов в усвоении своего уровня. 2) Применение дифференцированного подхода, где в традиционной системе обучения организационно сочетается индивидуальная, групповая и фронтальная работа. В ходе различных видов деятельности с детьми применяются следующие варианты дифференцированного подхода: по уровню сложности. Например, используются дидактические игры, упражнения которые позволяют индивидуализировать работу, максимально развивая способности детей, то есть детям предлагаются задания с уч том их возможностей. по уровню творческих способностей. С детьми проводится коллективная работа с элементами индивидуализации. Дети активно включаются в творческий процесс, совместно с ними изготавливаются различные материалы и атрибуты к дидактическим играм (макет улицы, стенд дорожные знаки, лепбук, пешеходная дорога и т. д.) Технология разноуровневого обучения используется как во время организованной образовательной деятельности, так и во время игровой и культурно-досуговой деятельности. С целью формирования навыков безопасного поведения на дороге с детьми старшего дошкольного возраста можно организовать образовательную деятельность «Автогородок», которая включает в себя задания с различными уровнями сложности. Для выполнения поставленных 40 задач дети делятся на группы, где каждая из них получает свое задание: например, для выполнения задания «Собери знак» дети 1 группы собирают знак, разрезанный на 4 части; 2 группа детей собирает знак, разрезанный на 5 частей; 3 группа собирает знак, разрезанный на 6 частей. При выполнении задания «Светофор» дети 1 группы убирают лишний цвет светофора; дети 2 группы рассказывают о значении каждого цвета светофора; дети 3 группы объясняют, почему «запрещающий» цвет именно красный. Важной частью режима дня является игровая деятельность. Дидактические игры выступают составной частью не только в занятиях, но и в часы, отведенные для игровой деятельности. Для формирования у детей средней группы представлений о правилах дорожного движения разрабатывается картотека дидактических игр с разноуровневыми заданиями. Например, дидактическая игра «Дорожное лото» (дети 1 группы играют и называют дорожный знак; 2 группа детей: играют, называют дорожный знак и объясняют, где этот знак располагается; и 3 группа: играют, называют дорожный знак, говорят о его назначении). Дидактическая игра «Угадай, какой знак» (1 группа детей вместе с воспитателем рассматривают большие карточки с изображением дорожной ситуации, знака, читают стихотворение к нему; 2 группа получает от воспитателя маленькие карточки с изображением дорожного знака, дети слушают стихотворение и у кого оказывается этот знак, отдают воспитателю; 3 группа детей слушает стихотворение и придумывает вариант имеющегося у них на руках дорожного знака или свой собственный дорожный знак). В ходе культурно-досуговой деятельности с детьми подготовительной группы можно организовать инсценировку «Как Машеньку учили правилам дорожного движения». В ходе инсценировки детям предлагается дидактическая игра «Правила пешехода», где 1 группа детей описывает изображ нную ситуацию; 2 группа объясняет, как надо поступить правильно; 3 группа составляет свою опасную дорожную ситуацию. В результате использования технологии разноуровневого обучения повышается уровень сформированности элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения у дошкольников, происходит закрепление умения применения знаний безопасного поведения на дорогах.