Алеся Уткина
Конспект занятия в старшей группе по лепке «Сказочная гжель»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (лепка) «Сказочная Гжель»
Цель занятия - Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
Задачи:
Темочки:
- Бросовый материал. Лепка
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Лепка, пластилин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
- Учить оформлять плоскостнyю фигуру элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в технике «пластилинография».
- Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.
- Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.
- Развивать речь детей, мелкую моторику рук.
Оборудование:изделия народных промыслов, плоскостной сервиз из белой бумаги, пластилин синего цвета, салфетки, доски. Аудиозапись песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.
Предварительная работа:Знакомство с гжельским промыслом. Лепка детьми пластилиновых шариков к занятию
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу рассказать вам про сказочную страну «Гжель».
Давным – давно жили – были там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную, белую – белую, решили лепить из неё посуду разную да фигурки разные, да такие, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один чайник слепил, другой мастер посмотрел и не стал лепить чайник, а слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница. Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Однажды заглянула в окно к Гончару Зима, да и ахнула: стоит посуда белая блестящая тонкая, аж светится. Целых три месяца наблюдала Зима за работой умельцев и решила забрать их с собой. Отказались мастера. Разозлилась Зима, завьюжила, дохнула холодом небывалым. Покрылась посуда инеем. А гончары растопили печи пожарче да посмеиваются над Зимушкой.
А посуда оттаяла, и появились на ней рисунки невиданные: синие бутоны и распустившиеся розы, фиолетовый одуванчик и паутинка с капелькой росы. Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее «нежно-голубое чудо», и как городок «Гжель».Рассердилась зима и решила уйти. Вот так умельцы прогнали зиму.
Так и стали мастера расписывать свои работы белыми, синими и голубыми красками. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
(Сказка – рассказ рассказывается воспитателем под русскую народную мелодию)
Выставка.
Сегодня мы с вами побываем на выставке Сказочная Гжель.
Посмотрите и скажите, пожалуйста, какие же предметы расписывали Гжельские мастера? А какие элементы росписи они использовали украшая свои изделия? (цветы, траву, листья, завитки, ветки). А какие основные цвета используют мастера в своих изделиях?
Физкультминутка
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают,
Головой качают.
А сейчас я хочу предложить вам стать Гжельскими мастерами. (надеваем ободки, д. игра «Укрась чайник»)
Ребята, а у нас сегодня праздник – «Международный день чая», кто из вас любит пить чай. Зимой очень хочется теплого чая, У меня есть чайный сервиз, но он не украшен. И сейчас пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельским узором. А для кого мы его украсим. (Для Деда Мороза). Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи пластилина. Сегодня нам пригодятся наши пластилиновые шарики. С их помощью мы сделаем гжельский узор на посуде.
(Дети выбирают посуду и садятся за столы)
Воспитатель: Узор на всех предметах сервиза должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
Какими узорами украшен чайник? (цветком и бордюром из точек).
Где расположен цветок? (В середине, на одной стороне посуды).
Из каких элементов состоит цветок? (Серединка и лепестки).
Этапы выполнения работы.
Серединка цветка. Взять шарик и прижать (расплющить) его в центре изделия.
Лепестки-капельки. Из шарика делаем овальную форму, раскатывая его прямыми движениями пальцев рук. Затем с одной стороны прищипываем получилась капелька. Эту капельку размещаем на посуде и расплющиваем.
Воспитатель: Дети. Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?
Бордюр. Расплющить шарики по краю посуды, располагая их равномерно.
Воспитатель: Прежде, чем мы начнем нужно разогреем наши пальчики, приготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре (загибаем пальчики по одному)
Мы с тобой снежок лепили (Лепим двумя руками)
Круглый, крепкий (чертим руками круг)
Очень гладкий (одной рукой гладим другу)
И совсем - совсем не сладкий (грозят пальчиком)
Дети, с чего вы начнете работу?
Поможет вам в работе песня «Незабудковая Гжель».(Звучит аудиозапись песни «Незабудковая Гжель»)
В конце занятия дети вывешивают свои работы на доску, располагая их симметрично
Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый, нарядный сервиз. Нравится он вам? У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе и окружающим людям. О каком промысле мы сегодня беседовали?
Ответы детей:
Воспитатель: Послушайте стихотворение о Гжели (Стихотворение читают дети)
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Не виданной красы.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете Вы
Красоты такой!
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её названье – ГЖЕЛЬ!