Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с зимними пейзажами русских художников»

Евгения Владимировна Чуфарина
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с зимними пейзажами русских художников»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Художественное творчество»

в старшей группе на тему «Знакомство с зимними пейзажами русских художников»

Программное содержание:

1. Продолжать учить рисовать зимний пейзаж, используя для создания выразительного образа разные изобразительные материалы (акварель, ватные палочки, восковые карандаши, цветные карандаши)

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство с зимними пейзажами русских художников“» размещена в разделах

2. Расширять и уточнять представления детей об особенностях зимнего пейзажа, на примере картин русских художников И. И. Шишкина, И. Левитана, И. Э. Грабаря.

3. Стимулировать проявление эстетических и эмоциональных чувств при восприятии художественного слова и музыкальных произведений.

4. Развивать самостоятельность, инициативность, индивидуальность, чувство ритма и композиции, активизировать творческие проявления детей.

5. Воспитывать любовь к родному краю через чтение стихов, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин.

Предварительная работа:

1. Познавательные беседы о времени года - зима.

2. Рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей в альбомах и журналах.

4. Прослушивание музыкальных произведений по теме (П. И. Чайковский «Времена года»)

Материал и оборудование:

1. Компьютерная презентация зимних пейзажей И. И. Шишкина «Зима», И. Левитана «Зима в лесу. Волк», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

2. Гуашь (белая, акварель, жёсткие кисти, кисти №2, ватные палочки, тонированные листы бумаги формата А4; банки с водой, салфетки.

3. Магнитофон, диск с записью «Времена года. Зима». П. И. Чайковского.

Ход занятия:

Ребят, сегодня к нам в группу залетела снежинка. Не простая снежинка, а с загадкой. А вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте:

Замела я всё вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Осень, лучшую подружку,

Я отправила на юг.

Я морозна и бела,

И надолго к вам пришла. (Зима)

-Правильно!

Еще мне бы хотелось прочитать вам стихотворение А. С. Пушкина о зиме. Послушайте, как он говорит о ней.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл,- и вот сама,

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов…»

Вопросы к детям:

Когда можно сказать, что зима наступила?

(Когда выпал снег, замерзают лужи, холодно).

Вам нравится зимняя природа? (Да).

А что должно быть нарисовано на картине, чтобы она зазывалась пейзажем?

Что такое пейзаж?

А теперь давайте закроем глаза и послушаем музыку, а написал её П. И. Чайковский, называется она «Декабрь». Послушаем музыку и представим зимний пейзаж, что происходит с природой в декабре.

Вот так любуясь красотой природы, у людей появляется желание передать эту красоту в стихах - как делают поэты, в музыке - как делают композиторы и в живописи - как делают художники. Многие художники посвятили свои работы этому чуду природы.

Тихо приходит зима. Как в сказке, за одну ночь она, покрывает снегом дома и деревья, заморозит лужи, озера и реки. Проснешься однажды утром и вдруг увидишь, что все за окном изменилось.

А сейчас мы и рассмотрим зимние пейзажи русских художников.

Презентация:

Перед нами картина великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина «Зима». Мы видим с вами дремучий зимний лес. Прошел уже не один снегопад, и весь лес завалило снегом. На переднем плане мы видим поваленные старые стволы деревьев, ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа. Это пустынный скованный морозом лес, в котором жизнь замерла. Есть в этой картине какая-то таинственность, загадка. Художник использовал белый и черный (а точнее все оттенки коричневого) цвета.

А вот и портрет самого художника И. И. Шишкина.

На следующей картине художника Исаака Левитана, которая называется «Зима в лесу. Волк» мы тоже видим зимний лес. Но он отличается от предыдущей картины. Здесь лес черный, голый, холодный. Мы видим белый снег, черные деревья, серое низкое небо, тонкие ветки кустарника, торчащие из-под снега – все выглядит безрадостным, печальным, унылым. Вдали лес более густой, стоит сплошной темной стеной. На переднем плане опушка, редкие деревья. От пейзажа веет одиночеством, тоской, грустью, бесконечным холодом. И завершает этот пейзаж изображение одинокого волка – сильного, матерого зверя, который также бессилен перед холодом и голодом.

И конечно нам становится интересно, как выглядит сам художник этой картины.

Последняя картина, которую мы рассмотрим, совсем отличается по настроению от других. Она передает радость приближающейся весны и называется «Февральская лазурь». Написал ее художник пейзажист Игорь Грабарь. С первого взгляда ничего особенного на этой картине нет: снег, береза на все полотно, небо.

Но все настроение, вся красота картины в том, как восхищенно художник передал солнечный свет, какими чистыми яркими красками написал небо, как выписал веточки березы, ее кору. Белизну снега он передал голубым цветом, голубизну неба – густо-синим, березам добавил золотистого. Смотришь на картину, и поднимается радостное настроение, приближается весна.

А так выглядит художник картины «Февральская лазурь» Игорь Грабарь.

Вопросы к детям по презентации:

Что изображено на картине? Какая здесь зима? О чём пытается рассказать нам художник? Что покорило и удивило его? Какая по настроению картина? Чем отличаются картины? Что общего?

Ребята, вы познакомились с зимними пейзажами русских художников. А хотите побывать сегодня тоже настоящими живописцами, художниками? (да) Каждый из вас будет создавать свой зимний лес, учиться передавать настроение в рисунке, как это делали настоящие художники.

Но сначала мы с вами разомнемся на зимней прогулке.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять, Шагают

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили, Лепят комок двумя ладонями.

Птичек крошками кормили. Крошащие движения всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Приседают.

А еще в снегу валялись. Поворачиваются то одной, то другой стороной. Все в снегу домой пришли. Отряхивающие движения.

Съели суп Имитируют движения ложкой.

И спать легли. Соединяют ладони и складывают под щеку.

А теперь мы приступим к рисованию зимнего пейзажа, зимнего леса. Вспоминает как нарисовать зимние сугробы, снег (используем ватные палочки, как нарисовать деревья, какие деревья (дубы, березы, ели, сосны; большие деревья – ближе, маленькие – дальше от нас). Какая может быть погода в лесу? (снежная, ветряная, светит солнышко или темно и метет метель). Может быть вы изобразите лесного зверя (зайца, волка, лисицу, белку).

Самостоятельная работа детей. Оказание помощи в процессе рисование, похвала, индивидуальный подход к каждому ребёнку, предложение идей для рисования.

Анализ работ:

- Ребята, посмотрите какой зимний лес у каждого из вас! Что интересного или необычного вы заметили в рисунках друг друга? Давайте попробуем определить настроение каждой картины! Какое настроение осталось у вас после занятия? Вот с таким настроением мы и продолжим наш с вами день.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Обновление содержания образовательной области «Художественное творчество» в ДОУ В нашем городе в декабре прошлого года проходила методическая неделя на тему "Первые шаги по внедрению ФГТ". Нашему детскому саду был предоставлен.

Образовательная область «Художественное творчество в контексте ФГТ» Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение следующих задач: Развитие продуктивной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с зимними пейзажами русских художников»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 12:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с зимними пейзажами русских художников»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Владимировна Чуфарина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД