Лилия Ахатова
Конспект занятия в старшей группе «Народы Урала»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
готовая презентация к занятию Народы Урала
Возрастная группа : старшая 5-6 лет
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Тема: «В гости к народам Урала»
Вид НОД: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Форма НОД: игра-путешествие
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Народы Урала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Урал - наш край родной
- Темочки
Форма организации: фронтальная, групповая.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, игровая, коммуникативная, двигательная деятельность.
Планируемый результат:
-дети демонстрируют интерес к культуре башкирского народа;
- дети демонстрируют толерантное отношение к культуре и традициям башкир;
- дети знакомы с народной подвижной игрой «Липкие пеньки».
-развивать интерес к культуре русского народа,
-воспитывать толерантное отношение к культуре и традициям русского народа;
- познакомить с народной подвижной игрой «Гуси-лебеди»
-Развивать интерес к культуре татарского народа,
-воспитывать толерантное отношение к культуре и традициям татар.
- познакомить с народной подвижной игрой «Займи место»
Цель: формирование у детей представлений о культуре и быте народов Урала : русских, башкир и татар.
ЗАДАЧИ
- воспитывать толерантное отношение к культуре и традициям башкир;
-воспитывать толерантное отношение к культуре и традициям русского народа;
-воспитывать толерантное отношение к культуре и традициям татар.
-развивать интерес к культуре башкирского народа;
-развивать интерес к культуре русского народа;
-развивать интерес к культуре татарского народа.
Список использованной литературы:
.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «ИЗДАТЕЛЬСТВО «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва 2014. —340 с.
Толстикова О. В. Мы живем на Урале : образовательная программа с учетом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». – 2013г. –62с.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО) :
· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
· построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
· возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, воспитание через творчество.
Принципы обучения: принцип наглядности, систематичности и последовательности, принцип доступности,
принцип систематичности и последовательности, принцип сознательности;
Методы воспитания:
методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа, метод формирования социального опыта (игра, метод стимулирования (игровая ситуация, поощрение, создание ситуации успеха).
Методы обучения:
метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, наглядный (демонстрация, частично-поисковый метод (анализ деятельности).
оборудование: презентация, атрибуты для игр.
Воспитатель приглашает детей подойти к нему и встать в круг.
- Ребята, у меня для вас есть одно стихотворение, вам бы хотелось его услышать?
- Замечательно, тогда слушайте внимательно!
Воспитатель выразительно читает стихотворение.
Урал!
Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец.
- Ребята, о чем говорится в стихотворение?
-Какие вы молодцы, конечно, в стихотворении говорится об Урале. Ребята, а вы знали, что на Урале проживают много народов, которые называют коренными. А вы бы, хотели побывать у них в гостях?
-Тогда сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к народам Урала, но ко всем, только к некоторым из них, вы согласны?
-Замечательно.
Дети слушают, беседуют
Дети смотивированны на предстоящую деятельность
- И первый народ, к которому мы отправимся с вами в гости – это Башкиры.
Воспитатель обращает внимание детей на презентацию.
Воспитатель начинает рассказ о башкирском народе.
- Башкиры — народ, проживающий на территории России.
- Башкиры имеют очень интересные традиции, быт и обычаи, которые несколько отличают их от других народов.
- Вы представляете, что башкир нельзя, например, зимой копать землю — она спит, трогать залежавшийся камень.
- У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно.
При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.
- В семье особым уважением пользовались дедушки и бабушки. Почитание старших было связано с культом предков. Башкиры должны были знать имена родных.
- Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев.
- А теперь давайте рассмотрим традиционный костюм башкир. Давайте посмотрим вместе.
Воспитатель рассказывает об особенностях башкирского костюма.
- Посмотрите, нас встречают дети-башкиры, они приглашают нас поиграть в башкирскую игру. (Во время игры играет традиционная башкирская музыка).
Воспитатель приглашает детей встать в круг. Предлагает поиграть с детьми в башкирскую игру «Липкие пеньки», объясняет правила игры, напоминает о технике безопасности. Предлагает начать.
Дети слушают, играют, наблюдают
-дети демонстрируют интерес к культуре башкирского народа;
- дети демонстрируют толерантное отношение к культуре и традициям башкир;
- дети знакомы с народной подвижной игрой «Липкие пеньки».
- Итак, перейдём в гости к следующему народу, проживающему на территории Урала. Русские составляют самую многочисленную группу населения.
- Для русского человека очень важно его историческое наследие. Русские народные традиции и обычаи.
- Какие русские народные праздники и обычаи вы знаете?
- Какое значение они имеют для русского народа?
(Если затрудняются ответить, то сказать).
- Давайте рассмотрим традиционный костюм русского народа. Рома и Марик сейчас выйдут к нам и покажут что им больше всего нравиться в костюмах русского народа.
- В русских деревнях в старину во время праздников люди водили хороводы, играли в народные игры. Эта традиция сохранилась и сегодня. Я предлагаю вам поиграть в русскую традиционную игру. (Во время игры играет традиционная русская музыка).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Гуси-лебеди», объясняет правила игры, напоминает о технике безопасности. Предлагает начать. Поощряет детей за хорошую и дружную игру.
Дети слушают, играют, наблюдают
-развивать интерес к культуре русского народа,
-воспитывать толерантное отношение к культуре и традициям русского народа;
- познакомить с народной подвижной игрой «Гуси-лебеди»
- А сейчас, я предлагаю вам отправиться в гости к Татарам.
- Если говорить о прошлом, то по традиции жилище татар представляло собой избу, которую отгораживал от улицы забор. А украшалась изба росписью, выполненной в многоцветовой гамме.
И Марик снова хочет нам показать что ему нравиться в больше всего в нарядах народа татар.
- Традиции и обычаи татарского народа обращают нас к народным и религиозным праздникам. Праздники, которые почитают татары особенно, это мусульманские.
- Некоторые традиции и обычаи зависят сугубо от цикла сельскохозяйственных работ. Но, пожалуй, самым колоритным, красочным и отличительным праздником татарского народа является праздник Сабантуй. В нем сплетаются все самые красивые обычаи и традиции народа, национальные песни и танцы, народные забавы, игры и состязания, обилие костюмов и декораций, безудержное веселье, радость и счастье. Сегодня этот праздник принято отмечать татарами по случаю окончания полевых работ, а раньше, в древности, наоборот, его отмечали перед началом посевной. К этому празднику долго и тщательно готовятся, девушки ткут и вышивают подарки для победителей различный народных состязаний, которые проводились в конце праздника. Если раньше этот праздник считался исключительно татарским и народным, то сегодня он уже приобрел статус государственного и его отмечают в разных городах России.
- О традиционном костюме татар нам расскажет третья группа. Пожалуйста…
- Спасибо, и конечно, мы с вами попробуем поиграть и в татарскую традиционную игру… (Во время игры играет традиционная татарская музыка).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Займи место», объясняет правила игры, напоминает о технике безопасности. Предлагает начать. Поощряет детей за хорошую и дружную игру.
Дети слушают, играют, наблюдают
-Развивать интерес к культуре татарского народа,
-воспитывать толерантное отношение к культуре и традициям татар.
- познакомить с народной подвижной игрой «Займи место»
Но есть у нас на Урале еще и другие народы например Удмурты.
и еще другие народы про которые мы с вами поговорим позже. Ребята, как я вам говорила, на Урале проживают много народов. Я предлагаю вам, когда вы придете домой узнать, вместе с родителями, какие еще народы населяют Урал, Хорошо?
-замечательно
Дети слушают, беседуют
Дети сориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.