Людмила Лозинская
Конспект занятия в старшей группе «Край, в котором мы живём»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Край, в котором мы живём»
Цель: Совершенствовать знания о родном крае;
Учить, грамотно отвечать на вопросы;
Способствовать развитию внимания
Задачи: Воспитывать бережное отношение к природе;
Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
Развивающая среда: магнитофон (диски, картины с изображением природы, платочек,
карточки с изображением чего нельзя делать в природе, фишки, грамоты.
Ход занятия.
Звучит спокойная музыка. Дети заходят в группу, садятся.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Край, в котором мы живём“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Восп. : Ребята, обычно я в начале занятия говорю вам, чем мы будем заниматься. Сегодня я этого не скажу. А сейчас мне нужны те ребята, кто умеет отгадывать загадки, а отгадав их, вы узнает, о чём мы будем сегодня говорить.
1. За тонкий запах нежных лепестков, зовут её принцессой всех
цветов?
Дети: Роза.
2. Зимой белый, а летом серый?
Дети: Заяц.
3. Ствол белеет, шапочка зеленее,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки?
Дети: Берёза.
4. Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт «ку-ку», «ку-ку»?
Дети: Кукушка.
Восп. : Молодцы, ребята, ну вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?
Дети: О природе.
Восп. : Правильно, сегодня мы с вами поговорим о природе, а именно о природе края, в котором мы живём. Ребята, а кто знает, в какой области мы живём?
Дети: Мы живём в Ростовской области.
Восп. : А в каком городе?
Дети: Мы живём в городе Шахты.
Восп. : А какая река протекает в нашей области?
Дети: В нашей области протекает река «Дон».
Восп. : А кто знает главный город нашей области?
Дети: Главный город в нашей области «Ростов - на- Дону».
Восп. : Молодцы, ребята, а я знаю, что у Ростовской области есть другое название, хотите, расскажу?
Дети: Да хотим.
Восп. : Река Дон – это одна из главных рек Ростовской области, вот и зовут наш край – Донщина, родимая сторонушка. Ребята, а вы любите свой край?
Дети: Очень сильно.
Восп. : А за что вы любите свой родной край?
Дети: За богатую природу, за живой мир, за реку Дон.
Восп. : А какие у вас есть любимые места в нашей области и городе?
Дети: ответы детей.
Восп. : Молодцы, ребята, я вижу, вы очень любите свой родной край и его природу. А сейчас я приглашаю вас на выставку картин. Посмотрите, сколько здесь иннтересного.
(Дети расходятся по группе, рассматривают картины.)
Восп. : Ребята, скажите, что изображено на картинах в нашем музее?
Дети: Деревья, насекомые, рыбы, птицы, животные.
Восп. : Молодцы, а заметили ли вы, что все картины на одну тему?
Дети: Да заметили.
Восп. : Тогда скажите, какая тема изображена на картинах?
Дети: Тема природы.
Восп. : Умницы, давайте мы присядем и поговорим о природе нашего края.
(Дети садятся на стульчики)
Восп. : Ребята, скажите, что вы понимаете под словом природа?
Дети: Природа – это насекомые, животные, рыбы, птицы, вода, цветы, деревья, солнце, воздух, ветер, почва и т. д.
Восп. : А у нас в группе есть природа?
Дети: Да.
Восп. : Дети, а вы знаете, что вся прелесть природы открывается перед человеком в детстве? И эта красота сопровождает человека всю жизнь. Предстают перед глазами картины родной природы, и чаще бьётся сердце, потому что родная природа входит в нашу душу как колыбель бытия, как чистый источник, из которого мы впервые напились живой воды… Ребята, природа родного края затронула душу многих поэтов, писателей, музыкантов, художников. И сейчас я предлагаю вам прослушать песню о нашем родном крае.
Музыкальный работник поёт песню «Дон - Батюшка»
Восп. : Ребята вам понравилась песня?
Дети: Очень понравилась.
Восп. : Дети, а я знаю, что вы знаете стихотворения о природе родного края, расскажите их.
(Дети рассказывают стихи)
1. Край ты мой, любимый край,
Конский бег на воле.
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
2. Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
3. У природы круглый год
Обучатся нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Восп. : Ребята, видите, природа учит нас дружбе, и люди должны жить в дружбе со всеми обитателями нашего общего дома – природы. Никого не обижать, никому не причинять зла.
Дети мне тоже хочется прочитать вам стихотворение о природе поэта Дайнеко.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём,
Природою родной земли
Зовётся этот дом.
И мы с вами живём в этом доме. Очень его любим, любуемся им весной, грустим осенью и зимой, радуемся солнышку летом. Но человек не только любуется природой родного края, он научился пользоваться ею. А вот как расскажите вы.
1. Какую пользу приносит нам лес?
Дети: Лес очищает воздух и выделяет кислород.
2. А как использует человек реку «Дон»?
Дети: Река даёт человеку воду, по реке перевозят грузы, плавают пароходы, в реке Дон мы купаемся, ловим рыбу.
3. Как мы используем рыбу из реки Дон?
Дети: Мы её ловим и едим.
4. Какую пользу приносит человеку солнце?
Дети: Оно нас согревает.
Получается, что природа приносит пользу человеку. А сейчас мы с вами окунёмся в природу и проведём физкульт. минутку.
(Далее дети садятся на ковёр кругом)
Восп. : Ребята, скажите, что произойдёт, если в нашем крае не будет ни одной птицы?
Дети: Если не будет ни одной птицы, то разведётся много вредителей, которыми питаются птицы. Вредители уничтожат деревья. Не будет деревьев, воздух станет грязным. Человеку будет трудно дышать, жить и земля погибнет.
Восп. : Правильно, ребята, человек – часть природы. Он без природы не сможет прожить. Природа даёт ему пищу, тепло, свет, воздух и воду. Именно поэтому всю красоту нашего родного края мы должны беречь и охранять. А скажите, чего нельзя делать в природе, что может её погубить? А за подсказкой вы можете обратиться к нашей картине природы.
Дети: Загрязнять реки, ломать деревья, рвать листья, топтать цветы, стрелять птиц, разжигать в лесу костры, убивать насекомых, бросать мусор и т. д.
Восп. : Вы просто умницы, а сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Назови природу родного края». Кто будет правильно и быстро отвечать, получает фишку, а в конце игры мы подсчитаем их и узнаем кто больше всех знает о природе родного края. Начинаем?
1. Нужно назвать деревья, которые растут в Ростовской области?
Дети: Берёза, Дуб, Клён, Ива, Тополь, Яблоня, Груша, Вишня…
2. Молодцы, теперь нужно назвать птиц Ростовской области?
Дети: Ласточка, Воробей, Скворец, Жаворонок, Сова, Кукушка, Дятел, Синица, Стриж, Орёл…
3. Умницы, а сейчас назовите рыб, которые обитают в нашей реке Дон?
Дети: Судак, Щука, Окунь, Карась, Сом, Карп, Белуга, Сельдь, Осётр, Краснопёрка…
Восп. : Замечательно ребята, вы очень много знаете о родном крае, а теперь давайте посчитаем фишки и узнаем кто победил в этой игре? (считаем фишки, определяем победителя, вручаем грамоты «Знатока родного края» и призы. (В сопровождении музыки).
Восп. : Ребята, вы такие молодцы, очень хорошо сегодня поработали. Мы много нового узнали о нашем родном крае, о красоте природы, о реке Дон. Но это не всё, мне очень хочется, чтобы тему родного края вы продолжили дома, и поэтому даю домашнее задание: вы должны нарисовать картину, на которой будет изображена природа родного края. И на следующем занятии мы устроим выставку из ваших работ и поговорим, кто, как изобразил природу.
И в завершении нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру казачат, в традиционную игру Дона, которая называется «Платочек».
Игра «Платочек» :
Дети садятся в круг. Водящий с платочком идёт за кругом, кладёт его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу. А тот, кому положили платочек, берёт его в руку и бежит за водящим. Оба стараются занять свободное место в круге. Если водящий не успевает занять свободное место, то опять водит.
Конец.