Елена Горина
Конспект занятия в старшей группе «Кукла пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежде-ние муниципального образования город Краснодар
«Детский сад общеразвивающего вида № 31»
Воспитатель: Горина Елена Викторовна.
Форма работы с детьми: игровая обучающая ситуация.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», с интеграцией образовательных областей: «Познание».
Тема: «Кукла Пеленашка».
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Кукла пеленашка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Пеленашка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Цель: знакомить с истоками русского народного искусства.
Программные задачи:
Познавательные:
изучить народные традиции, связанные с историей русской тря-пичной куклы,
научить работать с тканью при создании выразительных обра-зов,
познакомить с новыми словами: кукла Хороводница, кукла Закрутка, кукла Пеленашка, кукла Боец, кукла Колокольчик.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструк-тивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательные:
воспитывать уважение к народным традициям.
Возраст детей: старший дошкольный возраст.
Материал: готовые куклы, лоскуты белые и цветные, нитки красные, заготовки головы куклы.
Атрибуты: ММ проектор, сундук для кукол, костюм Рукодельницы (народный).
Ход деятельности.
Под музыку( «Горница - узорница») дети входят в зал, воспитатель встречает детей в русском народном костюме.
Слайд№1. В. : Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие. Ми-лости прошу ко мне в дом! Я рада видеть вас у себя. Давайте с вами поздо-роваемся по старинному русскому обычаю, прижав руку к сердцу. (Воспи-татель показывает как).
Зовут меня Елена Викторовна. А как зовут вас я уже знаю. Ребята, хочу открыть вам один небольшой секрет. Меня называют рукодельницей, потому что я умею делать красивые вещи своими руками. В старину рукодельницы работали в горнице.
-А как вы думаете, что такое горница? (ответы детей)
-А вы бы хотели узнать? (ответы детей)
Замечательно, сейчас я вам расскажу.
Слайд №2. Данным-давно на Руси, люди строили себе дома из бревен, которые назывались избы.
И была в той избе - самая светлая, самая теплая, самая красивая комна-та, вот ее и называли горницей.
Слайд№3. Вечерами, после трудового дня, любили люди собираться в горнице на посиделки. На посиделках никто не сидел сложа руки: вышивали, вязали, вырезали деревянную посуду.
Слайд №4. Дети тоже не оставались без дела: играли, помогали взрос-лым, делали себе игрушки. Их мастерили из разных материалов - лоскутов ткани, ниток, соломы.
В. : Собираясь в горнице, люди рукодельничали и пели песни. А в праздничные дни они ходили друг к другу в гости, веселились, водили хоро-воды.
В. : Дружный народ, собирайтесь в хоровод.
Слайд№5.
Хоровод «На горе-то калина».
В. : Ребята, я покажу вам в какие игрушки играли дети в старину. Сади-тесь поудобнее (воспитатель показывает и рассказывает о каждой кукле).
В. : В каждом доме, в красивой горнице стоял сундук, который хранил в себе много тайн.
А у нас Музыкальный зал большой,
Да красивый он какой.
Вон в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Посмотрим, что там, в этом сундучке?
Воспитатель показывает куклу пеленашку.
Самую первую куклу при рождении ребенка делала мама (показать куклу). Эта кукла называется «Пеленашка». А как вы думаете почему так называют эту куклу? (ответы детей).
В. : Ее мастерили из лоскута, который мама отрывала от подола самого «счастливого» платья. Обычно Пеленашку клали возле подушки ребенка, чтобы оберегать малыша от плохих снов.
Воспитатель показывает куклу Колокольчик.
Эта кукла называется колокольчик. Делали ее из лоскутов разноцветной тка-ни. Считалось, что если в доме была такая куколка, то его не покидала радость, веселье и счастье. Послушайте как она звонит. Дети очень любили играть с этой куклой.
Воспитатель показывает кукол Бойцов.
Этих куколок делали специально для мальчиков. В руках кукол мешо-чек, в который заматывали камешек и мальчишки устраивали потешную бит-ву. Тем самым учились защищать себя и свою семью.
Воспитатель показывает куклу Хороводницу.
А вот эта куколка изготавливалась специально для девочек. И называ-лась она «Хороводница». Обязательно для нее делали парную куклу, ведь в хоровод не играют в одиночку. Девочки прокручивали в руках палочку, на которой крепиться куколка и казалось, что она кружится в хороводе.
Воспитатель показывает куклу Закрутку.
Посмотрите, ребята, это кукла-закрутка. На какую куклу она похожа? (ответы детей).
В. : Верно, на Пеленашку. Такую куклу делали даже самые маленькие, потому что сделать такую куклу очень легко.
В. : Ребята, а вы бы хотели сделать такую куклу для себя? (ответы детей)
Отдохнули? А теперь от скуки берем дело в руки.
Я как настоящая рукодельница покажу вам как делают самую простую куклу закрутку (воспитатель на коврике показывает поэтапное изготовле-ние куклы Закрутки).
В. : Ребята, вы тоже можете взять один поднос и приступить к работе. А если что-то забыли подсказка на экране.
Слайд№6. Можете расположиться за столами или, как я, присесть на коврике и сделать куклу.
Работа детей сопровождается тихой музыкой.
В. : - девочки умницы, мальчики молодцы. Теперь и вас я могу назвать рукодельниками. Вам нравятся ваши куклы? Вы вложили в куклу свою теп-лоту и любовь. И теперь вы можете показать ее своим друзьям. (дать детям полюбоваться куклами)
Ребята, с какими куклами мы сегодня познакомились?
Слайд№7.
А как называется кукла, которую сделали вы?
Спасибо вам за гостеприимство, до новых встреч.