Елена Алёшина
Конспект занятия в старшей группе «Кукла-мотанка»
▼ Скачать + Заказать документы
«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "Детский сад №29 "Лучик" г. Феодосии Республики Крым»
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«Кукла-мотанка»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ: АЛЁШИН Е. Л.
Цель: научить детей делать тряпичную куклу-мотанку.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения кукол. Активизировать познавательную деятельность детей;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Кукла-мотанка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Мотанка
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
2. Вызвать интерес к русской народной кукле. Развивать творческую фантазию и воображение;
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.
Словарная работа: кукла-мотанка, безликая, оберег.
Материал: современные куклы из сюжетно-ролевого уголка; кукла-мотанка,
Пряжа средней толщины различных цветов;
Форма плотная- рамочка со стороной 15 см;
Ножницы;
Для украшения-бусинки, пуговки, бантики,
ленточки.
Ход НООД:
Вход детей.
Приветствие гостей.
Вхождение в день.
Мы хотим быть умными, сильными, красивыми.
Мы хотим быть добрыми и трудолюбивыми.
Один, два, три, четыре, пять будем это исполнять.
Звучит песня о куклах.
- Ребята, а вы любите играть в куклы? (Да)
Посмотрите, сколько в нашей группе красивых кукол. У нас есть и барби, и пупсы, большие куклы и маленькие. (Дети рассматривают кукол).
- Катя, как зовут твою куклу? (Ответ).
- Аня, а твою куклу как зовут? (Ответ).
- Ярослав, какое имя ты дал бы этому пупсу? (Ответ).
- Вы внимательно рассмотрели кукол? Какие они? (Красивые, пластмассовые, тряпичные, фабричные, мягкие и т. д.)
- Что значит современные? (Сделаны в наше время).
- А почему вы назвали их фабричными? (Потому, что они сделаны (изготовлены) на фабрике игрушек).
- Я хочу вас познакомить с еще одной куклой. Но для этого нам
нужно переместиться в прошлое, в мастерскую кукол. Вы готовы? Для этого нам нужно произнести волшебные слова:
В ладони хлопни, улыбнись,
Тихонько на носках пройдись.
Вокруг себя ты обернись
И в старину перенесись.
- Вот мы и перенеслись в стародавние времена. Посмотрите сколько кукол и какие они разные. А в знаете, какие куклы были в старину? Усаживайтесь поудобнее на старинные лавки и слушайте внимательно историю о кукле.
Посмотрите, у меня в руках Кукла-мотанка удивительное и загадочное существо, секреты изготовления которого оставили нам наши предки. Маша, а кто такие предки?
Маша: Это наши бабушки и дедушки.
Воспитатель:
- Правильно. Очень давно, когда наши бабушки были маленькими, они играли вот такими куклами. А этих кукол они для себя делали сами. Посмотрите, у моей куклы нет глаз, носа, рта. Она безлика. Повторите: безлика.
Дети: Безлика.
Воспитатель:
- Что это означает? (Ответы детей.) Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Это кукла-оберег. Ее можно положить рядом, когда вы ложитесь спать или идете играть.
А вы, ребята, хотите сделать такую куклу? (Ответы детей.)
Игровое упражнение «Это мы можем»
Дети повторяют движения воспитателя, сопровождая их словами:
«Это тоже я могу».
Кто, скажите, сможет, дети,
Повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму.
Это тоже я могу.
Вправо-влево разведу,
Это тоже я могу.
И, как птица полечу.
Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Это тоже я могу.
А потом присяду, встану.
Это тоже я могу.
И нисколько не устану.
Это тоже я могу.
Я попрыгаю немного.
Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Это тоже я могу.
Если надо, побегу.
Это тоже я могу.
Все на свете я смогу!
Воспитатель:
- Молодцы!
Присаживайтесь на свои места и мы продолжим мастерить нашу куклу – Берегиню. А почему она так называется?
Воспитатель раздает подготовленные детали и материал для работы.
Внимательно посмотрите, что у вас есть. У вас есть моточки ниток– не растеряйте их. Все необходимое, что нужно для нашей куклы. А прежде чем приступить к работе давайте вспомним как мы с вами ачали мастерить нашу куклу-мотанку и что делали.
Воспитатель:
- Молодцы, а теперь примемся за работу.
Сначала наматываем на форму 50 оборотов коричневых
ниток, сверху 10 оборотов желтых ниток. Концы пряжи
завязываем двойным узлом. Рядом наматываем еще 30-
35 оборотов желтой нитки, кончики завязываем узлом.
Снимаем мотки с формы. Для волос делаем 10 витков
ниткой любого цвета по желанию и разрезаем пополам.
Моточек для волос перетягиваем нитками. Продеваем
волосы, завязываем хвост. Для головы на 2 см ниже
обматываем нитками.
Делаем руки. Желтый моток с обеих сторон заматываем
нитками и перевязываем двойными узлами на 1 см от
края.
Руки вставляем в туловище. Заматываем нитками на талии
на 3-4 оборота и завязываем. Разрезаем нитки снизу и
подравниваем низ.
Перекидываем через плечи 10-12 разноцветных ниток и
завязываем поясок. Украшаем прическу по желанию:
бусинами, бантиками и др.
Изготовление таких куколок поднимет настроение
детям, способствует развитию мелкой моторики,
развитию воображения и творческих фантазий. Дети
смогут играть с ними, придумывая им имена и
различные сюжеты.
Воспитатель:
- Ребята, как называют куклу. Которую мы сделали?
Дети: Кукла-мотанка.
Воспитатель:
- А почему она называется мотанка? (Предположения и ответы детей.)А что вы будете с ней делать?
Ответы детей.
Воспитатель:
- А я свою куклу подарю нашей кукле Маше. Ей скучно сидеть одной на диване. А сейчас у нее есть подруга. Теперь и вы можете играть со своими куклами.
- Куклы у нас получились добрые, веселые.
Поднимает кукла руки,
Вверх-вниз, вверх-вниз! (поднимать и опускать руки вверх)
А потом она танцует,
Покружись, покружись! (повороты вокруг себя)
После танца всем ребятам
Поклонись, поклонись! (наклоны вперед)
- Давайте, оживим наших кукол, пусть они нас повеселят в танце. (звучит русская народная мелодия, куклы танцуют)