Смирнова Екатерина
Конспект занятия в старше-подготовительной группе общеразвивающей направленности «Зимние месяцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познавательное развитие:
- закреплять умение обобщать и систематизировать представления о времени года – зима.
Речевое развитие:
- продолжать обучать детей составлять синквейн с опорой на алгоритм-модель.
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря.
- продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи.
- совершенствовать умение составлять рассказы о зимних явлениях.
Физическое развитие:
- воспитывать умение сохранять правильную осанку.
Социально-коммуникативное развитие:
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместного дела, довариваться, помогать друг другу.
Художественно-эстетическое развитие:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений, обращать внимание детей на изменчивость оттенков холодного цвета от времени года (включение холодных оттенков цвета).
Оборудование:
- интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Материал:
Модель зимы (прямоугольник из бумаги, разделённый на три части) по количеству детей, набор восковых карандашей по количеству детей, иллюстрации к синквейну (снег, снежинка, лёд, гололёд, сосулька, сугроб, зима, метель, снегопад, мороз, презентация «Зимние месяцы», музыкальная физкультминутка «Мы на лыжах в лес идём», аудиозапись композитора П. И. Чайковского «Времена года».
Ход занятия:
(Дети сидят за столом. На слайде иллюстрация зимней природы. Прослушивание художественного слова (загадки) на фоне включённого слайда).
В. : Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом
Всё покрыла серебром!
Д. : Зима.
В. : в каких тонах можно изобразить зиму?
Д. : Голубым, фиолетовым, серым и т. д.
В. : Отгадайте, что у вас на столах?
Д. : На столах лежит модель
В. : Какая модель?
Д. : Модель зимы.
В. : Что представляет собой данная модель?
Д. : Белый прямоугольник, разделённый на три части.
В. : Для чего разделён?
Модель, разделённая на три части так как зимой три месяца.
(Прослушивание художественного слова (загадки) на фоне включённого слайда).
В. : Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга,
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
Д. : Декабрь
(Включение на интерактивной доске иллюстрации природы в декабре. Дети по желанию дают краткую характеристику природы в декабре, дополняя рассказ друг друга.
Декабрь – это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь – это самый тёмный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встаёт поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А ещё, декабрь, это последний месяц года.
После характеристики месяца, включается музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Зима» (Декабрь, после чего дети заштриховывают часть модели таким цветом, каким себе её представляют)
В. : Какую часть модели вы заштриховали?
Д. : Первую, так как декабрь первый месяц зимы.
В. : Каким цветом изобразила Ксюша модель, почему?
Ксюша: Я заштриховала голубым цветом, потому что в декабре выпадает снег.
В. : Олеся, у тебя какой цвет, почему?
Олеся: Я заштриховала синим, потому что декабрь самый тёмный месяц.
(Прослушивание художественного слова (загадки) на фоне включённого слайда).
В. : Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду, упадёт
Не вода, а уже лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернул солнце к лету.
Что скажи за месяц это?
Д. : Январь.
(Включение на интерактивной доске иллюстрации природы в январе. Дети по желанию дают краткую характеристику природы в январе, дополняя рассказ друг друга.
Январь – это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью луна. В такую погоду щёки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щиплет. Это мороз. За это его и прозвали Мороз красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке - холодно, при тучах - тепло.
После характеристики месяца, включается музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Зима» (Январь, после чего дети заштриховывают часть модели таким цветом, каким себе её представляют)
В. : Какую часть модели вы заштриховали?
Д. : Вторую, так как январь второй месяц зимы.
В. : Егор, каким цветом ты заштриховал часть модели, почему?
Егор: Тёмно-синим, потому что в январе самые сильные морозы.
В. : Полина, каким цветом ты заштриховала часть модели, почему?
Полина: Я заштриховала голубым, потому что в январе чистое голубое небо.
(Прослушивание художественного слова (загадки) на фоне включённого слайда).
В. : Снег мешками валит с неба,
С дом сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревья налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
Д. : Это месяц февраль.
(Включение на интерактивной доске иллюстрации природы в феврале. Дети по желанию дают краткую характеристику природы в январе, дополняя рассказ друг друга.
Февраль – последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А ещё в феврале дуют ветры. Они сдувают снег с земли, крутят его, кидают.
После характеристики месяца, включается музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Зима» (Февраль, после чего дети заштриховывают часть модели таким цветом, каким себе её представляют)
В. : Какую часть модели вы заштриховали?
Д. : Последнюю часть модели, так как февраль третий месяц зимы.
В. : Каким цветом изобразил его Федя, почему?
Федя. : Я заштриховал фиолетовым цветом, т. к. в феврале метели и вьюги.
В. : Каким цветом заштриховала Оля, почему?
Оля: Я заштриховала серым, потому что в феврале снег покрывается настом и темнеет.
Физкультминутка
Мы на лыжах в лес идём, (Дети машут руками, словно лыжными
Мы взбираемся на холм. палками)
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, (Вращение туловищем вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, (Прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.
(Далее проводится игра синквейн по теме «Зима».
У каждой пары своя иллюстрация, это и послужит словом-предметом в игре, в помощь выводится на интерактивную доску схема составления синквейна.)
Схема синквейна:
Первая строка- одно слово существительное или местоимение, которое обозначает предмет или явление, о котором пойдёт речь.
Вторая строка – два слова, чаще имена прилагательные или причастия, описывающие свойства и признаки этого предмета или явления.
Третья строка – три слова – глаголы, описывающие характерные действия этого предмета.
Четвёртая строка – фраза из нескольких слов, выражающая личное отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка – одно слово – имя существительное, связанное с первым словом синквейна, характеризующее суть предмета, обобщение.
(Даётся несколько минут для обдумывания)
В. : Полина и Егор, слушаем ваш синквейн.
Снег
Пушистый, мягкий
Заметает, падает, кружит
Зимой падает пушистый снег
Вода
В. : Антон и Вероника, слушаем ваш синквейн.
Зима
Волшебная, морозная
Студит, холодит, замерзает
Ребята любят снежную зиму
Чародейка