Анна Кислякова
Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических средств языка «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие словаря по теме «Перелётные птицы», через введение в активный словарный запас названия птиц простой и сложной слоговой структуры.
Задачи:
• Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах
• Расширение словарного запаса по лексической теме,
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических средств языка „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
• Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова;
• Развивать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации;
• Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.
Оборудование: демонстрационный материал «Перелётные птицы», предметные картинки, диктофон «Слушать интересно», Дерево с обозначения слоговой структуры.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте ребята!
Вы заметили, что за окном что-то изменилось? Подскажите что?
- (Ответы детей).
- Стало теплее. Снег растаял. Солнце стало ярче. Прилетели птицы.
- Молодцы! У меня для вас картинка загадка. Что на ней изображено? (Человек следит за птицей).
- А знаете ли вы как называют того, кто изучает жизнь и среду обитания птиц?
- (Ответы детей).
- Эта профессия называется орнитолог.
Предлагаю вам сегодня стать орнитологами и понаблюдать за птицами, которые к нам прилетят. Для этого я раздам вам бинокли, чтобы мы ни одну птицу не пропустили.
- Знаете ли вы, как называют птиц, которые прилетают весной, а осенью улетают?
- (Ответы детей).
- А где же можно увидеть птиц?
- (Ответы детей). (в небе, в горах, в полях)
- Молодцы! Чаще всего птицы проводят время на деревьях. Посмотрите и у нас есть дерево.
Подходим к дереву.
Основная часть.
«Крики птиц».
- Ребята если прислушаться, то можно услышать, как поют птицы.
Орнитологи могут на слух определить, что за птица поёт. Попробуем?
Слушаем звуки птиц «Пособие Слушать интересно».
«76 Гусь», «78Утка», «83Соловей», «85кукушка». (Прилетают птицы, раздаём детям).
Молодцы мы всех птичек узнали!
«Гнёзда».
Логопед: Давайте ещё раз назовём птиц и определим чьё название короткое, а чьё длинное. Птиц с коротким названием посадим в гнездо на короткой веточке, а с длинным в гнездо на длинной.
Сравниваем названия (Гусь – кукушка, утка – соловей).
Смотрите к нам летит ещё одна птичка – жаворонок. Давайте поможем и ему найти своё гнездо.
Молодцы!
Давайте немножко подвигаемся.
Динамическая пауза.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложим назад.
Молодцы!
Игра с мячом «У кого – кто?»
Логопед: давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот называет птенца той птицы, которую я назову.
У кукушки – кукушата, У грача –.
У скворца –. , у журавля -. ,
У стрижа –. , у лебедей –. ,
У уток –. , у гусей -. ,
Отлично!
Игра «Сколько слогов?»
Логопед: дорогие орнитологи, давайте посмотрим по сторонам и постараемся найти ещё каких-нибудь птиц.
Дети смотрят в бинокли. Ищут птичек и несут к дереву.
Подходим к дереву.
Логопед: смотрите у дерева есть веточки с листиками подсказками, куда нужно посадить птичку, которую вы нашли.
На ветку с одним листиком нужно посадить птичку в названии которой один слог. На ветку с двумя листиками - птичку в названии, которой два слога и на третью веточку мы посадим птичку в названии, которой услышим три слога.
Для того, чтобы определить сколько слогов в слове мы поможем себе хлопками, когда будем проговаривать.
(Клёст, грач, дрозд, аист, скворец, ласточка, иволга).
Молодцы, мои юные орнитологи!
«Скворечник» - цепочка слогов.
Логопед: ребята, люди часто помогают птицам и стоят для них домики, как их называют?
- (Ответы детей). (скворечники).
- Правильно, а кто живёт в скворечниках? (Скворцы).
- Давайте нашего скворца посадим в домик. Ой, а он уже занят.
Какие то птички перепутали и в нём поселились.
Давайте их выманим назвав словечки, которые подскажет скворец и постучим.
- Ребёнок повторяет цепочку слов отстукивая кулачком по скворечнику, птица вылетает, слушаем как кричит, угадываем птицу (Слушать интересно). (Гусь – кукушка, утка – соловей).
Садим скворца в скворечник.
Молодцы.
Рефлексия.
Давайте ребята вспомним всех птиц что увидели.
Подходим к рядам птиц.
Игра «Четвертый лишний?»
На доске демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.
Утка, гусь, кукушка, синица
соловей, скворец, иволга, снегирь
ласточка, аист, грач, дрозд. голубь.
Отлично у нас всё появилось.
- Почему эти птицы лишние?
- (Ответы детей). (Потому что они зимние).
Правильно. Эти птички с нами всю зиму.
Итог: понравилось вам наблюдать за птицами?
- (Ответы детей).
- Ребята может быть и вы, когда вырастите, захотите стать орнитологами и отыщите ещё не изученную птицу.
До свидания!
Учитель - логопед: Кислякова А. А.
МАДОУ №135 г. Тюмени