Инна Александровна Скиданенко
Конспект занятия в средней группе «В гостях у зимы» из цикла «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл «Времена года»
Цикл «Времена года» направлен на закрепление у детей общих представлений о смене времен года, характерных признаках каждого из них.
«В гостях у зимы»
Задачи занятия :
Формировать у детей первоначальные навыки опытной и экспериментальной деятельности.
Закрепить знания детей о зиме, ее месяцах, признаках.
Темочки:
- Времена года. Конспекты занятий
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Активизировать речевую деятельность детей по лексической теме «Зима», обогащать речь детей прилагательными, характеризующими снег и лед.
Развивать длительный выдох детей, координацию речи и движений.
Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление детей.
Воспитывать познавательную активность и эстетические чувства детей.
Оборудование:
видеоряд фотографий (или картин) с изображениями зимних пейзажей;
музыка П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»;
два ведерка (со снегом и льдом, одноразовые прозрачные стаканчики, тарелочки и ложечки, листы с нарисованными на них бесцветной свечкой снежинками, голубая акварель, кисточки (по количеству детей);
заготовки для изготовления снежинок; готовые бумажные снежинки с разными узорами, подвешенные на ниточках к горизонтально закрепленной веревочке (по количеству детей, ватман с нарисованными снежинками (с такими же узорами, как у подвешенных за нитки снежинок).
Предварительная работа:
Наблюдать вместе с детьми на улице за зимней природой, беседовать о временах года, признаках зимы.
Познакомить детей с музыкой П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев», разучивать движения танца.
Подготовить наглядный и раздаточный материал для занятий.
Ход занятия
1. Введение в тему занятия.
Педагог встречает детей в костюме Зимы.
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки запираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня. (Зима.)
Педагог (Зима).
Да, ребята, вы угадали. Я — Зима. Рассмотрите мой костюм. Назовите его цвет и то, чем он украшен. (Белый костюм украшен снежинками и узорами.)
Зима — это время года.
У нее есть сыновья — зимние месяцы: Декабрь, Январь, Февраль.
Давайте заглянем в мое царство.
Педагог показывает детям видеоряд фотографий (или картин) с зимними пейзажами под музыку П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев». Дети спокойно рассматривают их в течение 3—5 мин (без комментария педагога).
Зима. Вот такое мое волшебное царство. Расскажите, что вы увидели. (Ответы детей.)
2. Проведение опытов со снегом и льдом.
Зима. Правильно, зима — это время, когда дни становятся короткими, на улице холодно, земля и деревья покрываются снегом. Смотрите, что я для вас принесла.
Показывает детям снег и лед в ведерочке.
Зима. Возьмите одноразовые ложечки и положите на тарелочки по ложечке снега, а в одноразовые прозрачные стаканчики — по кусочку льда.
Дети выполняют задание.
Зима. Посмотрите на снег и лед. Расскажите, какие они.
Дети рассказывают.
Зима. А чем отличаются друг от друга снег и лед? Давайте проведем опыт. На один маленький кусочек цветной бумаги положим льдинку, а на другой — снежок. Можем ли мы увидеть наши кусочки цветной бумаги? (Под льдинкой бумажку видно, а под снегом — нет.) Значит, мы можем сделать вывод о том, что лед не белый, а прозрачный.
Потрогаем теперь пальчиками лед и снег. Давайте расскажем сначала про снег, а затем про лед. Что у них общего? (И снег и лед холодные.) А чем они отличаются (Цветом. А еще снег рыхлый, а лед плотный.)
Педагог помогает детям проанализировать свои тактильные ощущения и передать их словами.
Зима. Как вы думаете, из чего состоит снег и лед? Ответ на этот вопрос мы узнаем чуть позже. Поставьте свои стаканчики и тарелочки на окно. Давайте немного поиграем.
3. Проведение игр и упражнений на развитие координации, внимания, мелкой моторики и речи.
Педагог проводит с детьми несколько игр.
Речевая игра на координацию речи и движений
«Ах ты, зимушка-зима».
Слова стихотворения
Выполняемые действия
Ах ты, зимушка-зима,
Хорошо, что ты пришла. Руки вперед и в стороны, имитируя приглашение.
Мы тебя ждем, В гости зовем. Зовущие движения руками.
С гор катаемся, Присесть на корточки.
В снегу валяемся. Повалиться на бочок.
Подвижная игра на повторение названий частей тела и лица «Заморожу».
Зима, называя по очереди части тела и лица (лоб, плечи, коленки и др., пытается «заморозить» (дотронуться до детей). Дети, услышав названную Зимой часть тела, закрывают ее ладошками.
Зима. Как назвать одним словом явление, когда на улице идет сильный снег? (Снегопад.)
Педагог подводит детей к натянутой веревочке, на которой висят снежинки, и предлагает подуть на них. Затем предлагает каждому ребенку поймать по одной снежинке, рассмотреть их и на «большой полянке» (листе ватмана) найти такие же.
Дети выполняют задание.
Зима. А теперь пора вам вернуться на свои места и сложить еще по одной снежинке. Педагог предлагает детям делать разные разрезы на бумаге по их возможностям.
При наличии большой лупы педагог может предложить детям рассмо-треть настоящую снежинку и рассказать, какая она. Дети дают ответы.
4. Подведение итогов по следам проведенных опытов. Выполнение упражнений на развитие мелкой и общей моторики.
Зима. Давайте посмотрим, что же стало со снегом на тарелочках и со льдом в стаканчиках на окне. (Они растаяли.) Скажите, почему растаяли снег и лед?
Дети дают ответы.
Зима. Что же осталось после таяния снега и льда? (Вода.) А вы знаете, что зиму называют волшебницей? Мы с вами сейчас тоже станем немного волшебниками.
Педагог раздает детям белые листы бумаги с нарисованными на них бесцветной свечкой невидимыми снежинками.
Зима. Для того, чтобы получилось наше волшебство, вам нужно акварелью голубого цвета закрасить ваши листы.
Дети выполняют задание.
В процессе закрашивания нарисованные снежинки проявляются. Педагог акцентирует внимание на произошедшем чуде и хвалит детей за работу.
Зима. Ребята, давайте теперь исполним с вами танец, как настоящие снежинки, под музыку П. И. Чайковского «Вальс снежных хлопьев».
Дети танцуют.
После танца Зима прощается с детьми и уходит.
Подведение итогов.
Педагог снимает за дверью костюм Зимы и возвращается в групповую комнату. После этого предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии, хвалит детей за работу.