Ирина Кириченко
Конспект занятия в средней группе по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «СЧЕТ ДО ПЯТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 5.»
Программные задачи:
- сформировать представление о числе и цифре 5, умение считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает»;
- закрепить счетные умения, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству;
Публикация «Конспект занятия в средней группе по ФЭМП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: пластмассовые пеньки, рабочие столы, магнитофон, мольберт, корзина плетённая.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ: Медвежонок и Зайчонок (игрушки, изображение малины и черники, карточки с изображением 2, 3, 4, 5 предметов, карточки с цифрами 1-7.
РАЗДАТОЧНЫЙ: по 6 кругов красного и синего цвета, карточки с цифрой 5 по одной на каждого.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: проводник, черника.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Мотивационно- ориентировочный этап.
Дети собираются возле воспитателя.
Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости.
Воспитатель: Ребята, а вы сами любите ходить в гости?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня Медвежонок и Зайчонок пригласили нас в гости, чтобы мы помогли им собрать ягоды.
Воспитатель: Как вы думаете, где живут наши друзья?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Правильно.
Воспитатель: А на чем можно добраться до леса?
Дети: На машине, на велосипеде, на поезде и на самолете.
(Дети предлагают разные варианты, но выбирается поезд.)
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Билет на поезд».
Воспитатель: Сегодня мы поедем на поезде, но, что нужно сделать, прежде чем мы сядем в поезд?
Дети: Купить билеты.
Воспитатель: А где можно купить билеты?
Дети: В кассе.
Воспитатель: Как называется человек, который продает билеты?
Дети: Кассир.
Воспитатель: Сколько нужно билетов купить, если вы хотите поехать все вместе?
Дети: Столько же, сколько нас, детей.
Воспитатель: Молодцы! Давайте подойдем к столу-кассе. На нем лежат карточки- билеты с нарисованными на них предметами. Нашими билетами будут служить только те карточки, на которых изображено 4 предмета. Прошу вас выбирайте билеты на столе и подходите по одному ко мне, а я буду проводником и проверю ваши билеты. (Дети самостоятельно выбирают нужные билеты.)
Если билет куплен правильно, то воспитатель проводник просит сказать, что и в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать так: «У меня нарисовано 4 куклы и т. п.». Проводник забирает билет.
Если ребенок выберет карточку не с 4 предметами, тогда воспитатель просит его пересчитать предметы. В этом случае ребенок видит свою ошибку при счете, относит карточку на стол и выбирает ту, на которой 4 предмета.
Воспитатель: Итак, все пассажиры на местах, билеты проверены – в путь!
Воспитатель: Сегодня в лес нас повезёт Паровоз-Букашка. Пожалуйста встаньте друг за другом и соедините свои руки с талией соседа. Итак, мы отправляемся в путь.
Звучат звуки поезда. (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Вот мы и на месте! Ребята посмотрите, как здесь красиво!
Воспитатель: А куда же мы приехали?
Дети: В лес.
2.2 Игра «Отдых в лесу».
Воспитатель: Верно, мы прибыли в лес.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним как надо вести себя в лесу?
Дети: Нельзя шуметь, чтобы не потревожить лесных жителей, нельзя мусорить, ведь лес – дом для зверей и птиц, а в доме должно быть чисто и т. п.
Воспитатель: Молодцы, все помнят правила поведения в лесу.
Воспитатель: А сейчас мы с вами отправимся на лесную полянку.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «По ягоды» (начало) .
Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку, проходите, присаживайтесь на пенечки.
Воспитатель: Мишка и Зайка приготовили для вас синие и красные кружочки. Посмотрите и скажите, на какие ягодки, которые растут в лесу они похожи? (показ на мольберте)
Дети: На малину и чернику.
Воспитатель: Ребята давайте посчитаем, сколько ягод собрал Мишка.
Дети: Четыре.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам пройти в школу лесных жителей и занять свои места.
Воспитатель: Я предлагаю вам посчитать ягоды. (дети занимают свои места)
Воспитатель: Возьмите красные ягоды и выложите столько, сколько собрал Мишка.
Воспитатель: А Зайчик собрал ребята столько же ягод, сколько и Мишка.
Воспитатель: Сколько?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Возьмите синие ягоды и выложите под красными.
Воспитатель: Сколько вы выложили?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Почему 4?
Дети: Потому что у Мишки четыре.
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы немного устали, а давайте немного разомнёмся.
Физ. Минутка:
"Поезд"
Поезд мчится, поезд мчит (движения руками). (Снятие у детей усталости и напряжения)
Тук-тук-тук (ходьба на месте).
Сердце радостно стучит (движения руками).
Тук-тук-тук (ходьба на месте).
Поезд, поезд, торопись (движения пальцами рук).
Тук-тук-тук (ходьба на месте)
Днём и ночью стук колёс (движения руками).
Тук-тук-тук (ходьба на месте).
Поезд мчится, поезд мчит.
4. Открытие нового знания.
4.1 Игра «По ягоды» (продолжение)
Воспитатель: Ой, посмотрите, Мишка нашел еще одну красную ягоду.
Воспитатель: Сколько нашел ягод Мишка?
Дети: Одну.
Воспитатель: Добавьте и вы 1 ягоду.
Воспитатель: Сколько теперь ягод давайте посчитаем пальчиком.
Дети: 1,2,3,4.
Воспитатель: Как получилось 5 ягод?
Дети: Было четыре, добавили ещё одну, и получилось пять.
Воспитатель: Каких теперь ягод больше?
Дети: Больше малины.
Воспитатель: Ребята так у кого ягод больше?
Дети: У Мишки.
Воспитатель: А Зайке обидно стало. Что нужно сделать, чтобы ягод было одинаково?
Дети: Найти ещё одну ягоду Зайке.
Воспитатель: Хорошо, давайте добавим одну ягоду Зайке и посчитаем сколько же ягод стало у Мишки и Зайки?
Дети: По пять ягод: пять малины и пять черники.
Воспитатель: Ребята, а мы можем сделать вывод, что пять ягод у Мишки и пять ягод у Зайки это поровну ягод?
Дети: Да, пять и пять - поровну.
5. Затруднение в игровой ситуации.
5.1 Игра «По ягоды» (продолжение)
На столах разложены карточки с цифрами от 1 до 7 по количеству детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите и найдите на своём столе карточки с цифрами. Выберите карточку, которая обозначает, что наши друзья собрали по пять ягод.
Возникает затруднение, так как многие дети не знают, как пишется цифра 5. Если никто из детей не сможет правильно выбрать карточку с цифрой 5, воспитатель задаё т вопрос:
Воспитатель: Вы сумели выбрать карточку с нужной цифрой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему не сумели?
Дети: Потому что не знаем, как записывается число пять.
6. Преодоление затруднения.
6.1 Игра «По ягоды» (окончание)
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать, если чего-то не знаешь и очень хочешь узнать?
Дети: Надо у кого-либо спросить.
Воспитатель показывает детям карточку, на которой нарисована цифра 5.
Воспитатель: А вы знаете, что число пять записывается с помощью цифры пять?
Дети: Нет (Да)
Дети выбирают нужные карточки на столе и кладут их около собранных ягод (кругов синего и красного цвета).
Воспитатель: Ребята, а давайте вместе с вами нарисуем воздушную цифру 5, то есть, пальчиком в воздухе. Поставили пальчик на картинку с цифрой 5. Начинаем рисовать сверху вниз по картинке. Получилось?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем в воздухе нарисовать (сверху вниз рисуем палочку, затем полукруг, вверху палочку)
Дети рисуют цифру в воздухе сидя за столами.
7. Включение нового знания в систему знаний.
7.1 Игра «Грибочки»
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся с вами на лесную полянку.
Дети вместе с воспитателем идут на полянку.
Воспитатель: Ну вот, мы помогли собрать ягоды нашим друзьям, а они хотят, чтобы мы собрали ещё грибочки.
Воспитатель: А как называются люди, которые собирают грибы?
Дети: Грибники
Воспитатель: Но ребята, Мишка и Зайка попросили, чтобы мы собрали на полянке 5 грибов. Соберите пожалуйста.
Дети собирают грибы на полянке.
Воспитатель: Собрали?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте вместе посчитаем. (Вместе с детьми пересчитывает грибы)
Воспитатель: Молодцы! Всё верно посчитали. А куда же мы сложим наши грибочки?
Дети: В корзинку.
Воспитатель Ребята, Мишка и Зайка уже приготовили нам большую корзинку, давайте сложим туда грибы.
Дети вместе с воспитателем складывают в неё грибы.
8. Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы! Ну что же, нам пора возвращаться. Паровозик – Букашка нас ждёт.
Воспитатель: Все сели в паровозик?
Дети: ДА.
Паровозик отправляется. (музыкальное сопровождение)
Воспитатель: Вот мы и дома, выходим из паровозика.
Дети становятся в круг.
Воспитатель: Ребята вот мы и вернулись с вами в группу, расскажите, где мы были? Чем занимались? Что узнали? Кому помогли?
Дети: Мы были в лесу, помогали Мишке и Зайке собирать ягоды, узнали про цифру 5
Воспитатель: Смогли ли помочь мы друзьям потому, что научились считать до 5?
Дети: Да.
Воспитатель хвалит детей, отвечает на вопросы.
Воспитатель: Молодцы ребята, я хочу подарить вам цифру 5, а вы дома вместе с мамой или папой раскрасите её и принесёте на следующее занятие.