надежда пяткина (юлдашева)
Разработка сценария образовательной ситуации в средней группе по теме: «Счет до шести. Число и цифра 6.»
ФГАОУ Академия повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования
Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000.»
Индивидуальный проект
Разработка сценария образовательной ситуации
по теме : «Счет до шести. Число и цифра 6.»
Выполнила:
Публикация «Разработка сценария образовательной ситуации в средней группе по теме: „Счет до шести, Число и цифра 6,“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 6. Состав числа шесть, счёт до шести
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Юлдашева Надежда Анатольевна
Воспитатель ГБОУ детский сад №2681
г. Москва
г. Москва, 2014 г.
Тема: "Счет до шести. Число и цифра 6."
Введение в ситуацию :
Цель:
1) сформировать представление о числе и цифре 6, соотносить цифру 6 с количеством;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода, закрепить умение преодолевать затруднение способом "спросить у того, кто знает" ;
3) закрепить счетные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счет составление пар;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: карточки с цифрами от 1 до 8, игрушка - обезьяна,.
Раздаточный: бананы, яблоки. (круги зеленого цвета, треугольник - желтого, карточки с 5 точками по количеству детей, карточки с другим количеством точек.
Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания о жизни диких зверей.
Дети садятся на ковёр около воспитателя.
- Ребята, вы были в зоопарке?
- Кого вы там видели?
- А какие еще животные живут в зоопарке?
Воспитатель подводит детей к ответу - обезьянки.
- Что же любят кушать обезьянки? бананы, яблоки
- У меня есть знакомая обезьянки Анфиса, у нее сегодня день рождения, к ней пришли гости, другие обезьянки. Анфиса очень волнуется и боится не правильно раздать угощение. Она просит, что бы вы ей помогли. Вы хотите ей помочь? ДА
- Сможете?
- Тогда отправляемся с вами в зоопарк.
Дети садятся за столы.
Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
1) актуализировать счетные умения детей в пределах 5, умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчета;
2) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.
Дети садятся за столы. Перед каждым лежат вперемешку карточки с разным количеством точек. (кол-во точек 1,2,3,-5)
- Ребята, в зоопарк пускают по специальным карточкам, на которых изображено пять точек.
- Вам нужно найти карточку с пятью точками.
Дети находят карточку, выполнение задания проверяется у каждого ребенка.
-Молодцы ребята!
-Теперь мы можем пройти в зоопарк.
Дети вместе с воспитателем попадают в зоопарк, подходят к обезьянам.
- Вот мы и пришли к обезьянке Анфисе, она говорит, что к ней пришли пять подружек, а она не может посчитать угощения (яблоки и бананы)
Помогите посчитать бананы и яблоки.
- Отсчитайте пять яблок и пять бананов.
- Сколько у вас яблок? пять
- Сколько бананов? пять
- Яблок и бананов пороновну. по пять
- Вы конечно молодцы, но Анфиса сомневается, что банан и яблок поровну.
- Что вы можете сейчас сделать, что бы Анфиса увидела, что яблок и банан поровну?
Дети должны разложить круги и треугольники парами.
- Пока мы показывали Анфисе, что яблок и банан поровну,смотритель зоопарка принес еще один банан.
Воспитатель кладет на край стола бананы по числу детей. Дети должны взять по одному.
- А теперь подумайте, бананов и яблок по-прежнему поровну? нет
- Чего больше?
- Как вы узнали, что бананов больше?
Потому, что у одного банана нет пары.
Затруднение в игровой ситуации.
Игра ". Угощение обезьянок"
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, счета до шести;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
- Сколько теперь бананов у вас? спрашивает Анфиса
Дети вместе с воспитателем считают 1,2,3,4,5,.
Так как не все дети могут считать до 6, то возникает затруднение.
- Смогли вы посчитать грибы для белочки?
- Почему не смогли?
-Потому что не знаем, какое число идет за числом 5
Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1) закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе шесть, умение считать до шести, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из шести предметов;
2) сформировать опыт самостоятельного поиска цели и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.
- Что нужно сделать, чтобы узнать какое количество грибов стало теперь?
- Кто из вас знает, какое число следует за числом пять?
Воспитатель выслушивает ответы детей, создавая атмосферу доброжелательности. Если кто-то из детей назвал число 6, воспитатель хвалит их.
- Молодцы! Вы нам очень помогли!
Затем предлагает всем детям посчитать до шести. Дети хором считают, согласовывают числительные с существительным : один банан, два банана. шесть бананов.
Если никто из детей не ответит, можно их актуализировать, "когда чего-то не знаешь, надо спросить у того, кто знает".
Воспитатель предлагает детям обратиться с вопросом к воспитателю, который рассказывает им, что при счете за числом 5 идет число 6.
- Как получилось 6 бананов? было 5, принесли еще один, стало 6.
- Как сделать так, чтобы бананов и яблок стало поровну? принести еще одно яблоко
Дети добавляют еще одно яблоко.
- Сколько стало яблок? шесть
- Как получили 6 яблок? было 5, нашли еще один, получилось 6
- Что можно теперь сказать о количестве яблок и бананов? их по 6, поровну
Воспитатель делает вывод: шесть и шесть поровну.
игровая ситуация "Танец".
Дидактические задачи:
1) организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.
- На день рождении можно и потанцевать. Анфиса предлагает вам потанцевать вместе с ними.
Дети танцуют на ковре под веселую музыку.
Игра "Угощение обезьянок. "
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3) тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.
Решила Анфиса побежать к маме и рассказать ей о том, сколько у нее яблок и банан для подружек, да по дороге боится забыть их количество.
- Что делают люди для того, чтобы что-то не забыть? записывают
Воспитатель предлагает помочь Анфисе записать число 6,
выбрать карточку с цифрой 6 из лежащих на столе с цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8 (карточек с цифрой 6 столько же,сколько детей).
Так как дети не знают, как записывается число 6, то они могут выбрать разные варианты его записи.
- Смогли вы выполнить это задания? нет
- Почему не смогли? Потому, что не знаем, как записывается число 6.
Преодоление затруднения.
Игра продолжение.
Дидактические задачи:
1) познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить ее с количеством;
2) закрепить умение преодолевать затруднение способом "спросить у того, кто знает";
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.
- Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? Нужно спросить у того, кто знает.
Дети с вопросом обращаются к воспитателю. Воспитатель показывает им карточку с цифрой 6 и делает вывод : цифра 6 пишется в том случае, когда имеются 6 предметов.
Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Игра "По малинку в лес пойдем. "
Дидактические задачи:
1) организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение, актуализировать знания детей, что цифра 6 пишется в том случае, когда имеются 6 предметов.
Воспитатель сообщает детям, что Анфиса имела неосторожность выронить фрукты и ребятам необходимо ей помочь.
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер, где рассыпано 6 шариков желтого и зеленого цвета.
Под музыку дети собирают 6 шариков в желтую коробку, шесть в зеленую. Коробки обозначены цифрой 6.
- Какие вы молодцы, сколько фруктов собрали.
Дети садятся за столы.
Воспитатель вместе с детьми пересчитывает 6 и 6 шариков.
- Шесть желтых и шесть - зеленых - поровну.
- А теперь найдите на столах карточки, на которых будет изображено столько точек, сколько яблок или бананов лежит в коробках.
Дети показывают карточки с шестью точками.
- Как вы считаете, все правильно выполнили задание? Да
- Почему?
Потому что цифра шесть записанная на карточке, соответствует количеству шариков в коробках.
Воспитатель говорит, что уже поздно и пора прощаться с Анфисой, тк ей хочется спать. Дети прощаются.
Итог занятия.
Дидактические задачи:
1) Восстановить в памяти детей, то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей на ковре.
- Где мы с вами сегодня побывали?
- С кем встретились?
- Кому помогли?
Воспитатель хвалит детей и говорит:
- Как вы думаете, почему вы сегодня справились со всеми заданиями?
- Помогли Анфисе угостить друзей, потому что научились считать до 6 и узнали, как пишется цифра 6.