Ирина Балахонова
Конспект занятия в средней группе «Обычаи и традиции терских казаков»
Цель: расширить знания детей о жизни и быте казаков.
Задачи: закрепить названия предметов народного быта, одежды терских казаков Ставропольского края; совершенствовать умение рассказывать знакомые стихи, пословицы, поговорки выразительно, эмоционально; воспитывать у детей интерес к жизни казаков.
Словарная работа: прялка, чугунок, рушник, папаха, шашка, узвар, завеса, монисто, любо.
Публикация «Конспект занятия в средней группе „Обычаи и традиции терских казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Предшествующая работа: беседы с детьми; рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей; рассматривание иллюстраций с изображением казаков, их быта, одежды; изготовление макета казачьего подворья; разучивание казачьих игр; знакомство и заучивание пословиц и поговорок о казаках; знакомство с краеведческим уголком; заучивание стихов, песен о родном Ставрополье.
Оборудование: иллюстрации, стенды с изображение жизни и быта казаков, одежда казака и казачки, магнитофон.
Ход занятия:
Звучит песня «Расрпягайте, хлопцы коня.». Дети входят в группу в костюмах.
Воспитатель: Давайте, ребята, поздороваемся с гостями. А какие вы сегодня нарядные, красивые. Да на вас костюмы казаков и казачек. А что вы знаете о казаках? Я сегодня всех приглашаю в мини-музей терских казаков Ставропольского края.
Воспитатель: Самые первые казаки пришли жить на Ставрополье с реки Дон почти триста лет тому назад. Им понравился наш край своей красотой и богатством. Казаки жили на Ставрополье свободно. Они охотились, ловили рыбу. Верой и правдой служили русскому царю, стерегли границы. Были они люди храбрые, удалые, и воевать, и жить умели ладно.
В мирное время они возделывают поля и разводят скот, а в тревожные военные времена все, как один, становятся под ружьё.
А семьи у казаков были большие, детей было много, жили все в любви и дружбе. Учили в казачьих семьях уважать и почитать старших, быть вежливыми, послушными, скромными, честными, приучали к труду.
Чтобы хорошо жить, надо трудиться. Дети помогали старшим в огороде, нянчили младших детей, пасли скот.
Казаки занимались разными ремё слами: шили себе одежду, сами ткали материю, вышивали, украшали ее (спросить, как называются шапка у казака – папаха, фартук у казачки – завеса).
Любили казаки резать по дереву (показываю, чеканили по металлу, плели из соломки, прутьев ивы (показываю); преуспевали в кузнечном деле - ковали себе и орудия для труда, и оружие для защиты (кинжалы, сабли, шашки).
Делали казаки для своих детей игрушки: кукол (показываю, солдатиков, погремушки, каталки, пирамидки (показываю). В каждом доме была прялка (показываю, чтобы прясть шерсть и вязать из неё одежду.
Казачки очень любят украшения. А как называются вот такие бусы? (Монисто).
Казаки сами строили свои дома из глиняных камней – самана и соломы – крышу крыли. У каждого в доме была большая печь с лежанкой (показываю иллюстрацию). Дети в холодное время года спали на печи, на её лежанке. А летом, когда было жарко, печь выкладывали во дворе. Растапливали её сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова.
Готовили казачки вот в таких чугунках (показываю). Ели казаки за деревянным столом, у которого стояли лавки. Посуда была из глины, а ложки деревянные (показываю). Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству. Кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.
Любимые блюда у казаков были лапша, борщ, уха, студень, вареники, узвар – компот из сушеных фруктов. Чай любили пить казаки из разных трав, предпочитали мяту. В каждом огороде росла пахучая мята (показываю).
Хлеб пекли тоже сами. А к празднику казачки пекли каравай (показываю). Испокон веков его несли из печи до стола вот на таком рушнике (показываю) и рушником покрывали. Хлеб – его величество. Хлеб – наш господин. С ним сытно, тепло. Без него голодно, холодно. Это особенный хлеб, им и сейчас угощают на торжество или в праздник. Встречают гостей хлебом и солью.
О каравае поэты стихи пишут. И сейчас нам расскажет стихотворение:
Вот он, хлебушка душистый,
С хрустящей корочкой витой
Вот он вкусный, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Воспитатель: Когда казакам что-то нравится, они кричат: «Любо!»
Стук в дверь.
Казак (ребенок) : Здорово живете, сельчане.
Воспитатель и дети: Здравствуй.
Казак (ребенок) : Хожу по селу, земляков приглашаю на проводы, ухожу на службу.
Воспитатель: Казаки всегда умели и умеют служить Родине. В Армию казаков провожало всё село. Звучали песни с прибаутками и приплясом. И каждый старался оказать посильную помощь тем, кто уходил в поход. После напутствия раздавались казакам узелки, в которых находились носовые платки, сахар, чай, табак, бумага, спички, мыло. Более бедным дарили башлыки (шерстяные капюшоны, тёплые рубахи, рукавицы. У станичного правления девушки казачки танцевали с уходящими казаками. В знак верности уходившим, в память о себе, девушки повязывали казакам платок выше локтя.
Танец по музыку «Синий платочек».
Воспитатель: Ребята, а давайте соберем казачка на службу.
Детская игра «Соберем казачка в поход».
Воспитатель: Ну, что, казак, все ли правильно собрали ребята?
Казак (ребенок) : Любо.
Проводится игра «Любо, не любо».
Воспитатель: При появлении старшего казаки что делают?
Казак (ребенок) : встают, отдают честь, снимают шапку, кланяются.
Дети: «любо»
Воспитатель: А если при старших сидят, вступают без разрешения в разговор, а еще хуже говорят «плохие слова»
Дети: «не любо»
Воспитатель: Не пристойно обгонять старика, спросить разрешение пройти, при входе пропустить старшего.
Дети: «любо»
Воспитатель: Младший должен проявлять выдержку, не прикословить.
Дети: «любо».
Воспитатель: При спорах, раздорах, драках слово старшего являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.
Дети: «любо».
Воспитатель: Если называли старшего «стары», «дед».
Дети: «не любо».
Воспитатель: «А если «батько», «батьки».
Дети: «любо».
Воспитатель: Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи своего народа. Родители с раннего возраста учили детей: не убивай, трудись по совести, другому товарищу не завидуй и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи женской честью, помогай бедным, не обижай сирот, защищай от врагов Отечество, но прежде всего, крепи веру православную. И добавляли: если кому-то что- то можно, то нам нельзя – мы Казаки!
Воспитатель: А вот, что же тебе отец говорил, как сыну?
Ребенок-казачок. Послушай моих речей сын наперед.
Служил твой дед, служил и я.
Даю тебе коня лихого
Пику, шпагу, портупей
Холи, корми коня гнедого
И ничего ты не жалей
Слушай старших и начальство,
И береги своего коня.
Он твоего отца седого
Возил в огонь и из огня.
Воспитатель: Ребята, у меня в руках самая настоящая подкова, она нужна лошадям, защищает их копыта от грязи, болезни, помогает при скользкой дороге. В старину считалось, кто подкову найдет, тому она счастье принесет. Давайте сыграем в игру «Передай подкову». Подержите в своих ладошках подкову и скажите добрые слова – пожелания для нашего казачка, что в армию собрался ( пожелания: здоровья, хорошей службы, верных товарищей, чтобы не было войны, мирного неба, удачи, быстрее вернуться домой, любить родину, любить свою семью, защищать всех от злых людей). В конце игры казачку дарят подкову на счастье.
Воспитатель: С песнями провожали казака на службу. Пожелаем же и мы нашему казаку служить верой и правдой на благо Родины своей, живым и невредимым вернуться со службы.
Танец. Звучит запись песни «Проводы казака». Казак (ребенок) уходит.
Воспитатель: Прощай, казак, С Богом! Казак без службы - не казак. Это пословица казацкая. А какие вы знаете пословицы о казаках?
Дети: Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
Где враг, там и казак.
Казачий обычай такой : где просторно, тут и спать ложись.
Казак сам себя веселит.
Конь казаку - лучший друг.
Воспитатель: Хорошие пословицы вы знаете, настоящие казацкие. У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. На скачках выставлялись племенные, отборные кони. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
Дети: Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
Без коня казак кругом сирота.
Казак голоден, а конь его сыт.
Воспитатель: А знаете, что главным оружием у казаков был кинжал. Покупать кинжал считалось позором для казака. По обычаю кинжал передавался по наследству от отца к сыну, дарился или добывался в бою.
Всегда возвращаясь из военного похода, уставшие, не выспавшиеся, но полные любви к родным и близким, к своему дому, казаки накрывали столы, звали гостей, пели песни и веселились, дарили подарки.
Воспитатель: Ребята, о казаках, их жизни можно говорить много и долго. Наша экскурсия в мини-музей закончилась. Вам понравилось? А что вам было интересно? Что запомнилось? Что расскажите дома?
Воспитатель: И для вас сегодня есть подарки. На память всем мальчикам - солдатики, в такие игрушки очень любят играть казачата. А для девочек бусы – монисто.
Давайте мы сейчас заведем песню и пригласим наших гостей в наш мини- музей.
Звучит фонограмма песни «Распрягайте, хлопцы, коней…».