Федорищева Светлана
Конспект занятия «Наши исследования о воздухе» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе.
• Дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
• Развивать умение самостоятельно делать выводы.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Воспитывать дружеские отношения между детьми в группе и умения работать сообща.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- фартуки (по количеству детей);
- миски с водой 2 шт. ; гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки.
- стакан с водой и стакан с почвой;
- духи;
- мыльные пузыри.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, доброе утро. Давайте поприветствуем друг друга. Для этого нам надо собраться в круг.
Нежные, добрые девочки!
Сильные, смелые мальчики!
И встанем в круг, за руки возьмёмся
И радостно друг другу улыбнёмся!
Анисья замечает в группе 2 шарика и подходит к воспитателю. Она не понимает, почему вчера шарики были оба большие, а сегодня один маленький, а другой – большой.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что случилось с шариком?
Дети: шарик сдулся.
Воспитатель: ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать.
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: для чего нам нужен воздух? (Дышать). Сделайте глубокий вдох, выдох.
А каким воздухом полезно дышать? Чистым. А что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить за город и т. д.
А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям. Правильно всему живому. Но если мы не видим воздух, может его и не существует?
Ребёнок: Нет, существует, мы же дышим им.
Воспитатель: Я предлагаю нам не гадать, а проверить это с помощью опытов.
И сегодня мы с вами станем настоящими учёными-исследователями. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, это помещение называется лаборатория. В лаборатории надо соблюдать определённые правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.
Воспитатель: Ребята, давайте пройдём в лабораторию (надевают халаты). Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт с полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей).
Воспитатель: Коллеги, а давайте проверим, есть ли воздух в почве? Вы знаете кто живёт в почве?
Дети: червячки, мыши, кроты.
Воспитатель: могут ли эти существа дышать под землёй?
Давайте проверим есть ли воздух в почве. Для этого в стакан с водой мы добавим несколько ложечек почвы, что вы наблюдаете?
Дети: мы видим пузырьки воздуха.
Воспитатель: какой мы сделаем вывод, ребята?
Дети: в почве есть воздух.
Опыт «Есть ли у воздуха запах?»
Воспитатель: дети, давайте проверим, есть ли у воздуха запах. Я предлагаю вам понюхать воздух.
Дети: не пахнет ни чем.
Воспитатель даёт понюхать детям духи. А сейчас, вы чувствуете какой-нибудь запах?
Дети: вкусно духами пахнет.
Воспитатель: мы с вами можем сделать вывод, что воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.
Физкультминутка.
Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть-
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую - шар всё толще,
Дую – толще, дую - толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик – мой дружок.
Опыт «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Опыт «Перемещение воздуха в пространстве».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдёт, если воздух попадёт в каплю мыльной воды?
Дети: не знаем.
Воспитатель: У нас есть мыльные пузыри, давайте их надуем, что произойдёт?
Дети надувают мыльные пузыри.
Воспитатель: а сейчас девочки надувают пузыри, а мальчики будут дуть на них. Что происходит?
Дети: они перемещаются по группе.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! В результате наших поисков мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии).
- что воздух существует;
- что воздух невидимый, бесцветный;
- что воздух без запаха;
- что воздух есть внутри людей и в почве.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ.