Наяндина Людмила
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «С голубого ручейка. Водные ресурсы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной к школе группе/образовательные области «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие»/
Тема: «С голубого ручейка начинается река…»
Воспитатель Наяндина Людмила Анатольевна
Цель: совершенствование знаний детей о водоёмах Оренбургской области. Формирование безопасного поведения на воде и бережного отношения к водным ресурсам.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „С голубого ручейка, Водные ресурсы“» размещена в разделах
- День воды, 22 марта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Темочки
- закрепить и расширить знания детей о реках, ручьях, родниках родного края;
- формировать представление о водоемах, как об источниках пресной воды.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к природе, смекалку и сообразительность;
-активизировать внимание и наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам;
- воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасного поведения на воде.
Предварительная работа:
Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!», рассматривание энциклопедий о воде, чтение худ литературы. заучивание физкультминутки «Речка», беседа о водоемах, подвижные игры «Ручеёк», «Море волнуется», дидактические игры по теме.
Материал для занятия :
Телевизор, презентация, магнитофон, флешка с записью музыки, мяч.
Ход:
Дети играют. Вдруг раздаются негромкие звуки музыки похожие на шум воды (аудиозапись).
Воспитатель: Дети, слышите? Что это? (подходят к воспитателю).
Воспитатель: На что похожи эти звуки? (ответы)
Воспитатель: Правильно, мы слышим звуки, которые издает вода. Значит где - то поблизости водоем. Скажите, какие водоемы вы знаете? (ответы).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас отгадайте загадку.
Ребё нок загадывает:
Она бежит, искрится,
На солнце серебрится,
Огибает берега
Полноводная. (река).
Воспитатель: Верно. Давайте присядем на стулья и побеседуем о реках. Река - это постоянный водный поток больших размеров с течением от истока до устья.
Наша Оренбургская область богата водными ресурсами. На территории Оренбуржья раскинулось множество больших и малых рек. Все они являются пресноводными и пригодны для рыбалки. Все реки, и большие, и маленькие имеют огромное значение. Их необходимо оберегать. Реки являются богатством и украшением России.
Воспитатель: Дети, вы знаете, какие реки протекают в нашем крае (ответы)
Воспитатель: Правильно. По территории нашей области протекает много рек. Но самыми крупными считаются такие реки: Урал, Самара, Сакмара, Илек.
Воспитатель: Кто знает, какие бывают реки? (ответы детей).
Воспитатель: Рек на свете много: полноводные, равнинные, горные.
Полноводные с плавным, медленным течением. Такие реки текут среди полей, равнин и пологих холмов. В нашей области есть такая река, Урал.
Давайте послушаем, что о ней расскажет Ксения.
(Девочка рассказывает заранее подготовленный текст) :
-Урал - самая крупная и главная река Оренбургской области, впадающая в Каспийской море. Русло Урала проходит через Оренбург, где находится место отдыха горожан и гостей города - Бульвар и Зауральная роща. Через реку проложен красивый навесной мост (слайд).
Воспитатель: Одной из крупных рек Оренбуржья является Самара. Послушаем, что расскажет о ней нам Артур.
(Мальчик рассказывает о реке) :
- Самара – одна из крупных рек нашего края. Она впадает в Волгу. Основные притоки Самары - Ток, Большой Кинель, Бузулук. С левой стороны реки - склоны пологие, а справа - возвышенности. Самара довольно широка и полноводна. В реке водятся рыбы: плотва, судак, подлещик, карась, окунь, щука.
Воспитатель: Спасибо за ваши интересные сообщения. Мы продолжаем беседовать о реках.
Равнинные реки бывают могучие, широкие. Встречаются реки поменьше, их называют притоками. Они обычно впадают в крупные реки. Илек - река в Оренбургской области, самый крупный левобережный приток Урала. Илек имеет широкую долину с двумя надпойменными террасами (слайд).
С гор сбегают вниз веселые горные реки. Они отличаются от равнинных рек быстрым бурным течением с шумными водоворотами, водопадами и студеной водой. В нашем районе протекают такие речки.
Это Катрала и Кураганка (слайд 3).
Воспитатель: А давайте поиграем в игру «Какие бывают реки».
Воспитатель: Вставайте в круг. Я называю слово, а вы говорите противоположное по значению.
Равнинные – горные.
Тихие – быстрые.
Широкие – узкие.
Прозрачные – мутные.
Короткие – длинные.
Глубокие – мелкие.
Спокойные – бурные.
Воспитатель: Молодцы! Давайте присядем на палас.
Воспитатель: Задумывались ли вы, как возникает река? (ответы).
Вот, послушайте. У каждой реки есть начало - исток. Это может быть небольшой родничок, бьющий из-под земли, или светлый ручеек, пробирающийся среди болотных кочек. Есть у реки русло. Русло - путь, который выбрала себе река. Реки текут под уклон, часто путь их извилист, потому что они огибают горы, холмы, небольшие возвышенности.
В конце пути река добегает до моря и впадает в него. Место впадения реки в море называется устьем.
Воспитатель: Итак, у всех рек есть исток - начало реки, русло - путь, по которому она течет, и устье - место, где река впадает в море.
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на берегу речки? (Звуки реки)
Воспитатель: Какие картинки вы увидели? (ответы).
Воспитатель: А что вы услышали? Что почувствовали? (ответы).
Воспитатель: Давайте «подойдем» к реке.
Физкультминутка «Речка» :
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4,
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой, это - кроль.
Все как один плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Молодцы! Давайте послушаем Варю.
Ребё нок читает стих:
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит.
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Воспитатель: О чем прочитала Варя? (ответы).
Воспитатель: Правильно. Родник – это вода, которая выходит из-под земли. Вода в роднике чистая, холодная, вкусная, полезная.
На территории Оренбургской области имеется много родников. В нашем степном крае родники несут живительную силу. Вокруг них возникает оазис растительности, обитают разнообразные животные, птицы, насекомые.
Для сохранения природного разнообразия необходимо оберегать родники от разорения и пересыхания, а также проводить работу по их сохранению.
В Оренбургской области существует программа охраны родников и в настоящее время 85 родников относятся к памятникам природы. Среди них такой известный родник – «Татьянин родник», который находится рядом с автомобильной дорогой Оренбург - Акбулак (слайд).
Воспитатель: Отгадайте еще загадку.
Ребенок загадывает:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)
Воспитатель: Что это? (ответы).
Воспитатель: Правильно. Руче й - небольшой постоянный или временный водоток. Ручьи образуются от стока дождевых, талых вод или при выходе на поверхность подземных вод. В нашем крае очень много ручьёв, которые сливаются и образуют реки. Ручьи, как и другие водоёмы нужно оберегать, не засорять, так как они являются источниками питьевой воды.
Воспитатель: Все вы летом отдыхали: кто на даче, кто в деревне, и конечно же купались в речке, в озере. А вы знаете, правила поведения на воде? (ответы).
Воспитатель: Все дети должны помнить правила.
Памятка безопасности при купании в водоемах:
- купаться только в специально отведенных местах;
- не подплывать к близко идущим судам, лодкам и не допускать шалостей на воде;
- не подавать ложных сигналов тревоги, не плавать на надувных матрацах;
- не нырять в воду в незнакомых местах, с лодок, крутых берегов, причалов;
- не купаться в воде при температуре ниже +18°С;
- не бросать в воду банки, стекло и другие предметы, опасные для купающихся;
- купаться только в присутствии старших.
- не нырять с высоты, не зная глубины и рельефа дна.
Воспитатель: Что нового вы узнали, дети? Что больше всего вас заинтересовало… Почему?. (вместе с детьми делаем выводы).