Гузелия Вахитова
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Дружно живем в Татарстане»
▼ Скачать + Заказать документы
Вахитова Г. Х.
Тема: «Дружно живем в Татарстане»
подготовительная к школе группа
Задачи:
Образовательные:
Лексика: закрепление названий элементов национальных костюмов (кокошник, сарафан, рубашка, калфак, платье, камзол, тюбетейка, сапожки, названий национальных блюд (борщ, щи, блины, оладьи, ватрушки, пирожки, пирог, кулич, балеш, кыстыбый, чак-чак, очпочмак, суп с лапшой, перемяч).
Грамматика: закрепление умения правильно пользоваться в речи союзом потому что.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Дружно живем в Татарстане“» размещена в разделах
Фонетика: развитие фонетического слуха.
Развивающие: развитие памяти, мышления, монологической речи; билингвальное комплексное развитие детей через овладение родным и русским языками.
Воспитательные: закрепление знаний детей о татарской и русской национальной культурах; воспитание гражданских чувств и патриотизма через знакомство с историей собственного народа и народов, живущих рядом с нами.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный: куклы в татарском и русском национальных костюмах, мультимедиа-проектор, предметные картинки с изображением элементов национальной одежды, наклонная доска.
Предварительная работа с детьми: беседы о родной республике, о родном селе; ознакомление с государственной символикой республики Татарстан; экскурсия в музей родного края; рассматривание татарского и русского национальных костюмов; разучивание народных пословиц, загадок, игр.
Подготовка воспитателя : создание презентации, изготовление предметных картинок с изображением элементов национальной одежды.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся».
- Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Гузелия Харисовна, а ты кто? (Я – Марсель, я – Лилия)
Здравствуйте, милые дети! Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю на занятие русского языка.
Дети садятся на стулья.
- Ребята, скажите, в каком селе мы с вами живем?
- Мы живем в селе Актаныш.
- А в какой республике мы живем?
- Мы живем в республике Татарстан.
- А в какой стране мы с вами живем?
- Мы живем в России (показывается слайд с картой России).
- Вот какая она большая – Россия, страна в которой мы живем. А вот республика Татарстан. В Татарстане находится наше родное село Актаныш.
- Дети, а мы с вами кто по национальности?
- Мы – татары.
- А еще люди каких национальностей живут в нашем селе?
- В нашем селе живут русские, марийцы, башкиры и другие национальности.
- А на каком языке мы говорим между собой?
- Мы говорим на татарском языке.
- А какой язык мы изучаем в детском саду?
- В детском саду мы изучаем русский язык.
- Дети, а почему мы изучаем русский язык?
- Потому, что мы хотим научиться правильно говорить на русском языке.
- Потому, что мы живем в России.
- Потому, что это интересно.
- Правильно, дети. Наш родной язык – татарский язык. А в детском саду мы изучаем русский язык, для того, чтобы мы смогли общаться с людьми других национальностей, которые живут рядом с нами.
Сегодня у нас в гостях русская кукла Маша и татарская кукла Мадина. Вместе с ними мы поговорим о том, что мы знаем о русском и татарском народах.
Давайте расскажем Маше и Мадине о нашей республике.
Дети рассказывают по слайдам.
Республика Татарстан – наша Родина. У нее есть свой герб, флаг и гимн. В Татарстане дружно живут татары, русские, чуваши, удмурты и другие национальности. Столица Татарстана – Казань. В республике добывают нефть, газ. Строят автомобили, самолеты. Я люблю свою Родину.
- Спасибо, ребята! Маше и Мадине очень понравились ваши рассказы. А вы заметили, в каких красивых костюмах они пришли? Маша пришла в русском национальном костюме, а Мадина пришла в татарском национальном костюме. Назовите, что надела Маша?
- Маша надела кокошник, рубашку и сарафан.
- А что надела Мадина?
- Мадина надела калфак, платье и камзол.
Показываются предметные картинки.
- Давайте повторим, какие элементы национальных костюмов мы с вами знаем. Элементы татарского костюма : калфак, платье, фартук, тюбетейка, камзол, сапожки. Элементы русского костюма: кокошник, сарафан, рубашка.
- Посмотрите на экран. Вот как красиво в старину одевались русские девушки и юноши. А вот так одевались татарские девушки и юноши.
Показываются слайды.
- Ребята, а сейчас такие костюмы где можно увидеть?
- В музее, на концерте, на народных праздниках.
- А какие праздники татарского народа вы знаете?
- Сабантуй, Науруз, Сюмбеля.
- А какие праздники русского народа знаете?
- Масленица, Рождество, Пасха.
- Молодцы, дети! А теперь давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».
Показываются слайды. Проводится игра «Четвертый лишний».
- Молодцы, ребята! Вы, наверное, немножко устали. Давайте поиграем в татарскую народную игру «Тимербай».
«Пять детей у Тимербая,
Дружно, весело играют.
В речке быстро искупались,
Нашалились, наплескались.
Хорошенько отмылись,
И красиво нарядились,
И ни есть, ни пить не стали,
Друг на друга поглядели,
И сделали вот так (движения по показу ведущего).
- Ребята, а вы знаете какие блюда готовят дома мамы Маши и Мадины? Мама Маши готовит русские национальные блюда, а мама Мадины готовит татарские национальные блюда. Давайте посмотрим на экран,
Показываются слайды.
- Русские национальные блюда: борщ, щи, блины, оладьи, пирожки, ватрушки, пирог, кулич. Татарские национальные блюда : балеш, кыстыбый, очпочмак, суп с лапшой, чак-чак, перемяч.
Вот какие вкусные блюда есть у русского и татарского народов. А теперь мы поиграем в игру «Что любит Маша? Что любит Мадина?» Мадина любит татарские национальные блюда, а Маша любит русские национальные блюда.
Проводится игра «Что любит Маша? Что любит Мадина?»
- Ребята, а какие блюда готовят дома ваши мамы? (ответы детей)
- У каждого народа бывают свои пословицы, загадки. Какие пословицы русского народа вы знаете?
- «Умелые руки не знают скуки».
- «Сам пропадай, а товарища выручай».
- «Хочешь есть калачи – не лежи на печи».
- «Поспешишь – людей насмешишь».
- А какие пословицы татарского народа вы знаете?
- «Кош - канаты белн, кеше дуслык белн кчле».
- «Дусты булмаса – эзл, тапса– югалтма».
- «Эш беткч, уйнарга ярый».
- “Аз сйл - кп тыла”.
- «Илсез кеше – телсез сандугач».
- А кто нам загадает русские народные загадки?
Отгадки проверяются с помощью слайдов.
Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками (еж).
Комочек пуха
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц)
Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит (река).
- А теперь, послушаем татарские народные загадки.
й тбсенд аю бии (ттен).
Колак, борынны уып
е керт куып (суык).
- Молодцы, дети! Маша и Мадина очень рады, что вы так много знаете о русском и татарском народах. Вам понравилось сегодняшнее занятие? (Ответы детей) Вы мне тоже очень понравились. Сегодняшнее занятие мы закончим русской народной хороводной игрой «Земелюшка – чернозем».
Земелюшка-чернозем,
Земелюшка-чернозем,
Чернозем, чернозем
Земелюшка-чернозем.
Тут берёзка выросла,
Тут берёзка выросла
Выросла, выросла
Тут берёзка выросла.
Плели венки из цветов,
Плели венки из цветов,
Из цветов, из цветов
Плели венки из цветов.