Налья Риза
НОД по обучению татарскому языку. Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
перевод с тат. языка
Цель:
1. Познакомить с характерными особенностями национального костюма (калфак, камзол, тубэтэй, читек)
2. Активизировать в речи слова (калфак, камзол, тубэтэй, читек)
3. Упражнять в правильном произношении звука Y
4. Развивать творческую активность, вызвать у детей желание создавать по образцам татарского народного творчества
Подготовка к занятию:
Публикация «НОД по обучению татарскому языку, Ознакомление детей с татарским декоративно–прикладным искусством» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Республика Татарстан
- Татарский язык. Материалы для изучения татарского языка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Анализ книги Ф. Х. Валеева Орнамент казанских татар: изготовление наглядных пособий, подготовка кукол в национальных костюмах, создание альбома «Национальной одежды»
Материал к занятию:
1. Иллюстрации традиционных национальных изделий (калфак, тюбэтэй, камзол, читек)
2. Рисунки национального костюма куклы татарских национальных костюмов и образцы элементов татарского искусства
3. Силуэты образцов одежды, клей, кисточка, салфетки, цветная бумага и ножницы
Ход занятия:
Зашли. Поздоровались. Здравствуйте.
Ребята давайте улыбнемся друг другу и обнимемся (обнялись) похвалим друг друга:
Ты хороший, ты ловкий, Син матур, син чибр (акыллы, уган. б.)
А теперь улыбнулись мне и сели.
Ребята к нам в гости пришли куклы. Посмотрите какие красивые, нарядные. Наши куклы одеты в татарский национальный костюм. Такие нарядные, яркие и украшены орнаментом.
женский головной убор называется /калфак/
Мужской /Тубэтэй/
Скажем правильно звук УЮ и “тубэтэй”
Посмотрите какие узоры украшают тубэтэй и калфак, одежду кукол (камзол, читек и др) Посмотрите наши куклы без имени. Как назовем мы кукол? Какие вы знаете татарские имена девочек и мальчиков (ответы детей)
Назовем девочку Алсу, мальчика Тагир.
На Алсу надето платье, подол украшен оборкой, рукава широкие и тоже с рюшами /показываю/. Повепх платья надет камзол. Камзол украшен вышивкой. А что на ногах у Алсу и Тагира? /На ногах кукол сапожки/
Да, на ногах сапожки украшенные узором. И называются сапоги – читек.
/Дети повторили: читек, тубэтэй, калфак, камзол/
Татары издавна носили такую одежду. Народные мастерицы украшали ее одежду разнообразными узорами составленными из цветочков и листьев разной Фомы и разного цвета. Они отличаются яркостью цвета /показываю иллюстрации на которых изображена одежда/. Посмотрите здесь изображен / / и вышит цветным орнаментом, цвета яркие сочные рисунки расположены и по краям и в середине. В настоящее время многие предметы можно встретить у себя дома или увидеть в магазине.
ейчас предлагаю вам поиграть в игру тубэтэй.
Игра: «Тубэтэй»
Ход игры: Тубэтэй передаем по кругу проговаривая слова Туп – туп тубэтэй, тубэтэем укалы, меня кем дэ туктады. У кого останется тубэтэй тот рассказывает стихи.
Стихотворение «Тубэтэй», «Кадфак» «Менэ нинди мин малай»
Молодцы!
А вы хотели бы стать такими мастерами и научиться украшать эти предметы орнаментом.
Воспитатель предлагает украсить силуэты предметов одежды, обуви обращает внимание, что татарские мастера используют в своих узорах хорошо знакомые образы цветов и листьев. В узорах старались передавать красоту природы. Для этого они часто изменяли форму цветка или листа, их окраску делая их еще более красочными (рассматривают образцы)
Какие цвета в узоре сочетаются друг с другом? (Красные и синие цветы с зелеными листьями, красные и зеленые цветы, зеленые и малиновые цвета)
Дети выполняют задание
В ходе выполнения задания воспитатель помогает затрудняющимся в подборе цветосочетаний, поощряет самостоятельность и творчество каждого ребенка в
ветовом решении при создании узора.
В заключении воспитатель предлагает поменяться работами с соседом, каждому определить, аккуратно ли и красиво выполнена работа.