Татьяна Панова
Конспект занятия в подготовительной группе «Всё о профессии пожарного»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- Расширять и конкретизировать представления о профессии пожарного.
- Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”
- Развивать познавательные интересы детей.
- Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании прилагательных от существительных).
- Развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы).
- Сформировать сплочение детского коллектива через игровую деятельность.
- Воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Всё о профессии пожарного“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
- Закрепить у детей знания правил противопожарной безопасности.
Материалы:
Эмблемы (синие и красные кружки, презентация, видеоэкскурсия, 2 ватмана, картинки - правила, клеевые карандаши, эмблемы, медали, физ. оборудование, куклы, огнетушители, карточки для игр, мяч,
Предварительная работа:
• Рассматривание картинок с изображением профессий, составление описательных рассказов по теме.
• Чтение художественной литературы С. Михалкова «Дядя Степа», С. Маршак «Пожар».
• Проведение дидактических игр: «Кому что?», «Что лишнее?» «Угадай по описанию», настольно - печатные игры.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Создание мотивации к занятию.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И беседовать начнем.
Сегодня наша речь пойдёт о профессии.
В мире существует множество различных профессий. Каждый человек выбирает одну профессию, которой он посвящает всю свою жизнь. Вы знаете много разных профессий. Давайте поиграем в игру. Сейчас вы будете называть по одной профессии, после этого присаживаться на стульчики.
Мы в профессии играем,
Их с друзьями называем (перечисляют).
Все профессии важны
Все профессии нужны!
Сегодня мы с вами поговорим об очень важной и нужной и в то же время опасной профессии, а о какой, вы мне ответите, отгадав загадку.
Перетянут он ремнем.
Каска прочная на нем.
Он в горящий входит дом,
Он сражается с огнем.
(Пожарный)
(Слайд №1)
Правильно, дети, разговор пойдёт о профессии пожарного.
- Посмотрите внимательно на слайд и скажите, как вы думаете, почему профессию пожарного называют трудной, тяжелой и очень опасной?
(Т. к. при тушении пожара пожарные рискуют своей жизнью, потом что везде вокруг их огонь и дым. Пожары бывают в зданиях на разных этажах и добраться до них не так- то просто, особенно, сложно, если при пожаре внутри помещения находится человек).
Работа пожарных важна для людей!
С незапамятных времен научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников.
- Скажите, когда огонь приносит пользу?
(Огонь-это тепло, свет, пища, защита от врагов).
- В каких ситуациях огонь становится опасным, врагом человека?
(Когда люди не соблюдают правила обращения с огнём).
- Профессия пожарного появилась давно.
Чтобы нам узнать как можно больше интересных фактов о том, как появилась данная профессия мы с вами отправимся в путешествие на машине времени. (Слайд№2)
(Машина времени - это устройство, которое может перенести человека в прошлое или будущее).
- Вы готовы? Тогда нам нужно войти в машину и закрыть глаза (Слайд №3)
- Ну вот, мы и очутились в далёком прошлом. (Слайд №4)
В прошлом люди жили в деревянных избах, топили печи. Освещали свои дома лучинами и лампадами. В те времена пожар на Руси называли «Красным петухом». Он приносил огромные убытки, выгорали целые деревни и города.
В старые времена постоянных пожарных не было. Если загорался дом, то с огнём боролись все жители поселения. Люди тушили пожар, поливая водой из вёдер, они выстраивались цепочкой друг за другом и передавали вёдра с водой.
(Слайд №5)
Чтобы следить за возникновением пожаров, в поселениях назначали специального человека - ночного смотрителя (Слайд №6, этот человек был старостой (главным в деревне). Он ни один раз обходил деревню в ночное время и смотрел, нет ли где возникшего пожара. Как только смотритель замечал дым или огонь, то проходя между домов, сразу же поднимал шум с помощью вот такого устройства – колотушки, (Слайд №6) чтобы люди узнали о пожаре, спешили его потушить. Но звук колотушки слышали, к сожалению, не все жители и для того, чтобы собрать на пожар как можно больше людей в начале поселения был уставлен на деревянных столбах набатный колокол (Слайд №6) Звон колокола слышали все.
Именно такой тревожный звон оповещал людей об опасности и собирал всех вместе на борьбу с пожаром.
Деревни росли быстро и превращались в города. Обходить их стало трудно. И тогда в центре города люди установили специальные смотровые вышки, которые называли «пожарной каланчой». (Слайд№7) На этой вышке круглосуточно дежурил дозорный. Вышка была выше домов, поэтому дозорный сразу замечал очаг возгорания и подавал сигнал тревоги, (Слайд №7 – 3 раза) выпуская в воздух яркие красные шары, и звонил в колокол.
Дозорный должен быть очень внимательным, иметь отличное зрение.
Я предлагаю потренировать и наши глазки, сделать зрительную гимнастику «Мы зоркие пожарные».
Мы гимнастику для глаз
С вами выполним сейчас.
Вправо, влево, кругом, вниз
Повторить ты не ленись!
Укрепляем мышцы глаз
Видеть лучше будем враз!
По сигналу тревоги на место пожара выезжала пожарная команда. (Слайд №8)
У пожарных того времени не было пожарных машин, они выезжали на лошадях, ехали медленно, везли с собой всего 2 бочки воды, потому что на телегу больше не вмещалось.
(Слайд№9)
Позднее придумали ручные насосы, чтобы удобнее подавать воду к месту возгорания.
Но и они были неудобны т. к. нужно было перевозить бочку к колодцу, из которого вёдрами наливалась вода в бочку. Времени на это уходило очень много.
На пожаре было задействовано много пожарных - 50 человек, но и такое количество пожарных, по сути, не тушили пожар, а только не давали огню перейти на другие постройки.
(Слайд №10)Обратите внимание на форму пожарного, она не позволяла находиться вблизи огня долгое время.
Одеты были пожарные в суконные костюмы. Они были очень неудобными. Горели, намокали и тогда становились тяжелыми, а зимой в морозы замерзали. Голову пожарных защищали тяжёлые металлические каски с острым высоким гребнем. На ногах они носили высокие кирзовые сапоги, а на руках – рукавицы, которые защищали руки от огня и мороза.
(Слайд №11)
Но время не стояло на месте. Со временем люди изобрели паровые автомобили, а позже - пожарные машины.
(Слайд №12)
Пожарные машины постоянно совершенствовались и изобретались новые модели. Первая пожарная машина появилась в 1940 году. Вот таким образом более усовершенствованные машины дошли и до нашего времени.
Ну а нам пора возвращаться обратно. Давайте пройдём к машине времени.
Вам понравилось путешествовать?
Давайте проверим ваши знания, что же вы запомнили. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды (по цвету эмблем) и пройти к столам.
Задание для 1 команды – Вам нужно создать ленту времени. Вы знаете, что это такое? Это последовательность тех или иных событий от прошлого до настоящего Здесь вы видите фотографии, они рассыпались и время на них смешалось. Вы внимательно рассмотрите фотографии и вспомнить с чего начиналась история развития пожарной охраны. Располагать картинки вы начнете с левой стороны,
Задание для 2 команды – Вам нужно выбрать картинки тех предметов, с помощью которых оповещали жителей о пожаре.
- Как вы думаете, есть в нашем городе пожарная часть?
В каждом городе есть пожарная часть, где трудятся пожарные.
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в современную пожарную часть.
Экскурсию нам проведёт начальник отделения Топорков Василий Павлович.
(Видеозапись).
- Пожары случаются не всегда, чем же занимаются пожарные в свободное от пожара время?
(Занимаются и тренируются).
Для чего?
(Для того, чтобы всегда быть в форме).
(Игра в кругу с мячом).
Я приглашаю вас на игру. Я буду передавать мяч по кругу, а вы будете перечислять те качества характера, которыми обладают люди этой профессии. Они д. б.
- храбрыми;
- выносливыми;
- ловкими;
- сильными;
- дисциплинированными;
- внимательными;
- быстро принимать решения;
- уметь оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при пожаре;
- поддерживать своих товарищей.
Всё правильно!
Совершив путешествие в прошлое пожарной охраны, побывав на экскурсии в современной пожарной части, мы узнали много интересного. Давайте помечтаем
- Как вы думаете измениться труд пожарных в будущем?
А сейчас Ярослав Р прочтёт нам стихотворение
Пусть ревет пожар, бушуя,
Как свечу его тушу я!
Для борьбы с огнем коварным
Я не зря зовусь пожарным!
- Дети, хотите ли вы побывать в роли отважных пожарных?
Я предлагаю вам провести небольшую тренировку. Для этого вы должны разделиться на 2 команды в соответствии с эмблемами.
1 эстафета: «Смелые пожарные»
По команде вы должны будете быстро пройти полосу препятствий, добраться до горящего дома и вынести их из огня пострадавших. Спасать можно только кого – то одного.
2 эстафета: «Тушим пожар»
Каждой команде выдаётся огнетушитель. Пройдя полосу препятствий, нужно потушить горящие предметы. По команде участники бегут к горящему предмету, обегают его (тушат, ставят огнетушитель рядом и возвращаются обратно, задев рукой следующего участника.
3 эстафета:»Правила».
-Чаще всего пожар случается из-за невнимательности людей, из-за неосторожного обращения с огнём.
Все люди от «мала до велика» всегда и везде должны знать и соблюдать правила противопожарной безопасности. Знаете ли вы эти правила?
Вот сейчас мы это и проверим. Вы будете отбирать карточки, на которых изображены предметы - источники пожара и приклеивать их на ватман. (Анализ.)
Молодцы, справились с заданием, показали свои знания по пожарной безопасности. Давайте мы с вами подарим эти плакаты малышам в нашем детском саду. Чтобы они знали, какие предметы могут вызвать пожар и тоже соблюдали правила пожарной безопасности.
Надеюсь, что вы, ребята, не пройдете мимо, если увидите, что кто-то играет в опасные игры с огнем или не соблюдает правила пож. безопасности.
- А если вы вдруг будете свидетелями такой ситуации какие действия вы предпримите?
(Позвонить по номеру 01, сообщить своё имя, фамилию, что горит и где горит).
Итог:
Пожарных, которые отличаются своим мужеством на пожаре, тоже награждают медалями за отвагу. И вы получаете медали отважных пожарных за свою смелость, ловкость и внимательность.