Инна Зеленкина
Конспект занятия «Вот зима стучит в окно. Кто и как к зиме приготовился» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Вот зима стучит в окно. Кто и как к зиме приготовился».
Цель. Обобщить и дополнить представление детей о времени года зима. Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру.
Задачи:
- закрепить знания детей о зиме и зимних месяцах;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы;
Публикация «Конспект занятия „Вот зима стучит в окно, Кто и как к зиме приготовился“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новогодние окна. Украшение окон на Новый год
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
- систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме, умение определять отличительные признаки животных;
- обогащать и активизировать словарь;
- воспитать интерес к познанию природы.
- совершенствовать умение раскрашивать.
-воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
Ход занятия.
Воспитатель: Садитесь, скорей на свои места.
Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришло письмо. Посмотрите, вот письмо, очень странное оно.
Вместо марок – три снежинки, на конверте есть хвоинки.
Вместо адресата – загадка. Давайте отгадаем её, и узнаем кто же отправитель этого загадочного письма.
«Дел у меня не мало
Я белым покрывалом
Всю землю укрываю
В лед реки убираю
Белю поля, леса, дома
А зовут меня…. (зима).
Воспитатель: Давайте, скорей прочитаем это письмо!
Письмо.
Здравствуйте, дорогие ребятки!
Я – волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играю
И на санках всех катаю
Бабу снежную леплю
Долго я у вас гощу
Чтоб у вас в гостях остаться,
Мне нужно очень постараться
Помогите мне скорей.
Вместе будет веселей
Вы письмо моё читайте
Все заданья выполняйте!
Ну, что ребята, хотите, чтобы Зимушка погостила у нас и порадовала нас своими забавами? Для этого нужно выполнить её задания. Готовы!
Тогда, садитесь правильно и слушайте первое задание:
Задание 1. А, ну-ка, ребятки, отгадайте мои загадки.
Тройка, тройка прилетела скакуны в той тройке белы
А в санях сидит царица: белокоса, белолица.
Как махнула рукавом всё покрыло серебром.
Воспитатель: О какой царице говорится в загадке?
Дети: Это зима.
Воспитатель: Что это за тройка скакунов прилетела?
Дети: Это зимние месяцы.
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев?
Дети: Три месяца.
Воспитатель: А чтобы их назвать, нужно быстро загадки отгадать.
Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой вот загадке
Дни его всех дней короче
Всех ночей длиннее ночи
На поля и на луга
До весны легли снега
Только месяц наш пройдёт
Наступает новый год!
Воспитатель: О каком месяце шла речь?
Дети: О месяце декабре.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Декабрь заканчивается и наступает новый год.
Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длимые ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще, декабрь это последний месяц года.
Воспитатель: А сейчас послушаем о другом месяце.
Загадка о январе.
Щиплет уши, щиплет нос. Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду, упадёт. Не вода, а уже лёд
Даже птице не летится, от мороза стынет птица
Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?
Воспитатель: О каком месяце в этой загадке?
Дети: О месяце январе
Воспитатель: Какой по счёту зимний месяц январь?
Дети: Январь – второй месяц зимы
Воспитатель: Объясните такие строчки
«Щиплет уши, щиплет нос
Лезет в валенки мороз».
Дети: Значит на улице холодно, морозно, надо тепло одеваться
Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.
Воспитатель: Правильно, а сейчас ещё загадка
«Снег мешками валит с неба, с дом сугробы снега
То бураны, то метели на деревья налетели
По ночам мороз силён, днём капели слышен звон
День прибавился заметно ну, так что за месяц это»?
Дети: Это месяц февраль.
Воспитатель: Объясните, что значит «снег мешками валит с неба»?
Дети: Это падает снег, снегопад.
Воспитатель: Какая погода бывает в феврале?
Дети: В феврале бывают вьюги и метели.
Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, молодцы, все загадки отгадали, я думаю, с первым заданием мы справились. Давайте, читать письмо дальше!
Задание 2. Картина «Признаки зимы».
Воспитатель: Ребята посмотрите, в письме лежит картина.
Воспитатель: Какое время года на ней изображено?
Дети: Зима.
Воспитатель: По каким приметам вы это узнали?
Воспитатель: А какие признаки зимы вы еще знаете? (Ответы детей)
Физминутка «Зимой».
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью -зиму любимы, любим мы, любим мы.
Воспитатель: Садитесь на свои места.
Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё птицам и животным.
Воспитатель: Ребята, а почему в лесу не слышно птичьего пенье? (Птицы улетели)
Воспитатель: Многие птицы улетают в теплые края. Какие птицы улетают? (ласточки, грачи, журавли, гуси, цапли, утки)
Воспитатель: Как называются птицы, которые покидают родные края, улетают? (Перелетные)
Воспитатель: Почему они не смогут перезимовать у нас? (Улетают из-за морозов, когда холодно, многим из них трудно добывать себе еду)
Воспитатель: Животные тоже готовятся к зиме. Ребята, а каких диких животных вы знаете? (Еж, медведь, барсук, заяц, лиса и т. д.)
Воспитатель: Зима, это очень трудное, холодное время года, которое нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму.
Задание 3. Ребята, отгадайте загадки о животных и расскажите как они подготовились к зиме.
Воспитатель: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки, ни одной. (Еж).
Воспитатель: Как еж приготовился к зиме? (Он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму).
Воспитатель: Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу.
Воспитатель: Как медведь приготовился к зиме? (Медведь за лето накопил очень много жиру, и теперь может проспать до весны)
Воспитатель: Ребята, а где будет спать медведь (В берлоге).
Воспитатель: Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
Воспитатель: Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (заяц).
Воспитатель: Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета белого).
Воспитатель: Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).
Воспитатель:От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников
Воспитатель: Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Воспитатель: Как же белка готовится к зиме? Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денек, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
Воспитатель: Где живет белка? (В дупле).
Воспитатель: Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней. (Лиса).
Воспитатель: Ребята, как называется дом лисицы? (нора)
Воспитатель: Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый. (Волк).
Воспитатель: Там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка как называется дом? (волчье логово)
Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
Воспитатель: Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв лапы и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет).
Воспитатель: Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой. На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).
Воспитатель: Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.
Задание 4. Игра «Доскажи словечко».
Зима : «Ребята, зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
Воспитатель: Интересно, как же можно поиграть со словом «Снег»? Давайте, читать дальше, может там есть какая – то подсказка.
Зима : «Ребята, я высылаю вам своё любимое стихотворение, вы его читайте и слова добавляйте».
Воспитатель: Кажется, я поняла! А, Вы, поняли! … В этом стихотворении пропущены какие-то слова, и нам их надо отгадать. Давайте, попробуем! Слушайте, внимательно:
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят - всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка - эта девочка — (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри - с красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (Снег.)
Воспитатель Ребята, а ведь без снега не будет зимы. Давайте каждый раскрасит свою снежинку.
Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием мы с вами справились. Давайте. Почитаем, что там ещё в письме написано?
Письмо: «Спасибо, Вам, дорогие ребята, вы смогли справиться со всеми заданиями. Надеюсь, вам было интересно. Ну, что, ж вот вам подарок мой.