Дарья Сафина
Конспект занятия в подготовительной группе «Русский и бурятский национальный костюм как отражение особенностей двух культур»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение представлений о культуре русского и бурятского народов через ознакомление с национальными костюмами в процессе познавательной деятельности
Образовательные задачи:
Уточнить представления о многонациональности народов Прибайкалья.
Сравнить элементы русского и бурятского национальных костюмов.
Выбрать элементы русского и бурятского национальных костюмов в ходе дидактической игры "Собери национальный костюм"
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Республика Бурятия
- Русская народная культура. Конспекты
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Выявить связь элементов национальных орнаментов с культурой русского и бурятского народов.
Обобщить представления о традиционных занятиях народов Прибайкалья в ходе дидактической игры "Традиционные занятия народов Прибайкалья" и подвижной игры "Перегони табун"
Выполнить аппликацию "Варежка", с использованием элементов русского и бурятского национального орнамента на выбор.
Обсудить свою деятельность на занятии.
Прививать уважение людям разных национальностей и их обычаям.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап.
Педагогическая ситуация "Какие народы проживают в Прибайкалье?
В группу входят персонажи в национальных костюмах. (русский и бурят)
Дети: Здравствуйте.
Маша: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Маша.
Гута: Сайн байна! Минии нэрэ Гута.
В-ль: Ребята, вам понятно что сказали нам гости?
(Ответы детей, детям понятно что сказала Маша и непонятно что сказала Гута или молодцы, что догадались, да Гута поздоровалась с нами на бурятском языке)
Гута: Меня зовут Гута и я только что поздоровалась с вами на бурятском языке.
В-ль: Как вы думаете почему Гута поздоровалась на бурятском языке? Какой она национальности?
- А какой национальности Маша?
Маша: Правильно, я русская женщина.
Гута: Хоть я по национальности бурятка, но знаю русский язык и говорю на нем, как и другие народы нашего края и всей нашей страны.
Воспитатель:
- У наших народов много общего, но есть свои особенности.
- Вы хотите узнать больше о жизни и традициях бурятского и русского народов? А у вас получится?
2. Ориентировочный этап.
Беседа. Сравнение русского и бурятского национальных костюмов
Слайд № 1
Воспитатель:
- Посмотрите на доску, вы узнали что это? (Байкал) По берегам этого озера много лет дружно проживают русский и бурятские народы. Они бережно хранят свою культуру и традиции.
Как можно еще понять, что наши гости, представители разных народов?
(по внешнему виду, по костюмам)
Воспитатель:
- Рассмотрите костюмы наших гостей. Бурятская национальная одежда отличается от русской? (.)
- Чем отличается? (по внешнему виду, по форме, по цвету, по украшениям)
Воспитатель:
- Посмотрите на Машу.
- В костюм какой национальности она одета? (в русский национальный костюм)
- Как называется ее головной убор? (Кокошник)
- Во что еще одета Маша? (Рубаха, сарафан, и кожаные сапожки).
- Молодцы вы хорошо знаете детали русского костюма.
Педагогическая ситуация "Бурятский национальный костюм"
- Рассмотрим костюм Гуты.
- В костюм какой национальности одета Гута? (в бурятский национальный костюм.)
- Обратить внимание детей на красоту костюма. Украшения, цвет.
- Назовите части бурятского костюма.
- Каждый элемент бурятского национального костюма имеет свое название.
- Вы знаете как называются детали национального бурятского костюма? (нет)
А хотите узнать? (да)
А как мы можем узнать, как называются детали бурятского национального костюма? (спросить у Гуты или, если нет детских вариантов: может мы можем спросить об этом кого нибудь)
-Гута расскажи нам о бурятском костюме.
Гута:
-Мой костюм состоит из шапки - (малгай, верхней одежды - (дэгэл, сапог - (гуталы, и все это украшено красивым бурятским орнаментом.
Сначала одевают гуталы (сапоги).
-Ребята, а как вы думаете, для чего у гуталов носок поднят кверху? (ответы детей). Чтобы не запнуться; чтобы «не поранить» землю. Ведь буряты очень бережно относились к земле – матушке. Затем одевают дэгэл (верхняя одежда, посмотрите, какой глубокий запах и воротник – стойка у дэгэлов.
- Для чего это? (ответы детей). Чтобы было теплее, ведь буряты в стужу ездят на конях, пасут скот.
- В последнюю очередь одевают – малгай (шапку). Шапки у бурят напоминают остроконечные вершины гор, основание обозначает землю, на остром конце прикреплено украшение - дэнзэ, оно символизирует солнце, красная кисточка обозначает солнечные лучи.
В-ль: Давайте проверим как внимательно вы слушали гуту. Хотите поиграть в игру?
Сначала нам надо разделиться на команды, по цветам. У кого зеленый цвет, подойдите к зеленому столу, у кого желтый - к желтому столу.
Дидактическая игра «Собери национальный костюм».
(работа в подгруппах)
Цель: Закрепить знания детей о бурятском и русском национальном костюме.
Дети условно делятся на две команды, одни собирают русский национальный костюм, выбрав из множества национальных нарядов – русский. Вторая команда собирает бурятский костюм.
Воспитатель:
- Посмотрим как вы справились с заданием? Проверьте правильно ли вы выполнили задание? Команды проверяют друг друга.
-Какие же вы молодцы, с заданием справились правильно, посмотрим чем заняты наши гости.
3. Исполнительский этап.
Беседа. Выявление связи элементов национальных орнаментов с культурой русского и бурятского народов.
Пока дети проверяют правильность выполнения игрового задания, Маша и Гута садятся за вышивание.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, чем заняты наши гости?
Гости показывают, что они вышили на варежках.
Гута: Правильно, мы вышиваем, украшаем одежду красивым узором, орнаментом, чтобы подарить подарки своим близким на праздник.
Воспитатель: - Как вы думаете, одинаковые ли работы получатся у Маши и Гуты?
Правильно, молодцы. У каждого народа свой орнамент. Маша, покажи, пожалуйста, что у тебя получилось?
Маша показывает свою варежку, на экране появляется русский орнамент.
Слайд № 2
Маша: Люди вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее одежду.
В-ль: Ребята, а что означают все эти символы?
( Ответы детей: цветок - символ трудолюбия, и достатка, лебеди – символ любви и верности, лепесток – символ плодородия)
Маша:
- Символы нашего орнамента говорят о традиционных занятиях и промыслах. Например, лепесток- это символ плодородия. Как вы думаете, что было главным занятием русских людей?
Слайд № 3. Земледелие.
Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие, они выращивали хлеб. Чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. пахать землю, сеять зерно, собирать урожай.
Слайд № 4. Изготовление и роспись игрушек и посуды.
Люди на Руси всегда стремились к красоте, русский человек своими руками создавал красоту для своей семьи, своих детей.
Ими украшались игрушки и посуду, предметы быта. Посмотрите, какие они яркие, весёлые, нарядные.
Маша: Молодцы, как хорошо вы знаете свой национальный орнамент.
В-ль: Рассмотрим варежку Гуты.
Гута показывает свою варежку и на экране появляется бурятский орнамент.
Слайд № 5 Бурятский орнамент
Подводящий диалог "Бурятский орнамент"
Похож бурятский узор на русский орнамент? Вы знаете что рассказывает нам этот рисунок? А хотели бы узнать? А как нам это узнать? (дети предлагают разные варианты как решить проблему)
А давайте попросим Гуту рассказать, что значат узоры на ее варежке.
Беседа "Значение элементов бурятского орнамента"
Гута: Ну, конечно же, я вам расскажу. Как сказала Маша, орнамент служит для людей оберегом от всего плохого, поэтому люди в первую очередь наносили его на свою национальную одежду.
Какие знаки мы видим на бурятском орнаменте?
Самый яркий и большой знак это – круг. Что он может означать?
Слайд № 6 Круг, примеры его в орнаменте
В украшении изделий буряты часто используют символику круга – знака, обозначающего Солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты.
-А что еще бывает круглым? Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, и даже национальный танец бурят ёхор – водится по кругу.
В-ль: Ребята, вы хотите научиться танцевать «Ёхор»?
Гута: А по бурятским поверьям, чем больше круг, тем больше счастья. Давайте с вами позовем гостей к нам в круг.
Аудио запись Ехор и Хоровод
Динамическая пауза.
Наш бурятский хоровод взяться за руки зовёт. (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Если ты хороший друг,- становись скорее в круг. (Останавливаются в кругу)
Хорошо – ли, плохо – ли топаешь ногой – (Руки на поясе, притопы ногами)
Безразлично Ёхору – он у нас такой!
Припев: Ё хор наш танцуют так:
Влево шаг, вправо шаг, (Все вместе делают один шаг влево)
Шаг вперёд и шаг назад, (Делают один шаг вперед, шаг назад)
Величальной песни в лад!
Ёхор, ёхор, ёхор, ёхор, (Делают притопы, идут в центр круга)
Ёхор, ёхор – красота! (Делают притопы, возвращаются в исходное положение)
Дети танцуют танец.
Маша: У русского народа есть свой танец, который танцуют также взявшись за руки и образуя большой круг. Как он называется? (хоровод)
Давайте покажем Гуте наш хоровод.
Танцуют «Во поле березка стояла…»
В-ль: Ребята, а на что похож следующий символ?
Гута: Молодцы. Конечно же, он похож на рога животного и означает процветание и плодородие скота. А вы знаете, чем мы, буряты, испокон веков занимаемся? Конечно же, это скотоводство. Посмотрите на слайд.
Слайд № 7. Скотоводство. орнамент
Каких животных разводили буряты?
( Ответы детей: Коров, коз, овец.)
В-ль: Для чего держат этих животных?
( Ответы детей: они дают молоко, мясо. Из шкур и шерсти можно делать одежду, предметы быта.)
Слайд № 8 Коневодство.
Каких еще животных разводили буряты?
(коней)
Гута: На лошади пасли скот, охотились, перевозили добро при кочевке. Лошадь для бурят была не только священным животным, но и другом, помощником.
Слайд № 9 Охота и рыболовство.
- Как вы думаете, чем еще могли заниматься люди, живущие на берегу озера Байкал, окруженного лесом? Правильно, это охота и рыболовство.
Посмотрите на слайд. На кого охотились буряты? Какую рыбу они ловили?
Слайд № 10 Растительный орнамент. Предметы кузнечного ремесла.
Еще буряты занимались земледелием и кузнечным ремеслом. Это отражено в растительном орнаменте, который является символом красоты и жизни.
Дидактическая игра "Традиционные занятия народов Прибайкалья"
Закрепить знания детей о народных промыслах.
Воспитатель:
- Вам понравились рассказы Маши и Гуты?
- Попробуйте сами определить какой народ русский или бурятский изготовил этот предмет. Объясните свой выбор.
Подвижная игра «Перегони табун лошадей»
Воспитатель:
- На что похож этот символ? Верно, своей формой он напоминает молоточек. Молоточный орнамент – называется «Меандр», он выражает идею вечного движения.
- Ребята, может тоже подвигаемся?
Играющие делятся на две команды. Во главе каждой команды стоит наездник. По сигналу они перегоняют по одному коню в новое место. Чья команда окажется на месте первой.
Выполнение аппликации "Варежка", с использованием элементов русского и бурятского национального орнамента на выбор.
Воспитатель:
-Ребята, у Маши и Гуты получились очень красивые варежки. Сейчас на улице зима, и без варежек никак не обойтись. Чтобы и у вас не замерзли руки, предлагаю вам сделать свои собственные варежки и украсить их красивым орнаментом. А каким русским или бурятским вы выберите сами.
Перед детьми лежат заготовки варежек и шаблоны узоров. Ребенок по своему желанию выбирает узор и наклеивает его на варежку.
Дети сидят вместе с воспитателем по ходу работы воспитатель расспрашивает детей какой орнамент они выбрали, почему? Как будите выполнять задание? Оказывает необходимую помощь, по мере готовности обсуждаются результаты работы.
Воспитатель: Молодцы, у вас получились яркие, красивые варежки.
4. Рефлексивный этап.
Беседа. Обсуждение своей деятельности на занятии.
Ребята, с кем мы сегодня познакомились? (кто пришел к нам в гости?)
О чем рассказали нам Маша и Гута? (о костюмах. о культуре, о традиционных занятиях русского и бурятского народов)
В какие игры мы сегодня играли?
Что было самым сложным? А что самым простым? (предполагаем, что дети затронут тему изготовления рукавички, если нет, можно спросить)
Для чего нам пригодились знания о национальном орнаменте? (для изготовления варежки)
Получилось ли у вас узнать больше о русской и бурятской культуре?
5. Перспективный этап.
Гута и Маша: Мы хотим подарить вам свои варежки в знак благодарности за ваше гостеприимство.
Воспитатель и дети: Спасибо вам.
Воспитатель: Ребята, а в каком месте в группе мы можем разместить подарки? Почему? Для чего?
Гута и Маша:
Пожелаем родимой земле,
солнца, мира и счастья навек.
чтоб у всех было все на столе,
и был счастлив любой человек.
А для ребят и наших гостей мы приготовили национальные угощения.