Дильбар Ярмухаметова
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему «Будь другом природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №294 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
в подготовительной группе по экологии
на тему
«Будь другом природе»
Выполнила: воспитатель подготовительной группы №5
Ярмухаметова Дильбар Хайбулловна
г. Уфа 2017г.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему „Будь другом природе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Конспект занятия по экологии «Будь другом природе»
в подготовительной группе
Цели:
- Воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к Родине, окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
- Развивающая: Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
- Образовательная: систематизировать и уточнить представления о красной книге, свойствах воды и воздуха.
Материал: Мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, стаканы с водой, трубочки (каждому ребенку, костюм «Красная Книга».
Ход занятия.
Воспитатель: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе»
Паустовский Константин Георгиевич
Воспитатель: Что такое Родина? Как называется наша Родина?
Дети: (Родина – это то место, где люди родились, где живут; Наша Родина – Россия и Республика Башкортостан, город Уфа)
Воспитатель: Правильно. Мы дети с вами живем в очень богатой стране. Россия – богата полезными ископаемыми, лесами, озерами, реками и в ней дружно живут 190 народов. В эту прекрасную страну входит и Республика Башкортостан. Сейчас послушайте стихотворение про нашу Родину. Название стихотворения Башкортостан, а автор Рустам Гафуров.
Башкортостан
В пестрых красивых башкирских коврах,
В девственных горных воздушных лесах,
Под золотистого солнца лучами
Липы душистые пленяют цветами,
Трудятся пчелы башкирского меда,
Свойства целебные дарит природа.
Мягкие травы, в зелёное время,
Лугов сенокосных молочное бремя.
Духом священна гора Иремель,
Энергична Уфа,
Полноводен Инзер.
Лентой голубой украшает Агидель
Башкортостан любимый наш край,
Песней Отчизну возносит курай:
- Башкортостан жизнерадостный выше взлетай,
Людям звездой путеводной сияй!
Воспитатель: О чем это стихотворение? Автор этого стихотворения чем любуется? Какие слова использует в стихотворении чтобы показать свою любовь и красоту Башкортостана?
Дети: О красоте природы Республики Башкортостан. Любуется деревьями, пчелами, городом Уфа, горой Иремель и. т. д.
Воспитатель: Да, правильно, это - реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок -тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает дает все необходимое для жизни.
Воспитатель: Ребята вчера я получила письмо с Библиотеки. Там было написано, что на наше сегодняшнее занятие придет гость. (Стучатся в дверь, заходит Красная Книга).
Красная Книга: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте.
Красная Книга: Я - Красная Книга, пришла к вам в гости. Дети, может кто - нибудь из-вас знает про что пишут в Красной Книге и для чего нужна эта книга?
Дети: О животных, птицах, растениях нашей Родины. Чтобы люди не забывали, что есть животные, растения, насекомые, которые исчезают из нашей планеты и охраняли нашу природу.
Красная Книга: Правильно. Я хочу вам рассказать почему ученые решили издать Красную Книгу.
Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
Посмотрите на эти картинки. (Показ презентации) Слайд1.
Приложение 1.
Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.
Вот так выглядит Красная Книга России. (Слайд 5) А есть и Красная Книга Республики Башкортостан. (Слайд 6) И другие Красные Книги.
Красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой?
– В 1949 году при международном союзе охраны природы во Франции была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 г. по 1800 год с лица Земли с “помощью” человека исчезло 33 вида животных, с 1800 г. по 1900 г. – ещё 33 вида, а с 1900 г. по 1913 г. – 52 вида.
– Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник-анималист Питер Скотт.
Воспитатель: А сейчас все отдохнем, дети встали.
Физминутка:
Мы немножко отдохнем, Встать, ноги вместе, руки
Встанем, глубоко вздохнем. через стороны –вверх- вдох,
опустить вниз-выдох.
Дети по лесу гуляли, Ходьба на месте,
За природой наблюдали. Повороты головой влево-право
Вверх на солнце посмотрели Встать на носки, руки через стороны
И их лучики согрели. вверх и посмотреть вверх.
Чудеса у нас на свете Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали Встать на носочках, руки на поясе,
Великанами мы стали. спина прямая, тянемся вверх.
Бабочки летали, Бег на месте, плавно махая руками.
Крыльями махали.
Дружно хлопаем, Хлопки в ладоши,
Ногами топаем. Притопы на месте.
Хорошо мы погуляли Дети присаживаются на свои места
И немножечко устали. И слушают пение птиц.
Охраняется “Красною книгой”
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” – Красная!
Значит, природа в опасности!
– В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
Красную Книгу называют Документом совести человека.
Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах, на серых — сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
– А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?
– Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? (Ответы детей).
А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе : исчез один – заболел другой – погиб третий.
Красная Книга: А сейчас мы с вами поиграем в игру которая называется «Что будет, если?»
Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.
Развивать умения делать выводы и умозаключения.
Игровые действия:
Я буду задавать ситуацию для обсуждения с вами (детьми, из которой вы (дети) приходите к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу.
- что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков?
- что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять?
- что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города?
- что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).
Воспитатель: Ребята сейчас Красной книге нужно спешить к другим детям. Скажем огромное спасибо и попрощаемся. Пообещаем ей беречь природу.
Дети: Спасибо, Красная книга! До свидания! Мы будем беречь нашу природу!
Воспитатель:
Отгадайте загадку:
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим…
Дети: (Воздух)
Воспитатель: А какой бывает воздух? ( Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?
Дети: В лесу, на море, в горах.
Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?
Дети: В больших городах, где много машин, и заводов.
Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?
Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.
Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?
Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.
Вос-ль: Скажите. А воздух мы можем увидеть?
Дети: нет.
Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.
Опыт: Взять стакан с водой и трубочки из под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха- это движение с разной силой.
Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)
Воспитатель: А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)
Воспитатель: А без чего еще не может прожить человек. (ответы детей). А сейчас все вместе посмотрим презентацию. (Приложение 2 «Вода»)
Воспитатель: Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? О воздухе? Кто приходил к вам в гости? Что вам понравилось больше всего? В начале занятия о чем мы с вами разговаривали? (ответы детей).
Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.
Наша планета - это общий дом. И много лет мы в нем живем. Но, как известно всем кругом, должны беречь мы этот дом. Все скажем спасибо нашей природе.
- А сейчас все вместе хором расскажем наше стихотворение.
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок- терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.