людмила куценок
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вызвать интерес к живой природе; формировать эстетический вкус.
Программные задачи:
Уточнить представление детей о знакомых перелетных и зимующих птицах, условиях их жизни, о роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Развивать интерес к жизни птиц; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей. Развивать речь детей, обогащать их словарь.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по экологии „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать чувство любви к родной природе; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; любознательность, сочувствие.
Действующие лица: воспитатель, дети, сказочный герой Эколят- Ёлочка.
Материал к занятию : картины и плакаты на тему "Птицы", ноутбук, фонограммы: шум леса, голоса птиц (синица, воробей, дятел, ворона, клест, шапочки с изображением птиц для подвижной игры, изображения птичьих гнезд, наборы перьев (по два на каждого ребенка); лупа, камушек (на каждого ребенка, веер.
Ход занятия.
На передней стене группы картины и плакаты с изображениями птиц, расставлены макеты деревьев. В аудиозаписи - шум леса.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Ой, кто-то к нам спешит.
В группу приходит Ёлочка.
Ё лочка: (говорит грустным голосом) Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Воспитатель. Конечно, мы узнали тебя. Здравствуй, Ёлочка. Ты и твои сказочные друзья Эколята бережете и охраняете лес, а ещё заботитесь о его обитателях. А на наших занятиях вы помогаете нам ближе узнать природу, открыть её тайны, подружиться с ней и полюбить её. Ёлочка, а почему ты грустишь? Что случилось?
Ё лочка: Ой, ребятки беда (плачет). Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как наступила зима, грянули морозы, и не слыхать их, и не видать, изредка простучит дятел и — тишина. Вот, беда -то какая, птицы пропали (плачет).
Воспитатель: Ты не расстраивайся (гладит Ёлочку по голове). Сейчас мы с ребятами во всём разберемся. Действительно, многие птицы осенью улетают. Дети, как эти птицы называются?
Дети: Перелетные.
Ё лочка: (удивленно) Какие- такие перелетные?
Дети: Это птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются в родные края.
Воспитатель: Назовите, каких перелетных птиц вы знаете?
Дети называют птиц, воспитатель выставляет картинки с их изображением.
Ё лочка: А почему они улетают, замерзнуть боятся что ли?
Дети: Им есть нечего.
Ё лочка: Ой, сказали бы вы мне раньше, разве ж я бы их не накормила. Наварила бы каши, напекла бы пирогов.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки, синицы есть кашу да пироги?
Дети: Нет. Они питаются насекомыми и их личинками, а зимой насекомые одни погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев.
Воспитатель: Поэтому птицам, для которых насекомые — основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в теплые края. Но многие птицы остаются. Как они называются?
Дети: Зимующие.
Воспитатель. Каких зимующих лесных птиц вы знаете? Что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются?
Дети называют и рассказывают о зимующих птицах, воспитатель выставляет картинки с изображением птиц.
Дети:
1-й ребенок: Большая синица.
Синички очень подвижны. Перебираясь с ветки на ветку, они обследуют
все трещины, съедая насекомых, их личинки. На зиму они не улетают.
Поселяются в скворечниках и синичниках. За день большая синица может
съесть столько насекомых, сколько весит сама.
(Прослушивание в записи голоса синички.)
2-й ученик. Воробьи.
Стойко переносят холод. Когда воробью холодно, он прячет одну ногу в
перышки брюшка, а на другой стоит. У воробьев мужского пола окраска
серая с темными пятнами на спинке, на шейке - черное пятно. Самочки -
серовато-бурые, без пятен.
(Прослушивание в записи чириканья воробья)
3-й ребенок. Дятел - у него большой, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре. Питается дятел и семенами еловых и сосновых шишек.
(Прослушивание в записи голоса дятла и его стука по дереву)
4-й ребенок: Ворона.
Вороны полевые и лесные жители. Когда трудно становится добывать
корм, они летят поближе к жилью человека, питаясь остатками и отбросами
С наступлением весны вороны разлетаются по лесам, по рощам, вьют
гнезда, выводят птенцов.
(Прослушивание в записи карканья вороны)
5-й ребё нок: Клест.
Клюв у клеста имеет интересную форму: верхняя и нижняя часть
изогнуты в разные стороны. Такая форма позволяет птице ловко шелушить
хвойные шишки, добывать вкусные семена.
Ростом клест со скворца. Любит еловые и сосновые шишки. Сорвав шишку, они цепко придерживают ее лапками, добывая семена.
Клесты вьют гнезда и высиживают птенцов. Мать сидит все время в
гнезде, а отец кормит всю семью. Птенцы стойко переносят зимний холод.
(Прослушивание в записи голоса клестов)
Воспитатель: Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. К тому же дни короткие — поздно светает, рано темнеет. Поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее — не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорится: «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную — и мороз убьет».
Ребята, какой совет можно дать Ёлочке, чтобы лесные птицы не улетали от ее избушки?
Дети. Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц.
Ё лочка: А чем же их кормить, я не знаю.
Дети: Крошками хлеба, семечками, семенами растений, а для синички вывесить кусочек свежего сала, только не соленого.
Ё лочка: Спасибо, ребята. Я столько интересного узнала, пойду расскажу об этом своим друзьям. До свидания, ребята. До новых встреч.
Дети: До свидания.
Ёлочка уходит.
Воспитатель: Ну, а мы с вами немного отдохнем и поиграем.
Воспитатель раздает шапочки с изображением птиц, дети становятся в круг. Проводится физкультминутка:
Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).
Лапка, два! (выдвигают другую ногу).
Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).
Крылышко, раз! (одну руку в сторону).
Крылышко, два! (другую руку в сторону).
Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).
Глазик, раз! (закрывают один глаз).
Глазик, два! (закрывают другой глаз).
Открыли птички глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Прилетали птички,
Птички - невелички.
Весело скакали
Зернышки клевали
И быстро улетали.
Воспитатель: Как вы думаете, куда могли полететь птички?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? (гнездо)
Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц. Но каждая птичка должна найти свое гнездышко. По моему сигналу вы должны полететь в свое гнездо. «Раз, два, три птичка в гнездышко лети».
Детям предлагаю изображения четырёх гнезд. После слов «Раз, два, три птичка в гнездышко лети», каждый ребенок занимает свое гнездо, потом объясняют свой выбор.
Воспитатель: А как вы думаете, почему птицы могут летать?
Выслушать все ответы.
Воспитатель: А что бы узнать, кто из вас ответил правильно, мы проведем небольшое исследование.
Дети садятся за столы, на которых лежат перья для рассматривания (каждому по два - маховое и пуховое, лупа и камушек (на каждого ребенка).
Воспитатель: Посмотрите на перья и скажите, чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)
- Как вы думаете, какое из них согревает птицу и называется пуховым?
- Где на теле у птицы растут пуховые перья?
- Какое перо помогает летать и называется маховым?
- Легкое оно или тяжелое?
- Где у птицы на теле есть маховые перья?
Воспитатель: Перья придают телу птицы гладкую и обтекаемую форму. Это делает полёт легче, так как нет большого сопротивления со встречным воздухом.
Воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится.
Воспитатель: С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу. Хотите проверить, почему птицы летают, парят и не падают?
Для этого нам понадобится перо и камешек. Бросьте их одновременно с одинаковой высоты.
- Что вы заметили? (ответы детей)
- Какой предмет упал быстрее? (ответы детей)
- Какой предмет воздух пусть ненадолго, но все-таки удерживает? (ответы детей)
- Ребята, какой мы сделаем вывод?
Вывод: тяжелые предметы опираться о воздух не могут, они резко падают вниз. Воздух удерживает легкие предметы с широкой поверхностью
Вот поэтому птицы умеют летать.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам понравилось? Что было для вас интересно? Что нового узнали? Ответы детей.