Получи документы

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Что мы знаем о птицах?»

людмила куценок
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: вызвать интерес к живой природе; формировать эстетический вкус.

Программные задачи:

Уточнить представление детей о знакомых перелетных и зимующих птицах, условиях их жизни, о роли человека в жизни зимующих птиц. Формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Развивать интерес к жизни птиц; развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей. Развивать речь детей, обогащать их словарь.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по экологии „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах

Воспитывать чувство любви к родной природе; доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; любознательность, сочувствие.

Действующие лица: воспитатель, дети, сказочный герой Эколят- Ёлочка.

Материал к занятию : картины и плакаты на тему "Птицы", ноутбук, фонограммы: шум леса, голоса птиц (синица, воробей, дятел, ворона, клест, шапочки с изображением птиц для подвижной игры, изображения птичьих гнезд, наборы перьев (по два на каждого ребенка); лупа, камушек (на каждого ребенка, веер.

Ход занятия.

На передней стене группы картины и плакаты с изображениями птиц, расставлены макеты деревьев. В аудиозаписи - шум леса.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Ой, кто-то к нам спешит.

В группу приходит Ёлочка.

Ё лочка: (говорит грустным голосом) Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?

Воспитатель. Конечно, мы узнали тебя. Здравствуй, Ёлочка. Ты и твои сказочные друзья Эколята бережете и охраняете лес, а ещё заботитесь о его обитателях. А на наших занятиях вы помогаете нам ближе узнать природу, открыть её тайны, подружиться с ней и полюбить её. Ёлочка, а почему ты грустишь? Что случилось?

Ё лочка: Ой, ребятки беда (плачет). Все лето и ранней осенью звонко щебетали, свистели, цокали на разные голоса птицы, а как наступила зима, грянули морозы, и не слыхать их, и не видать, изредка простучит дятел и — тишина. Вот, беда -то какая, птицы пропали (плачет).

Воспитатель: Ты не расстраивайся (гладит Ёлочку по голове). Сейчас мы с ребятами во всём разберемся. Действительно, многие птицы осенью улетают. Дети, как эти птицы называются?

Дети: Перелетные.

Ё лочка: (удивленно) Какие- такие перелетные?

Дети: Это птицы, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются в родные края.

Воспитатель: Назовите, каких перелетных птиц вы знаете?

Дети называют птиц, воспитатель выставляет картинки с их изображением.

Ё лочка: А почему они улетают, замерзнуть боятся что ли?

Дети: Им есть нечего.

Ё лочка: Ой, сказали бы вы мне раньше, разве ж я бы их не накормила. Наварила бы каши, напекла бы пирогов.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, стали бы грачи, ласточки, сороки, синицы есть кашу да пироги?

Дети: Нет. Они питаются насекомыми и их личинками, а зимой насекомые одни погибают, другие прячутся в трещины земли, разные щели, залезают под кору деревьев.

Воспитатель: Поэтому птицам, для которых насекомые — основная еда, зимой прокормиться невозможно. Осенью они собираются в стаи и летят в теплые края. Но многие птицы остаются. Как они называются?

Дети: Зимующие.

Воспитатель. Каких зимующих лесных птиц вы знаете? Что помогает им выжить в нелегких зимних условиях? Чем они питаются?

Дети называют и рассказывают о зимующих птицах, воспитатель выставляет картинки с изображением птиц.

Дети:

1-й ребенок: Большая синица.

Синички очень подвижны. Перебираясь с ветки на ветку, они обследуют

все трещины, съедая насекомых, их личинки. На зиму они не улетают.

Поселяются в скворечниках и синичниках. За день большая синица может

съесть столько насекомых, сколько весит сама.

(Прослушивание в записи голоса синички.)

2-й ученик. Воробьи.

Стойко переносят холод. Когда воробью холодно, он прячет одну ногу в

перышки брюшка, а на другой стоит. У воробьев мужского пола окраска

серая с темными пятнами на спинке, на шейке - черное пятно. Самочки -

серовато-бурые, без пятен.

(Прослушивание в записи чириканья воробья)

3-й ребенок. Дятел - у него большой, крепкий клюв, которым он выстукивает заболевшее дерево. А длинный язык помогает птице ловко доставать личинки жуков-короедов и других насекомых из глубоких щелей в коре. Питается дятел и семенами еловых и сосновых шишек.

(Прослушивание в записи голоса дятла и его стука по дереву)

4-й ребенок: Ворона.

Вороны полевые и лесные жители. Когда трудно становится добывать

корм, они летят поближе к жилью человека, питаясь остатками и отбросами

С наступлением весны вороны разлетаются по лесам, по рощам, вьют

гнезда, выводят птенцов.

(Прослушивание в записи карканья вороны)

5-й ребё нок: Клест.

Клюв у клеста имеет интересную форму: верхняя и нижняя часть

изогнуты в разные стороны. Такая форма позволяет птице ловко шелушить

хвойные шишки, добывать вкусные семена.

Ростом клест со скворца. Любит еловые и сосновые шишки. Сорвав шишку, они цепко придерживают ее лапками, добывая семена.

Клесты вьют гнезда и высиживают птенцов. Мать сидит все время в

гнезде, а отец кормит всю семью. Птенцы стойко переносят зимний холод.

(Прослушивание в записи голоса клестов)

Воспитатель: Трудно приходится птицам зимой, нелегко найти насекомых, выковыривать их из убежища. К тому же дни короткие — поздно светает, рано темнеет. Поэтому лесные птицы перебираются поближе к человеку, рядом с ним сытнее — не оставляют в беде люди птиц, подкармливают их, не зря в народе говорится: «Сытой птице и мороз не страшен, а голодную — и мороз убьет».

Ребята, какой совет можно дать Ёлочке, чтобы лесные птицы не улетали от ее избушки?

Дети. Надо повесить рядом с избушкой кормушку и подкармливать птиц.

Ё лочка: А чем же их кормить, я не знаю.

Дети: Крошками хлеба, семечками, семенами растений, а для синички вывесить кусочек свежего сала, только не соленого.

Ё лочка: Спасибо, ребята. Я столько интересного узнала, пойду расскажу об этом своим друзьям. До свидания, ребята. До новых встреч.

Дети: До свидания.

Ёлочка уходит.

Воспитатель: Ну, а мы с вами немного отдохнем и поиграем.

Воспитатель раздает шапочки с изображением птиц, дети становятся в круг. Проводится физкультминутка:

Лапка, раз! (выдвигают вперед одну ногу).

Лапка, два! (выдвигают другую ногу).

Скок-скок-скок! (скачут на обеих ногах).

Крылышко, раз! (одну руку в сторону).

Крылышко, два! (другую руку в сторону).

Хлоп, хлоп, хлоп! (хлопают крыльями).

Глазик, раз! (закрывают один глаз).

Глазик, два! (закрывают другой глаз).

Открыли птички глазки и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.

Прилетали птички,

Птички - невелички.

Весело скакали

Зернышки клевали

И быстро улетали.

Воспитатель: Как вы думаете, куда могли полететь птички?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, в свой домик. А как называется дом птицы? (гнездо)

Оглянитесь вокруг. Посмотрите сколько у нас гнезд для птиц. Но каждая птичка должна найти свое гнездышко. По моему сигналу вы должны полететь в свое гнездо. «Раз, два, три птичка в гнездышко лети».

Детям предлагаю изображения четырёх гнезд. После слов «Раз, два, три птичка в гнездышко лети», каждый ребенок занимает свое гнездо, потом объясняют свой выбор.

Воспитатель: А как вы думаете, почему птицы могут летать?

Выслушать все ответы.

Воспитатель: А что бы узнать, кто из вас ответил правильно, мы проведем небольшое исследование.

Дети садятся за столы, на которых лежат перья для рассматривания (каждому по два - маховое и пуховое, лупа и камушек (на каждого ребенка).

Воспитатель: Посмотрите на перья и скажите, чем они отличаются друг от друга? (ответы детей)

- Как вы думаете, какое из них согревает птицу и называется пуховым?

- Где на теле у птицы растут пуховые перья?

- Какое перо помогает летать и называется маховым?

- Легкое оно или тяжелое?

- Где у птицы на теле есть маховые перья?

Воспитатель: Перья придают телу птицы гладкую и обтекаемую форму. Это делает полёт легче, так как нет большого сопротивления со встречным воздухом.

Воспитатель показывает на примере веера, как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает и садится.

Воспитатель: С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться о воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу. Хотите проверить, почему птицы летают, парят и не падают?

Для этого нам понадобится перо и камешек. Бросьте их одновременно с одинаковой высоты.

- Что вы заметили? (ответы детей)

- Какой предмет упал быстрее? (ответы детей)

- Какой предмет воздух пусть ненадолго, но все-таки удерживает? (ответы детей)

- Ребята, какой мы сделаем вывод?

Вывод: тяжелые предметы опираться о воздух не могут, они резко падают вниз. Воздух удерживает легкие предметы с широкой поверхностью

Вот поэтому птицы умеют летать.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Что вам понравилось? Что было для вас интересно? Что нового узнали? Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

«Что мы знаем о воздухе?» Конспект интегрированного занятия по экспериментированию в подготовительной группе Интегрированное занятие по экспериментированию в подготовительной группе. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» Познавательно-исследовательская.

Конспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Уточнить и закрепить представления детей о знакомых зимующих птицах родного края, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих.

Конспект занятия «Что мы знаем о птицах»Конспект занятия «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах». Цель: закреплять знания о зимующих птицах,воспитывать заботливое отношение к птицам. Серая ворона. Серая.

Конспект беседы «Что мы знаем о птицах»Конспект беседы «Что мы знаем о птицах» Конспект «Что мы знаем о птицах» (продолжение). Цель: продолжать знакомить детей с перелетными птицами: с повадками, местами обитания, чем.

Конспект интегрированного занятия «Песни о перелетных птицах в рисунках» в подготовительной группеКонспект интегрированного занятия «Песни о перелетных птицах в рисунках» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия «Песни о перелетных птицах в рисунках» (подготовительная группа) Цель. 1. Знакомить детей с перелетными.

Конспект занятия по экологии «Кто где живет» в подготовительной группеКонспект занятия по экологии «Кто где живет» в подготовительной группе Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект занятия экологического кружка "Эколята" Задачи. Способствовать установлению причинно.

Конспект занятия «Поговорим о птицах, живущих у нас» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия «Поговорим.

Конспект занятия в подготовительной группе «Что мы знаем о птицах?» Программное содержание: Закрепить понятие «птицы». Учить самостоятельно, отображать отношения между понятиями на готовой модели. Воспитывать.

Подготовленная беседа «Что мы знаем о птицах»Подготовленная беседа «Что мы знаем о птицах» Цель: пополнить знания детей о птицах (внешние особенности, среда обитания, обогатить словарь; вызвать у детей желание больше узнать о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Что мы знаем о птицах?»
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 21:01
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по экологии «Что мы знаем о птицах?»» (включая файлы) размещена пользователем людмила куценок (УИ 281621) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД