Светлана Волчановская
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «В школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В школу»
Тип НОД : занятие по сообщению новых знаний, а также по закреплению пройденного материала.
Форма проведения фронтальная
Вид
НОД Комбинированная
Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка).
Задачи
Обучающие.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе „В школу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
Продолжать знакомить с навыкам составления сюжетного рассказа по картине «Дети идут в школу».Закреплять понятия «речь», «слово», «предложение».Активизировать в речи слова, относящиеся к темам «Школа», «Осень»; учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, точно подбирать однокоренные слова к заданному слову; тренировать в дифференциации звуков (с) и (ш) .
Развивать интонационную выразительность речи.
Обогащать словарь детей существительными, прилагательными.
Формировать умение объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.
Развивающие : Развивать связную речьчувства прекрасного, любовь к природе.
Воспитательные: продолжать умение внимательно слушать сверстников, не перебивать.
Виды детской деятельности: комбинированный
Методы и приемы: Словесный, наглядный.
Оборудование. Демонстрационный материал: картина «В школу»
Средства: наглядные плоскостные
Предварительная работа: И. Бунин «Листопад», А Майков «Осень», К Бальмонт «Осень», А. Пушкин «Осень».
Серия картинок на тему «Дети идут в школу»; репродукция И. И. Левитана «Золотая осень».
Ход деятельности.
Этап: Психологический настрой
Продолжительность этапа:
Задачи этапа: Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка
Деятельность педагога Деятельность детей
Педагог: «Поспевает брусника, стали дни холоднее,
и от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь за синее море,
все деревья блистают в разноцветном уборе
–Дети, скажите мне пожалуйста о каком времени года идет речь?»
Ответы детей: осень.
Этап: вводно-организационный
Продолжительность этапа:1мин.
Задачи этапа: организация направленного внимания
Деятельность педагога Деятельность детей
Педагог:– Какие изменения происходят в природе с приходом осени? Сравните осень с летом.
– Назовите осенние месяцы.
Ответы детей: листья желтеют,
дождь холодный моросит,
птицы к югу летят и т. д
–Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Этап: Актуализация
Продолжительность этапа:1-2 мин.
Задачи этапа: Актуализация имеющихся знаний, представлений. Познакомить с родственными словами : учить, учитель, учительница, школа, школьник, школьница, школьный.
Деятельность педагога Деятельность детей
– Скажите мне пожалуйста, какое важное событие происходит для многих ребят в сентябре?
Предлагаю рассмотреть картину «В школу»
Педагог задает вопросы:
1. Как можно назвать эту картину? Придумайте название. Как вы считаете, чье название правильнее, интереснее? Почему?
2. Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?
3. Как назвать одним словом детей, которые идут в школу?
Как они одеты, что у них в руках?
4. Почему дети идут с цветами?
5. Кто их ждет в школе?
6. Кого называют первоклассниками? – Дети идут в школу
У них праздничная одежда, а на спине у них ранец. Дети идут с цветами, они хотят поздравить своего учителя. Это школьники. А кто идет в первый класс называют- первоклашками.
Этап: расширение имеющихся представлений
Продолжительность этапа:
Задачи этапа: умение составлять рассказ по картинке.
Деятельность педагога Деятельность детей
– Педагог: Сначала расскажите, что произошло с этими детьми до того, как они подошли к школе, а затем о том, что вы видите на картине
– Дальше дети рассказывают о событиях, изображенных на картине. Воспитатель следит, чтобы рассказ получился законченным. Рассказы детей
– «В ясный солнечный сентябрьский день мальчики и девочки собрались в школу. Еще с вечера они приготовили портфели, учебники Юра встал рано, очень переживал, что опоздает. За ним зашел друг Сережа и они вместе пошли в школу.
Этап:Динамическая пауза
Продолжительность этапа:
Задачи этапа: Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости
Разминка «Осень».
Деятельность педагога Деятельность детей
Ребята, какие вы молодцы.
«Осень»
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал: (кружатся, руки вверх)
Вот дубовый, вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (приседают собирают листья)
Дети выполняют разминку.
Этап: Практическая работа
Продолжительность этапа:
Задачи этапа: Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений.
Деятельность педагога Деятельность детей
– Педагог : «Дидактическое упражнение:
«Определи место звука (c) (ш) в слове»
Например: осень, школа, сумка, собака, капуста, лиса, самолет, шапка, шарф, и т. д.
Следующее задание: – Вам нужно подобрать противоположные слова по смыслу. Например: идти– стоять; падать– подняться и т. д.
Ответы детей
Дети предлагают свои варианты:
– разрешить– запретить,
– спать– бодрствовать,
– говорить– молчать и т. д.
Этап:Рефлексивно-коррегирующий
Продолжительность этапа:
Задачи этапа: Формирование элементарных навыков самоконтроля. Коррегирование деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами.
Деятельность педагога Деятельность детей
Вот наше занятие подошло к концу. О каком времени года мы сегодня говорили? Что нового узнали? Ответы детей.