Елена Кораблёва
Конспект занятия в подготовительной группе «О чём рассказывают гербы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «О чём рассказывают гербы».
Программное содержание
Цель: формирование интереса к государственной символике России.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с гербами РФ и ЯНАО.
Учить «читать» гербы, приучать к наблюдательности, вниманию.
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес и творческое воображение, память, умение составить рассказ о гербе.
Воспитательные:
Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Коррекционные:
Темочки:
Корригировать и развивать связную устную речь (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через составления и рассказывание рассказов.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: скипетр, жезл, держава, лазоревый, Лабытнанги – Город семи лиственниц.
Оборудование:
Доска, мультимедийная доска.
Демонстрационный материал:
Карта России, флаг России, флаг ЯНАО. Картинки – берёза, голубь; гербы – РФ, ЯНАО, Салехард, Лабытнанги, Иванова, Мурманска.
Раздаточный материал:
Монетки, Медали «Хочу всё знать!»
Предшествующая работа:
Составила конспект занятия, приготовила демонстрационный и раздаточный материал, презентацию.
Предварительная работа:
1. Рассматривание различных символов, эмблем – знаков.
2. Ознакомление с флагом, гербами России, ЯНАО, Салехарда, Лабытнанги.
3. Ознакомление с историей гербов.
4. Ознакомление с трудом ткачих. (Прялка, ткацкий станок).
Структура и методические приемы:
Наглядный прием – использование наглядного материала.
Словесный прием – напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Ход ЗАНЯТИЯ.
(В КРУГУ).
-Ребята, скажите, пожалуйста, что такое эмблема, символ? (Это знак).
-Правильно, это знак.
-(Показываю картинку «Голубь»). Голубь – это знак, символ… (мира).
-(Показываю картинку «Сердечко – подарок»). Такой подарок – символ …любви и верности.
-Молодцы! (Показываю картинку «Берёзка»).
-Что это? (Берёзка).
-У какого народа это самое любимое деревце? (У русского).
-Правильно. Недаром берёзка является символом России.
-Вот видите, как много есть разных символов – знаков, которые обозначают чувства, явления, идеи.
-Как называется этот символ - отличительный знак государства? (Флаг).
-Что означает государственный флаг? (Единство страны и независимость от других государств).
-А ещё единство нашей страны и независимость от других стран обозначают скипетр и держава в лапах орла (показываю на картинке, которые изображены на другом государственном символе (показываю).
-Как называется этот символ? (Герб).
-Какой страны этот Герб? (России).
-Давайте прочитаем выразительно стихотворение «У России величавой» :
«У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный».
-Молодцы!
-Ребята, скажите, что это? (СКИПЕТР)
Что такое скипетр? – это жезл – (трость, короткая палка, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями).
-Что собой представляет держава? (золотой шар с крестом наверху).
-Что обозначает слово – держава? (Большая, великая и мощная страна).
-Кто запомнил имя святого, изображённого на Российском гербе? (Георгий Победоносец).
-Кто хочет рассказать о нём?
(На груди орла помещён красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Символически это отражает историю нашей страны, когда нападали враги – были смуты, пожары, осады. Но из всех бед страна выходила победительницей).
-Как вы думаете, дракон - символ чего? (Символ зла).
-Что обозначает изображение всадника, убивающего дракона? (Победу добра над злом).
-Где помещают, устанавливают, изображают герб? (на пограничных столбах, на документах, грамотах, копейках).
-У вас на подносах разные монетки. Возьмите по одной. Рассмотрите и скажите, что изображено на вашей монетке. (Дети называют, запоминают: Георгий Победоносец, двуглавый орёл).
-Какой страны эти монетки? (России).
-Оказывается, ребята, герб есть не только у страны, но и у каждого города, края, округа, и каждый из них рассказывает о природе, о труде людей, климате.
-Хотите узнать об этом? (Дети проходят и садятся на стулья перед доской и т-в).
-Послушайте внимательно!
(Видео - презентация. Показываю и рассказываю).
-«Есть такой город Иваново. (Показываю на карте).В этом городе делают ткани – ситец; ивановские ситцы славятся на всю Россию. Об ивановских ткачихах слагались песни. Видите, на гербе города Иванова изображена русская красавица с веретеном».
-Как вы думаете, почему красавица с веретеном? (прядёт нитки, из которых ткут ткани)
-«А сейчас я расскажу вам про герб города Мурманска. Посмотрите, на лазоревом фоне изображены лучи полярного сияния и силуэт транспортного корабля. Как вы думаете, где находится Мурманск, если там полярное сияние? (Дети называют, показываю на карте). В нижней меньшей части на золотистом фоне изображён лазоревый силуэт символической рыбы с золотыми глазами и жабрами. Лазоревый цвет означает, что на севере длинные полярные ночи, а золотистый – отражает богатство моря рыбой. В Мурманске живёт много отважных моряков и трудолюбивых рыболовов».
-Лазоревый цвет – это какой? (оттенок голубого, ещё говорят - сине – голубой).
-Ребята, понравились вам мои рассказы о гербах?
-Хотите научиться составлять рассказы о гербах?
СЕЙЧАС МЫ ОТДОХНЁМИ и ПОИГРАЕМ, а потом начнём рассказывать
ИГРА «ГОРОДА» (если назову город нашего округа, вы похлопайте, а если нет – покачайте головой).
- (Открываю герб Салехарда).
-А кто знает, какого города герб? (г. Салехарда).
-Может кто – нибудь из вас сможет прочитать герб нашего города?
(Если не смогут, задаю наводящие вопросы).
-Что изображено на белом щите? (Лисица). (Наш край богат пушниной, особенно ценны и красивы черно – бурые лисицы. Пушнину в старом Обдорске на ярмарках местные жители меняли на продукты, материю, порох, оружие, снасти и этим жили, а если бы не было).
-Почему щит белый? (Кругом снег, длинная зима у нас на севере).
(Помещаю уменьшенный герб на карту).
ОПИСАНИЕ герба.
(В серебре – на снегу чёрная идущая лисица с червлеными (тёмно – красными) глазами и языком. В соответствии с правилами геральдики лисица изображается обращённой влево от зрителя (геральдически вправо). Герб воспроизводит историческую символику Княжества Обдорского в составе России»).
-Ребята, а какой город расположен на другой стороне нашей реки Обь? (Лабытнанги).
-Вот герб г Лабытнанги.
-Попробуйте рассказать о нём.
(2-3 рассказа, если рассказы неполные, задаю наводящие вопросы) :
-Что на нём изображено? (горы, голова оленя, деревья – лиственницы)
-Какие горы?
-Почему – голова оленя? (На севере олень – главное животное).
-Сколько лиственниц? (семь).
-Да, по три с каждой стороны и одна вверху между рогами.
-Кто знает, как переводится с ненецкого слово Лабытнанги? (Город семи лиственниц).
-Что это? (снежинка).
- Как вы думаете, что она означает? (Холод, зиму).
-Какого цвета небо и река? (Лазоревого).
-Почему выбран такой цвет, ведь небо бывает серым, светлым, тёмно – серым? (На Севере бывает длинная полярная ночь).
-Кто расскажет о гербе? (2-3 рассказа). (Если рассказы детей неполные – рассказываю сама.
(В лазоревом поле серебряные горы с двумя большими вершинами, между ними малая гора, обрамлённая золотой головой оленя с чёрными глазами, тонко окаймлённой чёрным, в сопровождении шести серебряных, тонко окаймлённых зеленью лиственниц по сторонам, по три с каждой стороны и одной между рогами. Во главе щита – серебряная снежинка с лиственничными концами. Лазоревая оконечность посредине пятикратно выщерблена. В гербе города изображены : семь лиственниц, давшие имя городу (Город семи лиственниц). Голова оленя, Уральские горы, река Обь, просторы тундры – сокровищницы Ямало – Ненецкой земли, снежинка – символ долгих холодов).(Уменьшенный символ помещаю на карту).
-Ребята, в каком округе мы живём? (В ЯНАО).
-Найдите герб ЯНАО.
-Что на нём изображено? (показываю, дети называют).
-Кто сумеет рассказать?
(Герб состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине – голубом) поле щита идущий серебряный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырёх лучах, из которых левый короче остальных. Щит увенчан золотой короной с золотым пламенем на среднем зубце и имеющий лазоревую шапку. Держат щит с обеих сторон серебряные полярные медведи, они стоят на серебряных заснеженных льдинах, соединённых лазоревой лентой, на которой орнамент, соответствующий бело – сине- красному горизонтальному рисунку флага автономного округа. КОРОНА – золотой с орнаментом обруч с семью остроконечными зубцами, передний, средний зубец с орнаментом, из него – пламя. Сине – голубой – символ величия, красоты, цвет неба и воды, золото – символ богатства, справедливости, великодушия; белый – символ чистоты, добра, независимости, светлых помыслов и намерений, цвет белых снегов).
(Дети отвечают, воспитатель помещает уменьшенные символы на карту).
-Ребята, посмотрите, какой интересной стала наша карта: мы обозначили, где расположены наши города и округ.
-Прочитаем отрывок стихотворения «Вы на карту посмотрите» :
«Вы на карту посмотрите,
И Ямал на ней найдите:
Потому что здесь наш дом,
Мы на Севере живём!»
ИТОГ.
-Ребята, чем мы сегодня занимались?
-Молодцы! Но самое главное – мы учились с вами изучать гербы.
-Понравилось вам это увлекательное дело? Есть историческая наука – геральдика, которая изучает гербы, их историю и описание.
-Повторите все вместе – ГЕРАЛЬДИКА.
-Вы тоже изучали, значит, были на занятии исследователями, знатоками.
И я вручаю вам медали «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ».
Используемая литература:
Бойко Д. А. О проекте Большого Государственного герба Российской Федерации // Гербовед 23. С. 16-20.
Государственный герб // Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. Новый энциклопедический словарь. Т. XIV. СПб., 1913.
Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М., Наука,1977.
Государственные гербы России. М., 1995.
Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.
Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. – С 47-51.
Интернет ресурсы:
https://yanao.ru/region/simvolika/region/