Лучший педагог года

Конспект занятия в подготовительной группе «О чём рассказывают гербы?»

Елена Кораблёва
Конспект занятия в подготовительной группе «О чём рассказывают гербы?»

Тема: «О чём рассказывают гербы».

Программное содержание

Цель: формирование интереса к государственной символике России.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с гербами РФ и ЯНАО.

Учить «читать» гербы, приучать к наблюдательности, вниманию.

Развивающие:

Развивать у детей познавательный интерес и творческое воображение, память, умение составить рассказ о гербе.

Воспитательные:

Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Коррекционные:

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „О чём рассказывают гербы?“» размещена в разделах

Корригировать и развивать связную устную речь (орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через составления и рассказывание рассказов.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: скипетр, жезл, держава, лазоревый, Лабытнанги – Город семи лиственниц.

Оборудование:

Доска, мультимедийная доска.

Демонстрационный материал:

Карта России, флаг России, флаг ЯНАО. Картинки – берёза, голубь; гербы – РФ, ЯНАО, Салехард, Лабытнанги, Иванова, Мурманска.

Раздаточный материал:

Монетки, Медали «Хочу всё знать!»

Предшествующая работа:

Составила конспект занятия, приготовила демонстрационный и раздаточный материал, презентацию.

Предварительная работа:

1. Рассматривание различных символов, эмблем – знаков.

2. Ознакомление с флагом, гербами России, ЯНАО, Салехарда, Лабытнанги.

3. Ознакомление с историей гербов.

4. Ознакомление с трудом ткачих. (Прялка, ткацкий станок).

Структура и методические приемы:

Наглядный прием – использование наглядного материала.

Словесный прием – напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Ход ЗАНЯТИЯ.

(В КРУГУ).

-Ребята, скажите, пожалуйста, что такое эмблема, символ? (Это знак).

-Правильно, это знак.

-(Показываю картинку «Голубь»). Голубь – это знак, символ… (мира).

-(Показываю картинку «Сердечко – подарок»). Такой подарок – символ …любви и верности.

-Молодцы! (Показываю картинку «Берёзка»).

-Что это? (Берёзка).

-У какого народа это самое любимое деревце? (У русского).

-Правильно. Недаром берёзка является символом России.

-Вот видите, как много есть разных символов – знаков, которые обозначают чувства, явления, идеи.

-Как называется этот символ - отличительный знак государства? (Флаг).

-Что означает государственный флаг? (Единство страны и независимость от других государств).

-А ещё единство нашей страны и независимость от других стран обозначают скипетр и держава в лапах орла (показываю на картинке, которые изображены на другом государственном символе (показываю).

-Как называется этот символ? (Герб).

-Какой страны этот Герб? (России).

-Давайте прочитаем выразительно стихотворение «У России величавой» :

«У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный».

-Молодцы!

-Ребята, скажите, что это? (СКИПЕТР)

Что такое скипетр? – это жезл – (трость, короткая палка, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями).

-Что собой представляет держава? (золотой шар с крестом наверху).

-Что обозначает слово – держава? (Большая, великая и мощная страна).

-Кто запомнил имя святого, изображённого на Российском гербе? (Георгий Победоносец).

-Кто хочет рассказать о нём?

(На груди орла помещён красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона. Символически это отражает историю нашей страны, когда нападали враги – были смуты, пожары, осады. Но из всех бед страна выходила победительницей).

-Как вы думаете, дракон - символ чего? (Символ зла).

-Что обозначает изображение всадника, убивающего дракона? (Победу добра над злом).

-Где помещают, устанавливают, изображают герб? (на пограничных столбах, на документах, грамотах, копейках).

-У вас на подносах разные монетки. Возьмите по одной. Рассмотрите и скажите, что изображено на вашей монетке. (Дети называют, запоминают: Георгий Победоносец, двуглавый орёл).

-Какой страны эти монетки? (России).

-Оказывается, ребята, герб есть не только у страны, но и у каждого города, края, округа, и каждый из них рассказывает о природе, о труде людей, климате.

-Хотите узнать об этом? (Дети проходят и садятся на стулья перед доской и т-в).

-Послушайте внимательно!

(Видео - презентация. Показываю и рассказываю).

-«Есть такой город Иваново. (Показываю на карте).В этом городе делают ткани – ситец; ивановские ситцы славятся на всю Россию. Об ивановских ткачихах слагались песни. Видите, на гербе города Иванова изображена русская красавица с веретеном».

-Как вы думаете, почему красавица с веретеном? (прядёт нитки, из которых ткут ткани)

-«А сейчас я расскажу вам про герб города Мурманска. Посмотрите, на лазоревом фоне изображены лучи полярного сияния и силуэт транспортного корабля. Как вы думаете, где находится Мурманск, если там полярное сияние? (Дети называют, показываю на карте). В нижней меньшей части на золотистом фоне изображён лазоревый силуэт символической рыбы с золотыми глазами и жабрами. Лазоревый цвет означает, что на севере длинные полярные ночи, а золотистый – отражает богатство моря рыбой. В Мурманске живёт много отважных моряков и трудолюбивых рыболовов».

-Лазоревый цвет – это какой? (оттенок голубого, ещё говорят - сине – голубой).

-Ребята, понравились вам мои рассказы о гербах?

-Хотите научиться составлять рассказы о гербах?

СЕЙЧАС МЫ ОТДОХНЁМИ и ПОИГРАЕМ, а потом начнём рассказывать

ИГРА «ГОРОДА» (если назову город нашего округа, вы похлопайте, а если нет – покачайте головой).

- (Открываю герб Салехарда).

-А кто знает, какого города герб? (г. Салехарда).

-Может кто – нибудь из вас сможет прочитать герб нашего города?

(Если не смогут, задаю наводящие вопросы).

-Что изображено на белом щите? (Лисица). (Наш край богат пушниной, особенно ценны и красивы черно – бурые лисицы. Пушнину в старом Обдорске на ярмарках местные жители меняли на продукты, материю, порох, оружие, снасти и этим жили, а если бы не было).

-Почему щит белый? (Кругом снег, длинная зима у нас на севере).

(Помещаю уменьшенный герб на карту).

ОПИСАНИЕ герба.

(В серебре – на снегу чёрная идущая лисица с червлеными (тёмно – красными) глазами и языком. В соответствии с правилами геральдики лисица изображается обращённой влево от зрителя (геральдически вправо). Герб воспроизводит историческую символику Княжества Обдорского в составе России»).

-Ребята, а какой город расположен на другой стороне нашей реки Обь? (Лабытнанги).

-Вот герб г Лабытнанги.

-Попробуйте рассказать о нём.

(2-3 рассказа, если рассказы неполные, задаю наводящие вопросы) :

-Что на нём изображено? (горы, голова оленя, деревья – лиственницы)

-Какие горы?

-Почему – голова оленя? (На севере олень – главное животное).

-Сколько лиственниц? (семь).

-Да, по три с каждой стороны и одна вверху между рогами.

-Кто знает, как переводится с ненецкого слово Лабытнанги? (Город семи лиственниц).

-Что это? (снежинка).

- Как вы думаете, что она означает? (Холод, зиму).

-Какого цвета небо и река? (Лазоревого).

-Почему выбран такой цвет, ведь небо бывает серым, светлым, тёмно – серым? (На Севере бывает длинная полярная ночь).

-Кто расскажет о гербе? (2-3 рассказа). (Если рассказы детей неполные – рассказываю сама.

(В лазоревом поле серебряные горы с двумя большими вершинами, между ними малая гора, обрамлённая золотой головой оленя с чёрными глазами, тонко окаймлённой чёрным, в сопровождении шести серебряных, тонко окаймлённых зеленью лиственниц по сторонам, по три с каждой стороны и одной между рогами. Во главе щита – серебряная снежинка с лиственничными концами. Лазоревая оконечность посредине пятикратно выщерблена. В гербе города изображены : семь лиственниц, давшие имя городу (Город семи лиственниц). Голова оленя, Уральские горы, река Обь, просторы тундры – сокровищницы Ямало – Ненецкой земли, снежинка – символ долгих холодов).(Уменьшенный символ помещаю на карту).

-Ребята, в каком округе мы живём? (В ЯНАО).

-Найдите герб ЯНАО.

-Что на нём изображено? (показываю, дети называют).

-Кто сумеет рассказать?

(Герб состоит из геральдического щита, увенчанного короной, которые поддерживают два полярных медведя. В лазоревом (сине – голубом) поле щита идущий серебряный олень, сопровождаемый вверху и слева Полярной звездой о четырёх лучах, из которых левый короче остальных. Щит увенчан золотой короной с золотым пламенем на среднем зубце и имеющий лазоревую шапку. Держат щит с обеих сторон серебряные полярные медведи, они стоят на серебряных заснеженных льдинах, соединённых лазоревой лентой, на которой орнамент, соответствующий бело – сине- красному горизонтальному рисунку флага автономного округа. КОРОНА – золотой с орнаментом обруч с семью остроконечными зубцами, передний, средний зубец с орнаментом, из него – пламя. Сине – голубой – символ величия, красоты, цвет неба и воды, золото – символ богатства, справедливости, великодушия; белый – символ чистоты, добра, независимости, светлых помыслов и намерений, цвет белых снегов).

(Дети отвечают, воспитатель помещает уменьшенные символы на карту).

-Ребята, посмотрите, какой интересной стала наша карта: мы обозначили, где расположены наши города и округ.

-Прочитаем отрывок стихотворения «Вы на карту посмотрите» :

«Вы на карту посмотрите,

И Ямал на ней найдите:

Потому что здесь наш дом,

Мы на Севере живём!»

ИТОГ.

-Ребята, чем мы сегодня занимались?

-Молодцы! Но самое главное – мы учились с вами изучать гербы.

-Понравилось вам это увлекательное дело? Есть историческая наука – геральдика, которая изучает гербы, их историю и описание.

-Повторите все вместе – ГЕРАЛЬДИКА.

-Вы тоже изучали, значит, были на занятии исследователями, знатоками.

И я вручаю вам медали «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ».

Используемая литература:

Бойко Д. А. О проекте Большого Государственного герба Российской Федерации // Гербовед 23. С. 16-20.

Государственный герб // Брокгауз Ф. А. и Ефрон И. А. Новый энциклопедический словарь. Т. XIV. СПб., 1913.

Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М., Наука,1977.

Государственные гербы России. М., 1995.

Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.

Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. – 2001. - № 3. – С 47-51.

Интернет ресурсы:

https://yanao.ru/region/simvolika/region/

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия в подготовительной группеКонспект комплексного занятия в подготовительной группе В нашем ДОУ проходит контроль непосредственно-образовательной деятельности по всем видам, контроль осуществляет заведующий и старший воспитатель. По.

Фотоотчет «О своих защитниках рассказывают дети»Фотоотчет «О своих защитниках рассказывают дети» Уважаемые коллеги! Прошел День защитника Отечества: и праздники провели, и стенгазеты сделали, и подарки подарили. А сегодня я хочу вам.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» Конспект занятие в подготовительной группе по теме «Моя семья» Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект занятия на метеоплощадке в подготовительной группеКонспект занятия на метеоплощадке в подготовительной группе Конспект занятия на метеоплощадке в подготовительной группе. Цель: познакомить детей с вертушкой, ветряным рукавом, закрепить и обобщить.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе Образовательная область (познавательное развитие)Программные задачи: • Закрепить.

Конспект занятия в подготовительной группе «Профессии» Конспект занятия по обучению грамоте «Профессии» для детей подготовительной группы Тельнова Елена Семеновна Конспект занятия по обучению.

Конспект занятия в подготовительной группе «Мебель»Конспект занятия в подготовительной группе «Мебель» Конспект занятия в подготовительной группе «Мебель» Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего понятия мебель. Задачи: Образовательные:.

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «9 мая» Тематическое занятие в подготовительной группе, посвящённое 9 мая. Цель: Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны. Задачи:.

Фотоотчет «О героях былых времён. Об истории своей семьи детям рассказывают родители»Фотоотчет «О героях былых времён. Об истории своей семьи детям рассказывают родители» Об истории своей семьи детям рассказывают родители. Почему так важно человеку знать историю своей семьи, помнить и чтить память предков?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе «О чём рассказывают гербы?»
Опубликовано: 2 августа 2023 в 20:04
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в подготовительной группе «О чём рассказывают гербы?»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кораблёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом. Передвижка «Как говорить с...

3 сентября. День солидарности в борьбе с терроризмом Наши дети видят новости о терактах, обсуждают это с ровесниками и задают вопросы взрослым. Как рассказать им о терроризме, как сделать это...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД