Оксана Анощенкова
Конспект занятия в подготовительной группе «Наши права»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Наши права»
Цель: Развивать у детей основы правового сознания.
Задачи:
1) Формировать представление о правах человека в соответствии с возрастными особенностями психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Наши права“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
2) Знакомить детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека («Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»).
3) Развивать уважение к чувству собственного достоинства и личным правам другого человека.
4) Направить работу на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в социуме на основе литературных произведений с последующим обсуждением.
5) Способствовать умению детей взаимодействовать в коллективе сверстников и взрослых.
Зрительный ряд:
1) Макет ромашки.
2) Фланелеграф.
3) Флаг.
4) Свидетельство о рождении.
5) Паспорт.
6) Генеалогическое дерево.
7) Детские рисунки «Моя семья».
Литературный ряд:
1) Г. Остер «Вредные советы»
2) Пословицы о семье.
3) Пословицы об образовании.
4) Стихи о детстве.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же и появились главные вопросы: что могут люди делать и что не могут делать? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что имеют право и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя, а заботясь о детях написали другую книгу – «Конвенцию о правах детей». И сегодня мы поговорим о ваших правах.
(Воспитатель вносит фланелеграф с ромашкой, лепестки у цветка обозначены цифрами от 1 до 8).
Воспитатель: На фланелеграфе вы видите ромашку, она поможет нам вспомнить ваши права. Под каждым ее лепестком обозначено какое-то право. Что же за право спрятано под первым лепестком?
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «1», с обратной стороны нарисовано солнце).
Воспитатель: Что же это за право, которое обозначено солнышком?
Ребенок: Это право на жизнь.
Воспитатель: Это главное право любого человека. Каждый ребенок имеет право на жизнь и развитие. Об охране жизни ребенка заботится государство, родители, педагоги, врачи, полиция и многие другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.
Взрослые придумали для всех людей на Земле особые правила поведения на улице, дома, на воде, на дороге. И мы уже в детском саду знакомимся с этими правилами. И если мы будем соблюдать эти правила. С нами никогда не случится ничего плохого. Вот некоторые из этих правил.
Дети: «Зажигалка – не игрушка!»
Помнить каждый дошколенок.
Что огонь вам – не подружка,
Дети знать должны с пеленок!
Воспитатель: Важнейшее право, которое имеют все дети на Земле – это право на жизнь.
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «2», символ – изображение свидетельства о рождении).
Воспитатель: Что же это за документ?
Дети: Свидетельство о рождении.
Воспитатель: Первый документ, который получает ребенок после рождения – это свидетельство о рождении. В нем записаны имя, фамилия, отчество, родители и гражданином какой страны является ребенок. А мы с вами граждане какой страны?
Дети: России.
Воспитатель: Главный город нашей родины, столица – это…
Дети: Москва.
Воспитатель: Что обозначают цвета флага нашей страны?
Дети: Белый – снег, облака. Синий – море, реки. Красный – огонь.
Воспитатель: Значит под вторым лепестком скрывалось право на гражданство и имя. Каждому человеку дано имя. Его выбирают для вас родители.
Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, он получает следующий документ – паспорт. В паспорте указаны имя, отчество и фамилия человека, дата его рождения, адрес и гражданство.
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «3», символ – изображение семьи).
Воспитатель: Что же это за право?
Дети: Каждый ребенок имеет право жить с родителями, иметь семью.
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право жить в благополучной дружной семье. Родители заботятся о ребенке, а ребенок уважительно относится к ним, проявляет почтение. Хорошо когда нас окружают несколько поколений семьи: мама и папа, бабушка и дедушка, братья, сестры.
Воспитатель: раньше люди жили большими семьями, любили, заботились и помогали друг другу, уважали друг друга. И сложили о семье немало пословиц. Какие пословицы вы знаете?
Дети:
«Без семьи нет и счастья»
«Где мир и лад, там и клад»
«Жалей отца с матерью – других не найдешь»
«В гостях хорошо, а дома лучше»
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «4», символ – крест).
Воспитатель: Какое право обозначает этот символ?
Дети: Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
Воспитатель: Здоровье - главная ценность человека. С первых дней жизни ребенка о его здоровье заботятся родители, врачи в детском саду и детской поликлинике, педагоги в детском саду. Взрослые заботятся о том чтобы ребенок соблюдал режим дня, правильно питался, много гулял, закалялся, занимался физкультурой, играл в подвижные игры. Для того чтобы уберечь детей от инфекционных заболеваний, вам делают прививки. Для обследования и лечения детей существуют детские поликлиники, медицинские центры и детские больницы.
Каждый ребенок должен знать как вызвать «скорую помощь». Запомни цифры телефона «03».
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «5», символ – изображение отдыха).
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Для отдыха и оздоровления детей в России созданы детские лагеря, загородные детские сады, санатории.
В городах работают цирки, детские театры, детские библиотеки, аттракционы в парках. В нашей стране открыты многочисленные кружки, студии.
Ребята в каких мероприятиях мы участвовали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? (игра с мячом «Назови полное имя»,
«Ласковое имя», «Когда я стану взрослым»).
Воспитатель: Поиграли, а теперь пойдемте посмотрим сколько лепестков осталось на нашей ромашке и какие права они скрывают.
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «6», символ – книга).
Воспитатель: Какое право обозначает этот символ?
Дети: Право на образование.
Воспитатель: А где человек получает образование?
Дети: В детском саду, в школе, в институте.
Воспитатель: После садика, вы пойдете в школу. Будете развиваться духовно, физически, заниматься творчеством, искусством.
Воспитатель: Для того чтобы стать врачом или космонавтом, учителем или инженером, художником или агроном, нужно много учиться.
А знаете ли вы пословицы об образовании?
Дети:
«Кто хочет много знать, тому надо мало спать»
«Ученье лучше богатства»
«Чему учился, тому и пригодился»
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «7», символ – дом).
Воспитатель: Какое право обозначает этот символ?
Дети: Право на жилье и его неприкосновенность.
Воспитатель: Никому не позволено врываться в ваш дом и лишать вас жилья. Вы должны чувствовать себя дома в полной безопасности.
Постарайтесь запомнить домашний адрес и телефон.
Воспитатель: Вспомните сказки, в которых нарушалось это право.
Дети: «Теремок», «Заюшкина избушка».
(Выходит ребенок, берет лепесток с цифрой «8», символ – защита от жестокого обращения).
Дети: Дети имеют право на защиту от пыток или другого жестокого обращения.
Воспитатель: Дети, в каких сказках нарушено это право?
Дети: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Золушка».
Воспитатель читает вредные советы Г. Остера и предлагает уточнить правильные они, или нет и почему.
Высказывания детей.
Воспитатель: Сегодня мы вспомнили с вами важные правила. Если их нарушают, то дети растут несчатными. Поэтому и необходимо не нарушать права друг друга, ведь мы с вами люди и все имеем равные права.
Я предлагаю закончить наше занятие стихами.
1-й ребенок:
Мы на свет родились,
Чтобы вместе жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы вместе дружить,
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
2-й ребенок:
Пусть дети смеются звонко
Подрастают с каждым днем,
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом.
3-й ребенок:
Детство только раз бывает
У ребят любой страны,
Пусть никто из них не знает
Горя черного – войны.
4-й ребенок:
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтоб цветы и улыбки
Друг другу дарить,
Чтобы горе исчезло,
Пропала беда,
Чтобы яркое солнце
Светило всегда.
Григорий Остер «Вредные советы»
Начиная драку с папой,
Затевая с мамой бой,
Постарайся сдаться маме, -
Папа пленных не берет.
Кстати, выясни у мамы,
Не забыла ли она -
Пленных бить ремнем по попе
Запрещает Красный Крест.
Кто не прыгал из окошка
Вместе с маминым зонтом,
Тот лихим парашютистом
Не считается пока.
Не лететь ему, как птице,
Над взволнованной толпой,
Не лежать ему в больнице
С забинтованной ногой.
Бейте палками лягушек.
Это очень интересно.
Отрывайте крылья мухам,
Пусть побегают пешком.
Тренируйтесь ежедневно,
И наступит день счастливый -
Вас в какое-нибудь царство
Примут главным палачом.
Не соглашайся ни за что
Ни с кем и никогда,
А кто с тобой не согласен, тех
Трусливыми зови.
За это все тебя начнут
Любить и уважать.
И всюду будет у тебя
Полным полно друзей.