Машкова Нина Юрьевна
Конспект занятия «Устное народное творчество» в подготовительной группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о народных традициях и русском фольклоре. Воспитание патриотических чувств у детей, посредством ознакомления с устным народным творчеством.
Задачи: познакомить детей с народными традициями, приобщать к духовно-нравственным и патриотическим ценностям общества, познакомить с жанрами народного фольклора (загадки, заклички, песенки и т. д., обогащать словарь по теме "Народные традиции".
Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, слуховое внимание, мелкую моторику.
Воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям и народному творчеству, интерес к русскому языку и фольклору.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация по устному народному творчеству, папка с файлами, оформленная под книгу с пустыми страницами, книги со сказками, потешками, загадками, аудиозапись колыбельной песни, угощение для детей, дети одеты в русские костюмы.
Ход занятия:
Воспитатель приветствует детей: Здравствуйте дети! Наша беседа не случайно началась с этого слова. Когда мы говорим "здравствуйте", то мы желаем друг другу здоровья, то есть здравия, добра, благополучия. А еще можно поздороваться вот так: День добрый детушки, день добрый ребятушки!
А теперь присаживайтесь, всем ли места места хватило?
Дети как называется наша страна в которой мы живем? (Россия)
- Много живет народов в нашей стране, сколько народов, столько и языков, у каждого народа свои песни танцы, традиции, а вы знаете, что такое традиции?
Это правила и обычаи, которым следуют народы.
А как мы знакомимся с традициями разных народов? (из книг, энциклопедий, по телевизору, интернету).
- Но в старину всего этого не было. В давние времена наши дедушки и бабушки передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песни, приметы, сказки, поговорки.
Соберутся все вместе и старшие младших уму разуму научают и друг друга угощают.
Ребята летом я была в гостях у бабушки Затеюшки (слайд), она собирательница сказок, потешек, колыбельных, небылиц, считалок, дразнилок и хороводов. Затеюшка записывает все в книгу, но сейчас стара стала и глаза у нее плохо видят. Просит нас она о помощи - закончить начатую книгу. Вы согласны ей помочь? (ответы детей)
Книгу я принесла, вот она, в ней есть пустые страницы, которые нам надо заполнить.
Сегодня мы вспомним произведения устного народного творчества и начнем заполнять станицы этой книги.
(Слайды со сказками) Какие это сказки, назовите. (ответы детей)
А какие вы еще знаете? Почему они называются русскими народными?
(ответы детей)
Вот мы и заполнили первую страничку.
- Народ передавал из уст в уста не только сказки, но и игры, мы сейчас с вами сделаем пальчиковую разминку, которую тоже можно отнести к народной.
- Будем пальчики считать, будем сказки называть,
- Рукавичка, Теремок, Колобок - румяный бок.
- Есть Снегурочка краса, три медведя, волк, лиса,
- Репку мы не забываем, знаем волка и козлят,
- Этим сказкам каждый рад.
Вот и еще страничку заполнили.
(Следующий слайд колыбельная).
- Ребята, а вам перед сном мамы и бабушки пели колыбельные песенки? Почему эти песни так называются? (ответы детей)
А какие слова в колыбельных песенках? (добрые, тихие, ласковые)
Давайте послушаем эту песню. (аудиозапись колыбельной).
- А дальше страничка интересная - потешки. (слайд).
- Что такое потешки? Для чего нужны потешки? (ответы детей).
Кто нас потешит и развеселит? (дети читают потешки).
-Бабушку Затеюшку повеселим, еще одну страничку заполнили.
Дети, а это что, вот послушайте:
- Обманули простака на четыре кулака,
- На щелбан и на подушку, на зеленую лягушку! (Слайд).
- Это дразнилки, но на них не надо обижаться они шутливые и веселые.
(Дети читают дразнилки)
Далее слайд с небылицами.
- А это небылицы, они нам рассказывают о том чего на самом деле не бывает, давайте послушаем наших ребят. (дети читают небылицы).
- Ребята, а для чего нужны считалки? (ответы детей),
ребенок рассказывает считалку.
На слайде дождик и солнце
- Посмотрите солнце спряталось и идет дождик, ребята, русский народ даже для погоды придумал заклички, и нам сейчас Ваня прочитает закличку.
- А теперь я вас приглашаю в хоровод.
Звучит музыка "На дворе то калина. ", дети танцуют в хороводе.
- Ну вот ребята для каждой страницы мы собрали материал. А для чего это нам нужно? (ответы детей)
- Правильно, чтобы знать родную историю и культуру, творчество нашего народа. Мы продолжим заполнять страницы книги вашими рисунками, иллюстрациями к потешкам, небылицам и сказкам. Передадим бабушке Затеюшке, чтобы и другие дети тоже познакомились с произведениями русского устного народного творчества.
За руки умелые, заум и смекалку, сказать я спасибо хочу, тем,кто трудился, тем кто старался, подарок всем от бабушки Затеюшки : угощение и новая книга со сказками.
- Желаю вам жить поживать и горя не знать.