Наталья Маслова
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР «М. В. Ломоносов — наш великий и знаменитый земляк»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение городского округа «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №148 «Рябинушка»
Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР
«М. В. Ломоносов — наш великий и знаменитый земляк»
Маслова Наталья Олеговна
Учитель - логопед
г. Архангельск 2024г.
Цель: Знакомство детей с жизнью и научной деятельностью М. В. Ломоносова
Задачи:
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе для детей с ТНР „М, В, Ломоносов — наш великий и знаменитый земляк“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познакомить с жизнью и научной деятельностью великого учёного М. В. Ломоносова;
Сформировать представление о многогранности таланта великого учёного;
Способствовать развитию познавательной активности и интереса к исследовательской деятельности через проведение опытов;
Расширять и активизировать словарь детей по данной теме;
Воспитывать чувство патриотизма, гордости и уважения к истории родного края к людям, прославившим его.
Оборудование: телевизор; компьютер; презентация «М. В. Ломоносов»; портрет М. В. Ломоносова; буквы, 2 банки, 2 сырых яйца, соль, разрезная картина «Полтавская баталия».
Продолжительность: 25-30 мин.
Место проведения: групповая комната.
Ход занятия.
Введение
- Ребята, мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране, у которой удивительное красивое имя. Как называется страна, в которой мы живём. (ответы детей)
Слайд№1 (карта России)
Посмотрите на карту, как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Чем богата наша страна? (ответы детей) Россия богата не только природными ресурсами, но и знаменитыми людьми. А кто такие знаменитые люди? Почему их назвали «великие люди России»?
(ответы детей) Да, великие люди своим талантом или героическими подвигами прославили не только себя, но и нашу страну Россию. Их знают не только в России, но и во всем мире. Среди них ученые, поэты, художники, музыканты.
Основная часть.
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких людей. Для этого я приглашаю вас в путешествие на машине времени, в прошлое нашей страны.
Слайд№2 (машина времени)
(Педагог предлагает детям встать в круг «машину времени»)
Готовы? Закройте глаза, а я включаю машину времени (включается музыка)
День за днем, за годом год
Время движется вперёд
Мы часы перевернём,
Время в прошлое вернем
(Дети проходят на стульчики к телевизору с презентацией)
Слайд №3 (деревня Мишанинское)
Мы с вами оказались недалеко от города Архангельска в деревне Мишаниское, в которых жили крестьяне. Основным их занятием были морские промыслы и рыбная ловля. Здесь родился великий русский ученый М. В. Ломоносов
Слайд№4 (портрет М. В Ломоносова)
Сейчас в нашей стране все дети ходят в школу. А раньше школ было мало, и не все дети могли научиться читать и писать. Маленького Михаила научил читать и писать местный дьячок. Посмотрите на картинку и назовите любимое занятие маленького Михаила Ломоносова. (ответы детей)
Слайд № 5 (М. В. Ломоносов читает книги).
Первые книги, которые прочитал Михайло Ломоносов были «Арифметика» и «Грамматика».
Слайд № 6 (книги)
Кроме того, он с десяти лет помогал отцу в море.
Слайд№7 (Ломоносовы в открытом море)
Педагог предлагает ребят отправится в открытое море на лодках и поиграть в игру «Кто быстрее». (Дети встают парами друг на против друга и по команде начинают закручивать ниточку на палочку. Выигрывает тот, у кого быстрее окажется кораблик на ниточке).
Молодцы, ребята, предлагаю пройти на стульчик и послушать дальше.
Очень хотелось Мише учиться! Он слышал, что в Москве есть школы, где наукам учат, да и книг там много. И он отправился в город Москву с рыбным обозом пешком.
Слайд №8 (Ломоносов с рыбным обозом отправляется в Москву)
Вы все пойдете в сентябре в школу в первый класс?. (Ответы детей). Сколько вам будет лет, когда вы начнете учиться? (Ответы детей).
Слайд №9 (Ломоносов в академии)
Михаил Ломоносов поступил в академию в первый класс, когда ему было 19 лет. Сначала над ним смеялись, а как начал Михайло отвечать на занятиях смеяться перестали. Он очень старался учиться.
Михаил Васильевич изучал много наук и сделал много открытий.
А сейчас мы с вами будем исследователями и узнаем, какие науки изучал М. В. Ломоносов и какие открытия он сделал.
Слайд№10 (Ломоносов изучает физику)
1) Михаил Васильевич изучал физику и сделал очень интересное открытие
Оказывается все предметы вокруг нас состоят из атомов - очень маленьких частичек Сейчас мы с вами поиграем. (Дети выходят в круг)
Игра «Атомы»
Представьте, что вы атомы, маленькие частички. Посмотрите, что находится в стакане? (Ответы детей) Правильно, воздух. Воздух -это газ. В газах атомы-частички бегают очень далеко друг от друга. Покажите как. В этом стакане вода. Вода – это жидкость. В жидкости атомы двигаются уже ближе друг к другу. Покажите как. А сейчас я взяла камень. Какой он? Он твердый. В твердых предметах
атомы прижимаются близко друг к другу. Покажите как (Дети показывают)
Вот такое открытие сделал Ломоносов, в разных состояниях атомы ведут себя по-разному.
2) На каком языке мы с вами говорим. (Ответы детей) А вы умеете читать на русском языке? (Ответы детей) А писать? А Ломоносов не только знал русский язык, но умел говорить, писать и читать на 30 языках.
Сейчас мы проверим как вы знаете русский алфавит и поиграем в игру «Найди русские буквы» (Дети встают вокруг стола с карточками и должны выбрать только русские буквы).
Слайд №11 (Ломоносов изучает химию)
3) Главной для себя наукой Ломоносов считал химию. По его настоянию была создана Химическая лаборатория, где он проводил опыты
Давайте отправимся в лабораторию и проведем опыт. (Возьмём две банки. Одну наполним чистой водой и пустим в неё сырое яйцо. Как вы думаете, оно утонет? Во 2 банку нальём воды и добавим несколько ложек соли, по – хорошему примешаем. Получится крепкий поваренный раствор соли. Опустим туда второе яйцо. Оно будет плавать или утонет? Будет плавть.
Вывод: Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому в солёном море плавать легче, чем в реке.
Слайд №12 (Картины из мозаики)
4) Михаил Васильевич из стёклышек разного цвета создавал картины. Давайте посмотрим их и узнаем их название. Понравились вам картины из мозаики?
Давайте мы с вами попробуем собрать картинку из частей
(Педагог предлагает детям подойти к столу и собрать картину из разрезных частей)
Какие красивые картины у вас получились. Вы молодцы. Но время нашего путешествия подходит к концу. Нам пора возвращать в группу. Закройте глаза, а я включаю машину времени.
Слайд№13 (машина времени)
День за днем, за годом год
Время движется вперёд
Мы часы перевернём,
Время в прошлое вернем
Слайд №14 (детский сад)
Мы оказались у себя в группе. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). С кем вы сегодня познакомились?
В нашем городе очень любят и помнят этого великого учёного, он наш земляк. В центре Архангельска стоит памятник М. В. Ломоносову
Слайд №14 (памятник М. В. Ломоносову)
Памятник находится перед САФУ (северным арктическим федеральным университетом им. М. В. Ломоносова)
Слайд №15 (театр драмы им. М. В. Ломоносова)
Ещё в нашем городе есть театр, которой назван в честь М. В. Ломоносова.
Слайд №16 (проспект им. М. В. Ломоносова)
Также есть проспект, который тоже назван в честь великого учёного.
Итог занятия.
А как вы думаете, почему Михаил Васильевич он стал великим ученым?
Прошло много лет, как Михаил Васильевич Ломоносов совершил свои научные открытия и достижения, которыми до сих пор восхищаются и гордятся русские люди.