Ирина Кондратьева
Конспект занятия в группе компенсирующей направленности 4–5 лет «Знакомство с золотой хохломой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с ограниченными возможностями здоровья с одним из народных промыслов родного края.
Задачи:
Образовательные:
- Дать понятие, что такое народное творчество.
-Познакомить с предметами быта, расписанными под хохлому.
-Познакомить с основными элементами хохломской росписи.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать любознательность, внимание.
Воспитывающие:
Публикация «Конспект занятия в группе компенсирующей направленности 4–5 лет „Знакомство с золотой хохломой“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Воспитывать у детей желание замечать, что происходит в окружающей действительности.
- Воспитывать нравственные качества: любовь к своему городу, уважение к людям, которые своим творчеством прославляют Нижний Новгород.
Оборудование: Интерактивный экран, хохломская посуда, дидактическая игра «Собери разрезные картинки».
Предварительная работа:
- Посещение салона «Художественные промыслы» (дети ездили туда вместе с родителями); организация мини музея «Золотая хохлома».
- Самостоятельная деятельность детей: рассматривание альбомов «Золотая хохлома», «Элементы росписи хохломы».
- Словарная работа: обогащение словаря словами промыслы, народное творчество, родной край, элементы росписи.
Индивидуальная работа: Помочь Макару при рассматривании альбомов по хохломской росписи (целенаправленная помощь «Посмотри», поощряющая «молодец, правильно»)
Ход занятия
Организационный момент
1 Часть. Вводная. Мотивация к занятию.
Воспитатель: Ребята, посмотрите у меня на столе стоит красивая посуда
Посуда эта не простая,
А словно золотая,
С ягодками и листочками,
Травой и завиточками.
Эта посуда расписана хохломской росписью.
2.1. Часть. Основная. Презентация «Золотая хохлома»
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.
- Как же создаются изделия с хохломской росписью?
- Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» - резные ковши и ложки. После сушки основу грунтуют очищенной глиной и сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями олифы 3-4 раза. Следующий этап – «лужение», втирание алюминиевого порошка в поверхность изделия. Теперь предмет приобретает бело-зеркальный блеск и готов для росписи. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Все изделия расписываются вручную масляными красками, причём рисунок нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи до образования золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
Воспитатель: Посмотрите какая природа вокруг, где живут мастера росписи. Именно природа растения, цветы вдохновляют людей на творчество. Из окружающей природы состоят элементы росписи.
Дыхательная гимнастика "Аромат цветов».
В. : Через нос делаем спокойный вдох, задерживаем дыхание и медленно выдыхаем “А - ах!”.
Физкультминутка «Деревцо»
Закачалось деревцо (поднять руки вверх и плавно покачать руками)
Подул ветер мне в лицо (плавные движения руками на себя)
С ветерком я поиграю (покружиться)
Как дерево вырастаю (поднять руки вверх и потянуться на носочках)
Ветерок я обнимаю (обнять себя и покачаться из стороны в сторону)
2.2. Часть. практическая.
Дидактическая игра «Собери разрезные картинки».
Вопросы к детям:
1. Какая посуда стоит на столе (хохломская)
2. Как называется роспись с помощью которой расписали посуду (хохлома)
3. В каком городе есть мастера умельцы хохломы? (в Нижнем Новгороде)
4. Чем вдохновлялись художники? (деревьями, цветами, природой)
5. А как вы понимаете слово народное творчество (помощь воспитателя)
6. Какие узоры вы собирали из разрезных картинок? (хохломские)
3 Часть. Заключительная. Итоги. Рефлексия.
О чем мы говорили?
Понравилась вам посуда?
Гордитесь вы, что золотая хохлома родилась в нашем родном городе Нижнем Новгороде?
Расскажите дома родителям.