МААМ-картинки

Занятие по речевому развитию «В деревенской избе, в светлой горнице»

Наталья Полторацкая
Занятие по речевому развитию «В деревенской избе, в светлой горнице»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям русского народа.

Задачи:

Дать понятие детям об обычаях и обрядах русского народа.

Помочь в обретении смысла и ценностей традиционной народной культуры в условиях современной жизни.

Развивать разговорную речь детей, учить пользоваться малыми формами фольклора (пословицы, загадки, заклички, считалки).

Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности через исполнение фольклорных песенок, частушек, разыгрывание сюжетов, хороводов, игр.

Темочки:

Воспитывать духовно – нравственную культуру детей, повышать всестороннее развитие личности.

Развивать зрительное восприятие.

Методы и приемы:

Беседы, поощрения, загадывание загадок, художественное слово, пояснение, объяснение.

Обогащение словаря:

Изба, горница, завалинка, ключи, кликать, кадушка, коромысло, кренделя, куличи.

Предварительная работа:

1. Изучение методической литературы:

- программа «Детство» авт. В. И. Логиновой

- программа «Овсень» (Рубцовский педагогический колледж)

- программа «Наследие» Новицкая

- программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева

- «От родного порога» АКИПКРО.

2. Занятие в горнице, чтение, беседы.

3. Знакомство детей с народными традициями и детским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, считалки, заклички).

4. На музыкальных занятиях – прослушивание русской народной музыки, обучение игры на музыкальных инструментах, танцевальных движений. Разучивание русских народных игр, хороводов.

5. На занятиях по изобразительной деятельности – знакомство с народным промыслом, раскрашивание предметов трафаретов (ложки, матрешки).

6. Взаимодействие с логопедом (разучивание и четкое проговаривание считалок, пословиц, поговорок).

Ход занятия:

Хозяйка: (встречает гостей в горнице)

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости в дом пришли, радость хозяйке принесли.

Проходите, да присаживайтесь.

Всем ли видно? Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Дети: Утро доброе, хозяйка!

Хозяйка: Здравствуйте, добрые молодцы, да красны девицы!

Ребенок: Позвольте в горницу войти.

2 – й ребенок: В горницу войти, да на лавочки присесть.

Дети поют: Горница новая, горница новая

Полна горница людей, полна горница людей.

Все гости хороши, все гости хороши.

А хозяйка лучше всех, а хозяйка лучше всех.

Глазками поводит, глазками поводит, улыбается…

Хозяйка: Как говорится, милости просим в нашу горницу.

Всем чем богаты, тем вам и рады.

- Проходите, да садитесь на лавочки поудобнее.

Хозяйка: Я рада, что вы вновь пришли ко мне в горницу.

А к нам ещё кто-то спешит в гости.

Бабушка (входит с корзиной) :

Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!

Здравствуй, хозяюшка!

Хозяйка: Здравствуй, бабушка!

Мы очень рады видеть тебя в нашей горнице.

Бабушка: Я бабушка – рассказушка, к вам в гости пришла и много интересного принесла.

Хозяюшка: А что же такого интересного ты нам принесла?

Бабушка: Я весною на завалинке

А зимою в горнице посиживаю.

Сяду, на народ всегда гляжу.

Все всегда запоминаю,

И в копилку собираю.

Это моя корзинка – копилка.

Сяду рядышком на лавке.

Вместе с вами посижу.

Ребенок: Да возьмите и вы пошумите,

Хороводы заведите,

В игры поиграйте,

Загадки разгадайте.

Бабушка: Отгадайте мою загадку:

Заря – зарница, красна – девица

Травку выпускает, росу расстилает.

Едет стороной, с сохой,

С бороной, с ключевой водой.

Хозяйка: А мы хоровод заведем,

Вот и отгадка будет.

ХОРОВОД «ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЕМ ВОДА»

1. Ой, бежит ручьем вода

Нет ни снега, нет ни льда

Ой, вода, ой, вода

Нет ни снега, нет ни льда – 2 раза.

2. Прилетели журавли

И соловушки малы

Журавли, журавли

И соловушки малы – 2 раза.

3. Мы весняночку поем

Весну красную зовем

Ой, поем, ой, поем,

Весну красную зовем – 2 раза.

Бабушка: Молодцы ребята, отгадали мою загадку.

Только как говорят: Делу время – а потехе час.

Бабушка: Что – то не видно солнышко, давайте все вместе дружно попросим:

Солнышко покажись,

Красное снарядись,

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее.

Сядь к нам на пенек,

Посвети весь денек.

Глядите, теплее стало

Солнышко из-за тучки выглянуло.

Птички звонко запели,

Бабушка: А в моей корзинке – копилке,

Есть пословицы, поговорки.

Хозяйка: Бабушка, а наши дети, тоже знают пословицы и поговорки.

Пополним корзиночку – копилочку?

-Землю красит солнце, а человека – труд.

-Что солнышко в небе, то мама в дому.

-При солнышке тепло, при матери добро.

-Без дела жить, только небо коптить.

-Маленькое дело – лучше большого безделья.

-Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

-Хорошая русская песня, дух бодрит.

-Где песня поется, там весело живется.

Бабушка: Вот и пополнилась моя корзиночка – копилочка. Я помню, как раньше певали в избах. Красота! Очень я песни, да музыку люблю. А уж, как музыканты заиграют, так душа запоет…

Ребенок: А в нашем оркестре всего понемножку,

Звенит треугольник, запели гармошки,

Звонко играют, бубны, да ложки.

Оркестр народных инструментов.

Бабушка (хвалит детей)

Ребенок: Частушки спеть мы вам хотим,

Потешим и повеселим,

Поют задорно наши малыши,

Смейтесь гости от души.

Хозяйка: Послушайте частушки – переклички

Мальчики: Девочки – беляночки

Где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Ребенок: Вы послушайте девчата,

Нескладуху буду петь:

«На дубу свинья пасется

В бане парится медведь».

Ребенок: А я умница, я разумница.

Про это знает вся наша улица.

Мой друг Ермошка, да я немножко.

Ребенок: Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка, в тарантас,

Повезу свою подружку,

Всем сегодня напоказ.

Ребенок: Ох, топну ногой

Да притопну другой,

Сколько я ни топочу,

Все равно, плясать хочу.

Бабушка: Позабавили вы меня ребята. Частушками пополнили мою корзиночку – копилочку. А сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки живут в горнице.

-Кто приходит и уходит, все ее за ручку водят.

-Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки.

избе – изба, на избе – труба.

-Зашумело в избе, загудело в трубе.

-Видит пламя народ, а тушить не идет.

Бабушка: Молодцы ребятки, отгадали все загадки. В моей корзинке есть для вас интересная игра «Заря – зарница»

Шалуны – балуны, выбегайте во дворы, становитесь - ка играть, воеводу выбирать.

Ребенок: Воевода из народа

Выходи из хоровода

А ты, добрый молодец,

Становись в самый конец.

ИГРА «ЗАРЯ – ЗАРНИЦА»

Заря – зарница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила

Ключи золотые, ленты голубые.

-раз, два – не воронь,

-а беги как огонь.

Бабушка: Молодцы, ребята!

Повеселили вы меня сегодня!

Да и корзиночка – копилочка пополнилась.

А сейчас, я вас угощу кренделями, пирожками, да блинами…

Сценка : ребенок – тесто: Уползу я из кадушки и не буду пирогом.

Не хочу я быть ватрушкой с творогом.

Бабушка: Не беги! Я испеку оладушки, бублики.

Пирожком ты будешь с начинкой ягодной.

Ребенок - тесто: Мне в кадушке мало места,

Мне в кадушке стало тесно.

В печку лезть не интересно.

Хозяйка: Да и не расстраивайся бабушка,

Никуда тесто не денется. Подойдет,

Да и вернется. Давайте его позовем.

- Тесто, тесто к нам вернись

В пирог румяный превратись.

Ребенок - тесто: Ой, замерзло! Ты меня не трогай!

Подожди немножко,

Буду я начинкой

С ягодой малинкой.

Буду кулебякой и коврижкой с маком.

Бабушка приглашает детей делать пирожки (имитируя движения раскатывания теста, ставят в печь.

- Печка, печка, жарче грей

Пироги будут вкусней.

Хозяйка: А пока пекутся пироги, мы гостям загадаем загадки.

- Кто входит в окно и не ломает его.

- Каким гребешком никто не причесывается.

- Морщинистый Тит всю деревню веселит.

- К маме речкой я бегу и молчать не могу.

Я ее сын родной, а родился весной.

- Без рук, без ног, а на гору ползет.

Хозяйка: Вот и загадки все отгадали…

Бабушка: А теперь воздавая традициям русским хвалу

Приглашаю всех вас к праздничному столу.

Выпить чай из самовара.

С пирогами, с кренделями,

И конечно с куличами.

Хозяйка: Спасибо бабушка!

Всем людям добрым

Желаем добра, золота и серебра.

Все: Доброго вам здоровья, гости дорогие.

Бабушка: До свидания, ребята.

А мне пора идти дальше.

Хозяйка: До свидания, бабушка,

Мы будем ждать тебя в гости к нам.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по образовательной области «Художественное творчество» и «Музыка», в средней группе. «Осень» Конспект интегрированного занятия для детей средней группы педагогов 2 квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 32 «Снегирек» Козачковой.

Пришла коляда — открывай ворота!Пришла коляда — открывай ворота! Пришла коляда - открывай ворота! В нашей стране очень- очень давно возникла традиция колядовать. После Рождества на Святки мы с детьми решили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «В деревенской избе, в светлой горнице»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 06:50
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по речевому развитию «В деревенской избе, в светлой горнице»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Полторацкая (УИ 284673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД