Наталья Полторацкая
Занятие по речевому развитию «В деревенской избе, в светлой горнице»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитывать у детей интерес и уважение к традициям русского народа.
Задачи:
Дать понятие детям об обычаях и обрядах русского народа.
Помочь в обретении смысла и ценностей традиционной народной культуры в условиях современной жизни.
Развивать разговорную речь детей, учить пользоваться малыми формами фольклора (пословицы, загадки, заклички, считалки).
Публикация «Занятие по речевому развитию „В деревенской избе, в светлой горнице“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Способствовать развитию творческих способностей детей, эмоциональной отзывчивости, самостоятельности через исполнение фольклорных песенок, частушек, разыгрывание сюжетов, хороводов, игр.
Воспитывать духовно – нравственную культуру детей, повышать всестороннее развитие личности.
Развивать зрительное восприятие.
Методы и приемы:
Беседы, поощрения, загадывание загадок, художественное слово, пояснение, объяснение.
Обогащение словаря:
Изба, горница, завалинка, ключи, кликать, кадушка, коромысло, кренделя, куличи.
Предварительная работа:
1. Изучение методической литературы:
- программа «Детство» авт. В. И. Логиновой
- программа «Овсень» (Рубцовский педагогический колледж)
- программа «Наследие» Новицкая
- программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева
- «От родного порога» АКИПКРО.
2. Занятие в горнице, чтение, беседы.
3. Знакомство детей с народными традициями и детским фольклором (пословицы, поговорки, загадки, считалки, заклички).
4. На музыкальных занятиях – прослушивание русской народной музыки, обучение игры на музыкальных инструментах, танцевальных движений. Разучивание русских народных игр, хороводов.
5. На занятиях по изобразительной деятельности – знакомство с народным промыслом, раскрашивание предметов трафаретов (ложки, матрешки).
6. Взаимодействие с логопедом (разучивание и четкое проговаривание считалок, пословиц, поговорок).
Ход занятия:
Хозяйка: (встречает гостей в горнице)
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости в дом пришли, радость хозяйке принесли.
Проходите, да присаживайтесь.
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Дети: Утро доброе, хозяйка!
Хозяйка: Здравствуйте, добрые молодцы, да красны девицы!
Ребенок: Позвольте в горницу войти.
2 – й ребенок: В горницу войти, да на лавочки присесть.
Дети поют: Горница новая, горница новая
Полна горница людей, полна горница людей.
Все гости хороши, все гости хороши.
А хозяйка лучше всех, а хозяйка лучше всех.
Глазками поводит, глазками поводит, улыбается…
Хозяйка: Как говорится, милости просим в нашу горницу.
Всем чем богаты, тем вам и рады.
- Проходите, да садитесь на лавочки поудобнее.
Хозяйка: Я рада, что вы вновь пришли ко мне в горницу.
А к нам ещё кто-то спешит в гости.
Бабушка (входит с корзиной) :
Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы!
Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуй, бабушка!
Мы очень рады видеть тебя в нашей горнице.
Бабушка: Я бабушка – рассказушка, к вам в гости пришла и много интересного принесла.
Хозяюшка: А что же такого интересного ты нам принесла?
Бабушка: Я весною на завалинке
А зимою в горнице посиживаю.
Сяду, на народ всегда гляжу.
Все всегда запоминаю,
И в копилку собираю.
Это моя корзинка – копилка.
Сяду рядышком на лавке.
Вместе с вами посижу.
Ребенок: Да возьмите и вы пошумите,
Хороводы заведите,
В игры поиграйте,
Загадки разгадайте.
Бабушка: Отгадайте мою загадку:
Заря – зарница, красна – девица
Травку выпускает, росу расстилает.
Едет стороной, с сохой,
С бороной, с ключевой водой.
Хозяйка: А мы хоровод заведем,
Вот и отгадка будет.
ХОРОВОД «ОЙ, БЕЖИТ РУЧЬЕМ ВОДА»
1. Ой, бежит ручьем вода
Нет ни снега, нет ни льда
Ой, вода, ой, вода
Нет ни снега, нет ни льда – 2 раза.
2. Прилетели журавли
И соловушки малы
Журавли, журавли
И соловушки малы – 2 раза.
3. Мы весняночку поем
Весну красную зовем
Ой, поем, ой, поем,
Весну красную зовем – 2 раза.
Бабушка: Молодцы ребята, отгадали мою загадку.
Только как говорят: Делу время – а потехе час.
Бабушка: Что – то не видно солнышко, давайте все вместе дружно попросим:
Солнышко покажись,
Красное снарядись,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее.
Сядь к нам на пенек,
Посвети весь денек.
Глядите, теплее стало
Солнышко из-за тучки выглянуло.
Птички звонко запели,
Бабушка: А в моей корзинке – копилке,
Есть пословицы, поговорки.
Хозяйка: Бабушка, а наши дети, тоже знают пословицы и поговорки.
Пополним корзиночку – копилочку?
-Землю красит солнце, а человека – труд.
-Что солнышко в небе, то мама в дому.
-При солнышке тепло, при матери добро.
-Без дела жить, только небо коптить.
-Маленькое дело – лучше большого безделья.
-Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
-Хорошая русская песня, дух бодрит.
-Где песня поется, там весело живется.
Бабушка: Вот и пополнилась моя корзиночка – копилочка. Я помню, как раньше певали в избах. Красота! Очень я песни, да музыку люблю. А уж, как музыканты заиграют, так душа запоет…
Ребенок: А в нашем оркестре всего понемножку,
Звенит треугольник, запели гармошки,
Звонко играют, бубны, да ложки.
Оркестр народных инструментов.
Бабушка (хвалит детей)
Ребенок: Частушки спеть мы вам хотим,
Потешим и повеселим,
Поют задорно наши малыши,
Смейтесь гости от души.
Хозяйка: Послушайте частушки – переклички
Мальчики: Девочки – беляночки
Где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
Ребенок: Вы послушайте девчата,
Нескладуху буду петь:
«На дубу свинья пасется
В бане парится медведь».
Ребенок: А я умница, я разумница.
Про это знает вся наша улица.
Мой друг Ермошка, да я немножко.
Ребенок: Запрягу я кошку в дрожки,
А котенка, в тарантас,
Повезу свою подружку,
Всем сегодня напоказ.
Ребенок: Ох, топну ногой
Да притопну другой,
Сколько я ни топочу,
Все равно, плясать хочу.
Бабушка: Позабавили вы меня ребята. Частушками пополнили мою корзиночку – копилочку. А сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки живут в горнице.
-Кто приходит и уходит, все ее за ручку водят.
-Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки.
-В избе – изба, на избе – труба.
-Зашумело в избе, загудело в трубе.
-Видит пламя народ, а тушить не идет.
Бабушка: Молодцы ребятки, отгадали все загадки. В моей корзинке есть для вас интересная игра «Заря – зарница»
Шалуны – балуны, выбегайте во дворы, становитесь - ка играть, воеводу выбирать.
Ребенок: Воевода из народа
Выходи из хоровода
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец.
ИГРА «ЗАРЯ – ЗАРНИЦА»
Заря – зарница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые.
-раз, два – не воронь,
-а беги как огонь.
Бабушка: Молодцы, ребята!
Повеселили вы меня сегодня!
Да и корзиночка – копилочка пополнилась.
А сейчас, я вас угощу кренделями, пирожками, да блинами…
Сценка : ребенок – тесто: Уползу я из кадушки и не буду пирогом.
Не хочу я быть ватрушкой с творогом.
Бабушка: Не беги! Я испеку оладушки, бублики.
Пирожком ты будешь с начинкой ягодной.
Ребенок - тесто: Мне в кадушке мало места,
Мне в кадушке стало тесно.
В печку лезть не интересно.
Хозяйка: Да и не расстраивайся бабушка,
Никуда тесто не денется. Подойдет,
Да и вернется. Давайте его позовем.
- Тесто, тесто к нам вернись
В пирог румяный превратись.
Ребенок - тесто: Ой, замерзло! Ты меня не трогай!
Подожди немножко,
Буду я начинкой
С ягодой малинкой.
Буду кулебякой и коврижкой с маком.
Бабушка приглашает детей делать пирожки (имитируя движения раскатывания теста, ставят в печь.
- Печка, печка, жарче грей
Пироги будут вкусней.
Хозяйка: А пока пекутся пироги, мы гостям загадаем загадки.
- Кто входит в окно и не ломает его.
- Каким гребешком никто не причесывается.
- Морщинистый Тит всю деревню веселит.
- К маме речкой я бегу и молчать не могу.
Я ее сын родной, а родился весной.
- Без рук, без ног, а на гору ползет.
Хозяйка: Вот и загадки все отгадали…
Бабушка: А теперь воздавая традициям русским хвалу
Приглашаю всех вас к праздничному столу.
Выпить чай из самовара.
С пирогами, с кренделями,
И конечно с куличами.
Хозяйка: Спасибо бабушка!
Всем людям добрым
Желаем добра, золота и серебра.
Все: Доброго вам здоровья, гости дорогие.
Бабушка: До свидания, ребята.
А мне пора идти дальше.
Хозяйка: До свидания, бабушка,
Мы будем ждать тебя в гости к нам.