Ольга Жукова
Конспект занятия «В царстве снега, льда и холода»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – развивающее занятие по социально-бытовой ориентировке
Для детей подготовительной к школе группе, с нарушением зрения,
«В царстве холода, снега и льда»
Цель: Повышение уровня знаний детей о зимних явлениях в природе.
Задачи:
Коррекционного развития:
1. Развивать ориентировку в пространстве, общую моторику рук.
2. Способствовать развитию памяти, воображения, слухового восприятия
Коррекционного обучения:
1. Закреплять знания о зимних явлениях природы, подбирать прилагательные, характеризующие это время года
Темочки:
2. Раскрыть понятие «Температура: «плюсовая», «минусовая», познакомить с термометром
3. Формировать исследовательский и познавательный интерес в работе по экспериментированию. Развивать наблюдательность.
4. Расширить знания детей о диких животных, научить различать их следы, образовывать притяжательные прилагательные (волчий, заячий, беличий, медвежий и т. д.)
5. Продолжать формировать у детей умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коррекционного воспитания:
Воспитывать умения сотрудничать, координировать совместные действия, находиться в постоянном взаимодействии. Быть активными и дружными.
Методы и приё мы: словестные, наглядные, практические, игровые.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, игровые, объяснительно-иллюстрационные, гуманно-личностно-оринтированные.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация «В царстве холода, снега и льда»; Аудиозапись со звуками: рев медведя, стук топора, скрип снега под ногами и т. д. ,
Д/и «Найди пару снежинке» раздаточный материал: термометр, ДИ «Найди след», письмо с заданиями;
Емкости для снега, кубики льда, стаканчики, ложки, салфетки.
Ход НОД:
Тифлопедагог загадывает загадку
Я королева из страны,
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,
Где всюду только снег и лед.
Ответы детей.
Тифлопедагог. Ребята, мы с вами попали в царство Снежной королевы. На экране появляется изображение Снежной королевы. Слайд 1
Я Снежная королева, вы попали в моё царство. К сожалению, озорные тролли разбили моё волшебное зеркало, и его осколки разлетелись по всему ледяному царству, только самые храбрые, дружные, смелые дети смогут собрать их. А если вы не соберете осколки, на земле наступит вечная зима и дети навеки останутся в моём заточении.
Чтобы найти осколки вам нужно будет выполнять сложные задания, которые находятся в этом конверте. Слайд 2
Ребята, а вам нравится зима?
Сейчас вы будете передавать снежинку, и говорить, какая зима, чем вам нравится зима.
А может быть, мы не будем открывать конверт, пусть будет зима круглый год?
Тифлопедагог открывает конверт.
Итак, первое задание: Если вы правильно выполните задание, на экране появится осколок зеркала.
1. Без чего не бывает зимы? (без снега)
2. Почему зимой идёт снег, а не дождь? Слайд 3
Снег это тот же дождь и как именно выпадают осадки зависит от времени года, а если ещё точнее от температуры воздуха. То есть снежинки это те же капельки дождя, но при низкой температуре воздуха капельки дождя превращаются в снежинки и в таком виде выпадают на поверхность земли. Поэтому в тёплое время осадки выпадают в виде дождя, а в холодное в виде снега.
Слайд 4. Что это изображено? Д/И «Термометр. Тепло. Холодно». У него есть стеклянный корпус, шкала с делениями и цифрами и ртутный столбик. Каждое деление обозначает один градус. С помощью термометра мы измеряем температуру. Если окружающий нас воздух теплый, то температура будет показана выше ноля, а если холодный воздух, то ниже ноля. Как вы думаете на улице какая температура? (холодная, «минусовая», столбик на термометре будет показывать ниже ноля). А в нашей группе? (выше ноля, «плюсовая»).
Молодцы ребята. Мы отыскали один осколок. Вставляет в рамку. (Слайд 5)
Второе задание. Сколько лучиков у снежинки? (шесть) Слайд 6
Игра «Найди снежинке пару». Отыскали еще осколок. Слайд 7
Следующее задание. загадки:
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Не драгоценный камень, а светится. (Лед) Слайд 8
Пройдите, пожалуйста, к столам. (На столе стаканчики с холодной водой, две ё мкости: со снегом и кубиками льда, ложки, салфетки) Что это? (ответы детей)
А какой снег? (дети трогают снег и лёд - холодный, белый, пушистый, мягкий)
- А какой лёд? (Холодный, твёрдый, прозрачный, хрупкий)
- Снег и лед похожи чем то. Подумайте и ответьте, что их объединяет? (Это замерзшая вода; и снег и лёд холодные; бывают только зимой)
- Чем снег и лёд отличаются? (Снег мягкий, а лёд твёрдый; снег не прозрачный, из него можно лепить, а изо льда нельзя).
- Теперь мы положим лед в воду. и посмотрим, что произойдет со снегом и льдом.
Эксперимент: Дети набирают снег ложкой, кладут его в стакан с водой и наблюдают. Описывают, что видят (снег начал таять, тает быстро или медленно, превращаться в воду). Затем дети берут кубики льда и кладут в стаканчик с водой и наблюдают. Описывают что видят (лед не тает сразу, ему необходимо больше времени, он не тонет)
Тифлопедагог: Молодцы! С заданием вы справились. А вот и следующий осколок. Слайд 9
Тифлопедагог: Ребята настало время сделать гимнастику для глаз.
Зрительная гимнастика. Голова неподвижна.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели, дети вправо посмотрели. (Взгляд вправо)
Снежинки влево полетели, глазки влево посмотрели. (Взгляд влево)
Ветер вверх их поднимал (Взгляд устремлен вверх)
И на землю опускал. (Глаза медленно опускаем вниз)
Все! На землю улеглись.
Глазки закрываем.
Глазки отдыхают.
Угадай звуки. Вьюга, скрип снега, вой волка, треск деревьев, звук топора, рубящего дерево. Слайд 10.
Воспитатель: Следующее вам задание будет очень сложным. Послушайте внимательно рассказ и найдите ошибки.
Зимой в лесу. Тихо зимой в лесу. И только кое – где слышны голоса синиц и скворцов. Да изредка можно увидеть уток. Накануне выпал снег и хорошо видны следы животных, которые здесь побывали. Вот пробегал заяц.
«А это чьи следы?» - сказал Петя.
«Это, наверное, следы ежа», - сказала Наташа.
«Что – то не видно белок, где же они?» - спросила Таня.
«Да ты что, не знаешь, что зимой белки спят в своих дуплах?» - ответил Петя.
Между берёзами дети увидели кормушку, в которой лежало сено. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы им не было голодно зимой.
Дети называют ошибки:
- скворцы, утки – перелётные птицы, улетают в тёплые края
- еж – зимой спит.
- белки - зимой ведут активный образ жизни.
Тифлопедагог. Вот вы и отыскали еще один осколок от зеркала Снежной королевы. (Слайд 11)
Зимой в лесу на снегу можно увидеть много разных следов. Кто же эти следы оставил на снегу? (ответы детей). Правильно.
Предлагаю вам стать следопытами и отгадать Игра «Чьи следы?»
На полу разложены картинки следов животных, на доске - животные. Необходимо подобрать к каждому животному – след. Слайд 12
Снежная Королева: Своими знаниями вы растопили лед в моём сердце и собрали все осколки моего зеркала, маленькие осколки я вам подарю. Посмотрите на него оно опять стало целым, а это значит что повсюду, как и прежде, будут все времена года а значит мои герои Кай и Герда вновь очутятся у себя дома.
Рефлексия. Что вам больше всего понравилось? Какое время года самое лучшее? Какое время года наступит после зимы? Какие изменения произойдут в природе с наступлением весны?
одведение итогов
-Вам понравилось? Что вы делали сегодня?
- Что общего между снегом и льдом? (из воды, холодные,)
-А чем они отличаются?
Ответы: рыхлый, твердый, легкий тяжелый, белый, прозрачный.
-В какую погоду снег лёгкий, пушистый, сухой, легко рассыпается? (В морозную).
-В какую погоду снег липкий, тяжёлый, влажный, сырой? (Во время оттепели).
Что еще узнали?
Снег мягкий, а лед -…
Снег белый, а лед…
Снег легкий, а лед …
Ребята, а как вы думаете, приносит ли снег пользу человеку, и какую?
- Дышать после снега легко, потому что снег как метла собирает всю пыль, микробы и воздух становится чище, в организм попадает меньше микробов.
Ребята, а теперь поиграйте со снегом, слепите из него снеговика, домик.
Ответы: нельзя он тает, го нельзя оставить в группе.
-Ребята я вам предлагаю сделать искусственный снег, чтобы его можно было использовать в игре на следующем занятии
Молодцы! Очень хорошо сегодня поработали.
-Ребята, вам понравилось быть учеными, исследователями?