Татьяна Романенко
Конспект занятия. «У хозяйки молодой, у казачки удалой!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 10.
для детей средней группы
«У хозяйки молодой, у казачки удалой!»
Составила и подготовила:
воспитатель Романенко Татьяна Юрьевна
ст. Каневская
2012г
Цель:
Включение детей в систему социальных отношений.
Программные задачи:
1. Образовательные.
Публикация «Конспект занятия, „У хозяйки молодой, у казачки удалой!“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Формировать умение выполнять действие по сигналу. Расширять представление детей о бытовом труде современной женщины и женщины-казачки. Развивать умение анализировать образец рушника: выделять основные части узора, цветовую гамму, устанавливать пространственное расположение узора (по краям рушника). Расширять представление об окружающем мире. Пополнять словарь детей на основе углубления их знаний о быте казачьей семьи.
2. Развивающие.
Продолжать развитие исполнительских навыков с использование словесных образов. Закреплять правила безопасного поведения в общественном месте, поощрять словотворчество. Продолжать содействовать правильному восприятию содержания загадок. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.
3. Воспитательные.
Воспитывать опрятность. Воспитывать любовь к народной кубанской песне. Воспитывать любовь и уважение к матери.
Интеграция образовательных областей.
1. «Зоровье».
2. «Физическая культура».
3. «Социализация».
4. «Труд».
5. «Безопасность».
6. «Познание».
7. «Коммуникация».
8. «Чтение художественной литературы».
9. «Художественное творчество».
10. «Музыка».
Виды детской деятельности.
1. Игровая.
2. Коммуникативная.
3. Познавательно-исследовательская.
4. Музыкально-продуктивное.
5. Чтение.
Дидактический материал.
1. Демонстрационный.
Мультимедийное оборудование, экран, рушники, икона, казачья женская одежда.
2. Раздаточный.
Ткань белая (100х40 см, элементы узора из цветной бумаги (цветы, листья, веточки, клей, салфетки, кисточки.
Используемые методы и приемы.
Рассказ, показ объяснение, художественное слово.
Предварительная работа.
Чтение стихов и рассказов о маме, общение на тему «Значение матери в жизни человека», пение колыбельных, песен о маме, разучивание пословиц о маме. Разучивание кубанской игры «Петушок».
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень важный разговор. А о ком – догадайтесь сами:
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
Дети: Мама.
Слайд №2, №3.
Воспитатель:
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
Иигpyшки вам даpит?
Дети: Мама.
Воспитатель:
Если, дети, вы ленивы,
Hепослyшны, шаловливы,
Что бывает иногда, -
Кто же слёзы льет тогда?
— «Всё она, pодная».
Дети: Мама.
Слайд №1, 2
Воспитатель: У каждого человека на земле есть мама. Кто может быть роднее и ближе нее? «Мама» – это первое слово, которое произносит маленький ребенок. Пока ребенок мал, мама кормит его и поит, и укачивает в люльке. Мама и пожалеет и приласкает.
Ребята, какие народные пословицы, поговорки вы знаете о маме?
Дети: При солнышке тепло, при матери добро.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
Воспитатель: У наших мам всегда много дел. С давних времен повелось так, что женщина в доме – это заботливая хозяйка, любящая мать своим детям, внимательная и уважительная к своим родителям дочь. Сейчас вашим мамочкам помогают управляться с делами дома различные умные машины. Скажите, чем мамы могут пользоваться, когда им нужно убраться в комнате, почистить ковер?
Дети: Пылесос.
Воспитатель: Что помогает маме стирать вещи?
Дети: Стиральная машина.
Воспитатель: Чем мама пользуется, когда ей нужно быстро разогреть обед?
Дети: Микроволновая печь.
Воспитатель: Сейчас мамам гораздо проще украсить свой дом, создать в нем уют, сделать так, чтобы в нем было красиво и удобно. Ведь в настоящее время так много магазинов, где мамы могут купить для этого красивые картины, вазы, салфетки, скатерти и многое другое. А раньше все было совсем по-другому. Хотите, я расскажу вам, как у нас на Кубани в давние времена женщины-казачки украшали свои дома, хаты?
Слайд №4, №5.
Воспитатель: Семьи тогда были большие, многодетные, детей было до 10 человек, а то и больше. Нужно было успевать управляться и в поле, и с хозяйством. Ребята, а скажите, какие домашние животные были в хозяйстве в казачьих семьях?
Дети: Коровы, лошади, свиньи, овцы, куры, гуси, утки.
Слайд №6.
Воспитатель: Маме нужно было успеть испечь хлеб, приготовить обед. Но когда проходила «горячая пора» сбора урожая и наступала зима, забот у матери не уменьшалось. Долгими зимними вечерами женщины-казачки занимались рукоделием, они своими руками создавали красивые вещи для убранства своей хаты. А сейчас, ребята, я хочу вас пригласить в музей – Казачью хату. Где мы с вами сможем увидеть, как матери-казачки украшали свой дом, какие вещи они делали своими руками.
(Дети проходят в музей «Казачья хата»).
Воспитатель: Казаки были верующими людьми и жили по закону божьему, просили помощи в любых делах у бога и поэтому центральным местом в хате был «Красный угол». «Красный» от слов красивый, нарядный. Еще его называли «Святой». В этом углу помещались иконы. На столик под иконами ставили свечи, пасхи, книжки с молитвами. Каждая хозяйка украшала свою икону белым полотенцем с ярким узором, это полотенце она расшивала вышивкой, и называлось оно «рушник». Разные рушники были в хате: рушник-утирач – им вытирали лицо, зеркальными рушниками украшали зеркала, а церковные – украшали иконы.
Мамы приучали рукоделию своих дочерей с семи лет, они учили их вышивать, вязать. К своей свадьбе девушка должна была вышить около 40 рушников на различные праздники. Вышивкой украшали еще одежду, и скатерти, и наволочки на подушки. Давайте посмотрим, какими узорами украшены в нашей казачьей хате рушники.
Обратите внимание на то, что на рушниках и наволочках различные узоры: узоры на рушниках шли по краям. Посмотрите, что вышила казачка на них?
Дети: Цветы, лепестки, птички, петушки.
Воспитатель: А какого цвета нитки использовали хозяйки для вышивки?
Дети: Красный, зеленый, синий, черный.
Воспитатель: Верно, и именно поэтому узоры получались такими яркими и красивыми. По краям рушника казачки могли пришить кружево, сплетенной своими руками.
Обратите внимание на кровать в хате, на то как украшена постель: простынь, наволочки.
(Дети рассматривают узоры на наволочке, простынке).
Воспитатель: Посмотрите на тумбочку – это этажерка, на ней хранились книги, дорогие вещи: шкатулки бусами, шкатулки с наградами казака, вазы. Полочки на этажерках хозяйки украшали салфетками, сделанными своими руками.
(Дети рассматривают салфетки).
Воспитатель: Вот какие замечательные и удивительные вещи женщины-казачки могли делать своими руками. Давайте и мы с вами, ребята, пройдем в группу и там сами украсим свои рушники.
(Воспитатель с детьми возвращаются в группу).
Слайды №6, №7, №8, №9, №10.
Воспитатель: Ребята, где мы сейчас с вами побывали?
Дети: В казачьей хате.
Воспитатель: Чем украшали казачки свое жилье?
Дети: Рушниками.
Воспитатель: Какие рушники были в казачьих семьях?
Дети: Утирач, зеркальный, церковный.
Воспитатель: Давайте, и мы с вами, ребята, украсим рушник своими руками. Вспомните, какие узоры были на рушниках, где они располагались.
Ответы детей.
Дети занимаются аппликацией «Украшение рушника». Во время выполнения детьми аппликаций звучит казачья песня.
Дети делают выставку из рушников, любуются своими работами.
Воспитатель: Какие замечательные рушники у нас получились! Здесь есть и цветы, и листочки и петушки. Молодцы, ребята!
А сейчас давайте поиграем в казачью игру «Петушок».
Правила игры.
Дети стоят в кругу. Ведущий удаляет из круга одного из игроков, ставит спиной к кругу, назначает «Петушка», он после слов ведущего:
Утром кто курей гоняет?
Песни звонкие спивает?
Спать мешает казаку?
И кричит… (ку-ка-ре-ку)
должен прокукарекать.
Игрок вне круга должен угадать по голосу, кто был «Петушком».