Елена Колесова
Конспект занятия для воспитанников Центра ПСС «Традиции семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Традиции семьи»
Подготовил: Колесова Е. А., воспитатель высшей квалификационной категории.
Цель: развитие интереса к истории возникновения и передачи из поколения в поколение семейных традиций и праздников.
Задачи:
- воспитать ценностное отношение к традиционным семейным ценностям;
- развить творческие способности детей;
Публикация «Конспект занятия для воспитанников Центра ПСС „Традиции семьи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
- воспитание чувства любви к своей семье, гордости за свою семью.
Материально- технические условия:
- компьютер;
- маркеры, ручки, бумага, цветные карандаши и фломастеры;
- распечатанные картинки с макетом генеалогического древа;
- распечатанная картинка облетевшего дерева и рисунки яблок – смайликов;
- комплект презентационного оборудования.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята. Если обычную семью представить в виде огромной планеты, как вы считаете, кто или что эту планету будут населять? (дети, родители, родственники, дом, счастье, уют, порядок, правила, традиции и т. д)
2. Сообщение темы и цели занятия.
Педагог подводит детей к постановке цели занятия.
- Ребята, а традиции должны быть на этой планете?
- Что такое традиции? Назовите, какие традиции вам уже известны. (празднование дней рождения, встреча Нового года, совместные обеды, пожелание спокойной ночи или доброго утра и т. д). (внести в первое окно кластера)
3. Введение в тему.
- Сегодня я предлагаю познакомиться или вспомнить и другие традиции, которые вы сейчас не назвали.
- Тема занятия - «Традиции семьи».
Наше занятие я предлагаю построить с помощью кластера. Посмотрите, у нас заполнено только одно окно. Почему остальные три окна пустые? Когда мы их заполним, что это будет означать?
Семейные обычаи – это не обязательно что-то грандиозное и масштабное. Даже скромные ежедневные или еженедельные ритуалы, которые заведены в семье, можно считать традицией. Каждая семья отличается своими традициями. Они передаются из поколения в поколение. Человек всегда чтил и должен чтить своих предков. Например, у древних римлян в доме обязательно были скульптуры предков, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям. Теперь все упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей, тётей.
Человек рождается на свет, растет, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? В этом ему может помочь наука генеалогия. В переводе с греческого означает «родословная». Это наука, которая занимается поиском предков людей.
В некоторых семьях заведена традиция узнавать о своих родственниках, составлять свою родословную, генеалогическое древо.
4. Практическое задание «Нарисуй генеалогическое древо Центра».
Педагог раздает заготовки с рисунком генеалогического древа.
- Мы с вами уже собирали генеалогическое древо нашей 4 семьи.
Сегодня я предлагаю собрать генеалогическое древо 1 группы – семьи и группы дошкольников. Для этого я вам раздам информацию: даты поступления детей в наш Центр и их имена. Ваша задача распределить их по мере поступления в Центр, начиная с нижнего ряда кроны дерева.
-Кого бы еще добавили на наше древо?
5. Индивидуальная работа.
Традиционно русские имена складываются из имени и отчества. Эта русская особенность, свидетельствующая о почтении к своему роду, Это дань уважения, прежде всего, отцу. У некоторых народов при рождении детям не дают отчество. В России отчества тоже были не всегда. Раньше их имели только те люди, которые были знатными и титулованными.
В некоторых семьях зачастую можно встретить «семейное» имя, то есть часто встречающееся в этом роду, когда ребенка называют в честь одного из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван.
У наших прародителей никогда не было проблем с определением того, как будут звать их сына или дочь — имя ребенка определяли по Святцам (специальной церковной книге). По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. Считается, что лучше назвать сына или дочь именем святого, которого чтят именно в день рождения малыша. В наши дни такая традиция уже соблюдается нечасто.
Я предлагаю вам посмотреть, как бы вас могли назвать родители, если бы жили много - много лет назад. Для этого вам необходимо вспомнить дату своего рождения и найти её в специальном календаре.
6. Физминутка.
Педагог предлагает отдохнуть и поиграть.
- Предлагаю поиграть в «Крокодил». Вам необходимо угадать словосочетание, загаданное ведущим. Каждый будет его изображать с помощью пантомимы и мимики.
7. Работа в группе. «Семейный альбом»
-Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.
С 1837 года, когда французский художник Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о ярких событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих им людей.
И в нашей группе ведется семейный альбом. Для чего и кого мы его ведем? Где он хранится?
8. Игра «Вставь словечко». Ваша задача вставить пропущенное слово.
Семья-это труд, друг о друге забота,
Семья-это много семейной работы.
Семья-это важно!
Семья-это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая эта семья!»
- Как вы считаете, семейная тема, тема сохранения традиций важна для людей? Для чего вам нужны знания о семье? Давайте представим, что будет, если мы перестанем знать или искать свои корни. (ответы детей)
9. Рефлексия.
Педагог совместно с детьми возвращается к заполненному кластеру и подводит итоги.
- Посмотрите, какое одинокое голое дерево (картинка облетевшего дерева). Я вам предлагаю украсить его своим настроением, тем, которое осталось у вас после нашего занятия.
На этом же рисунке отметьте себя в виде частей дерева. Листья – самый активный, ветви – самый сообразительный, ствол дерева – самый основательный, корень – самые глубокие познания по теме.
Я вам желаю в будущем создать семьи со своими традициями и обычаями, и прожить долгую и счастливую жизнь.