Наталья Гордиенко
Конспект занятия «Степь и ее обитатели» для детей 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать
Цель: показать детям степь как пример сообщества сосуществования, взаимосвязь живых организмов друг с другом на примере растений, насекомых,птиц, зверей.
Задачи:
1. Способствовать формированию представлений детей о степи. Расширять знания детей о приспособлении жизни животных в степи.
2.Развивать любознательность, внимание, память, уметь обобщать, делать выводы.
3.Воспитыватьумение видеть красивое в природе, желание сохранить эту красоту, бережно относиться ко всему окружающему
Публикация «Конспект занятия „Степь и ее обитатели“ для детей 12–17 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Материал и оборудование: слайды растений и животных степи.
Методы и технологии:
-словесные: рассказ по теме.
-здоровьесберегажющие: релаксация «Мелодия степи»
-икт-показ слайдов о степи.
Рефлексия: «Бабочки»
Возраст:12-17 лет.
Ход занятия
-Ребята, как вы думаете что такое степь?
-Это большие безлесные пространства, травянистые равнины.
-Лето в степях жаркое и сухое.
- Растут ли в степях деревья?
-Да в степи растут травянистые растения.
- Ребята, я вам хочу рассказать очень удивительную историю. Поспорили однажды степные обитатели кто из них самый главный.
-Мы самые главные зашептали растения, стелемся по степи, укрепляя почву, украшаем степь яркими цветами, защищаем животных от опасности. Кормим их. Мы самые красивые, самые яркие.
- А насекомые с ними не соглашаются, жжужат, кружат над растениями. Мы самые главные, мы опыляем вас, помогаем вам размножаться, корми пчел и зверей и тоже украшаем степь. Бабочки это услышали и гордо запорхали своими крылышками.
-Услышали птицы этот спор и давай кричать без умолку. Мы самые главные! Мы защищаем растения от вредных насекомых, поля от мелких грызунов, украшаем степь своим пением.
-Шелестят растения, жжужат насекомые, кричат птицы – шум стоит на всю степь. Спорят обитатели кто из них самый главный.
- Ребята, а как вы думаете, кто же из них самый главный в степи?
-Что растения дают степи?
-Птицам, насекомым корм, в траве гнездятся птицы, украшают растения степь.
-Что вы еще можете рассказать о растениях?
-Крапива кусается, потому что на ее листьях и стеблях имеются особые волоски, внутри волосков едкая жидкость. Дотронулся, получай сотню уколов. Но крапива дает жизнь бабочкам: адмиралу, крапивнице, их гусеницы поедают листья крапивы.
-Мышиный горошек не только радует глаз, но и является кормовой травой для животных.
-Вокруг пустырника вьются, гудят пчелы. Ведь пустырник – это настоящая кладовая чудесного нектара. Розовые цветки мелкие, но зато их много.
-Всюду на поле белеют корзинки тысячелистников. Это – лекарственное растение. Каждый цветок – корзинка.
-Чем так важны насекомые?
- Опыляют растения, защищают растения от тли, служат кормом для птиц.
-Шмель устраивает гнезда в почве. Очень любит места, где есть клевер.
- Богомол - хищник. Это насекомое регулирует численность вредных насекомых.
-Жужелица. Едят колорадских жуков, опасных для поля гусениц. Охотятся ночью, пробегают за ночь чуть ли не два километра.
-Семиточечная коровка спасает растения от тли. Своей окраской она отпугивает птиц.
-Бабочка адмирал откладывает яйца на жгучих листьях крапивы. Гусениц этой бабочки редко видим, кому охота лезьт в жгучую крапиву.
-Медведица красноточечная и совка шпорниковая придерживаются открытых степных мест, откладывают яйца на степных растениях.
- Бабочки, перелетая с одного растения на другое, переносят цветочную пыльцу. На опыленных растениях будет больше семян
-Ребята, а могут ли степные жители существовать без птиц?
- Почему?
- поедают вредных насекомых, защищают растения.
- Что вы знаете о степных птицах?
- Фазан устраивает гнездо на земле под прикрытием кустиков или травы. Приносит пользу в борьбе с вредителями.
-Куропатка устраивает гнездо на земле, питается семенами и побегами растений, насекомыми.
- Перепел гнездится на открытых участках.
-Жаворонок гнездится в траве. Поет высоко в небе, а спускается на землю далеко от гнезда, чтоб никто не видел где его гнездо. На полях все время слышны его песни. Они доносятся сверху из небесной голубизны. Жаворонок – одна из немногих птиц, которые поют на лету.
-А какие звери живут в степи?
-Суслики, хомяки, полевые мыши, зайцы, лисы, шакалы, перевязка, хорек.
- Хорек несколько меньше куницы. Главную пищу составляют мыши, но любит тоже и яйца и преследует птиц.
-Перевязка распространена по всей степной зоне нашей страны. Внешне похож на хорька. Хвост пушистый. Окраска пестрая. Питается мелкими грызунами.
Релаксация «Мелодия степи»
- История продолжается.
- Высоко в небе сияет красное солнышко, согревая всех своим теплом. Выслушало оно всех внимательно и говорит.
-Ребята, а как вы думаете что сказало солнышко?
-Что вы спорите? Все вы главные, потому что жить друг без друга не можете. Всем вам и растениям, и насекомым, и птицам, и зверям нужно жить в дружбе и согласии. Только тогда ваш общий дом - степь будет здоровой и красивой.
- Зашелестели растения – листочками, зажужжали в знак одобрения насекомые, миролюбиво запели птицы, закивали головками зверюшки.
-С тех пор обитатели степи – растения, насекомые, звери и птицы живут в мире и согласии.
Итог:
-Ребята мы с вами поговорили о степных обитателях. Давайте полюбуемся красотой степи.
-Вам нравится?
- Степь такая яркая, красивая. И нам надо охранять эту красоту.
- Я надеюсь, что вы будете бережно относиться к красоте окружающей природы.
Рефлексия «Бабочки»
Предлагаю детям бабочки зеленого, желтого, красного цветов.
-Ребята, если вам очень понравилось занятие и было вам интересно,то выберите зеленую бабочку.
-Если было непонятно, скучно выберите желтую бабочку.
А если было трудно, ничего не понравилось то выберите красную бабочку.