МААМ-картинки

Конспект занятия «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Светлана Филаткина
Конспект занятия «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Прививать любовь детей к своей Родине, русскому народу, к русскому народному творчеству.

Задачи:

1. Познакомить детей с русским фольклором (потешки, загадки, колыбельные песни);

2. Познакомить детей с предметами русского быта (люлька, рушник);

3. Развивать речь, память детей, музыкальный слух, творческие способности.

Оборудование:

1. Русские народные костюмы;

2. Комната, оформленная под русскую избу;

3. Костюмы собаки, кота, петушка, солнышка;

4. Колодец;

5. Коромысло с ведрами;

6. Рушник.

Ход занятия:

Публикация «Конспект занятия „Скучен день до вечера, коли делать нечего“» размещена в разделах

Дети в русских народных костюмах под русскую народную мелодию заходят в группу. Их встречает хозяюшка (воспитатель в русском народном костюме). Группа оформлена под русскую избу.

Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите да рассаживайтесь поудобнее. Дай бог тому, кто к нашему дому – дорогим гостям, малым детушкам. Наделил бы вас господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем.

Дети проходят и рассаживаются по скамейкам.

Хозяюшка: Чтоб денек нам начать, хочу загадку загадать: Хвост с узором, сапоги со шпорами, днем распевает, время считает. Кто это? (Петушок).

Заходит ребенок в маске и костюме петушка.

Хозяюшка: А вот и наш Петя-петушок. Ночь прошла, темноту унесла, замолчал сверчок, и запел петушок.

Петушок: Ку-ка-ре-ку!

Хозяюшка: Запел петушок, а тут и солнышко выглянуло красное.

Выходит девочка в костюме солнышка, здоровается с детьми. Затем дети встают вокруг солнышка и поют закличку.

Дети: Солнышко, солнышко выгляни в окошко

Ждут тебя детки, детки-малолетки

Выйдут детки погулять

Да на солнце поиграть.

Затем кто-то из детей рассказывает потешку про солнышко.

Ребенок: Солнышко-колоколнышко

Ты пораньше взойди

Нас пораньше разбуди

Время умываться

За работу браться.

Хозяюшка: Да, дети, в старину русскому народу приходилось много и тяжело работать. Только приближалось лето, и начиналась у людей самая жаркая пора. Надо землю вспахать, посеять рожь, пшеницу, овес. Накосить сено, выкопать картошку, наготовить припасов на зиму. Намолоть рожь, пшеницу. Зимой работы также очень много. Мужчины лапти плетут, корзины, занимаются столярным делом, женщины пряжу плетут, шьют, вышивают. Славно трудится русский народ. А о труде в народе много пословиц сложено.

Дети называют пословицы о труде.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего;

- Хочешь есть калачи – не сиди на печи;

- Любишь кататься, люби и саночки возить;

- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда;

- Терпенье и труд все перетрут;

- Труд человека кормит, а лень портит;

- Как потопаешь, так и полопаешь и т. д.

Хозяюшка: Молодцы, ребята, много пословиц вы о труде знаете. Пришло время и нам за работу браться, ну а мне пора по воду отправляться.

Хозяюшка берет коромысло, одевает ведра и идет за водой к колодцу. Подходит к колодцу, набирает воды, затем выливает воду в таз, предлагает детям умыться.

Дети (хором): Водичка, водичка умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Хозяюшка: Дети, а скажите мне, чем раньше в старину люди утирались после умывания (рушником). Показывает рушник. Да, дети, раньше у каждого был свой рушник. А сейчас мы пользуемся полотенцем. Ну что ж хватит умываться, нам пора за дело браться. Где мои помощники красны девицы.

Выходят 4 девочки в русских народных костюмах. Говорят слова и выполняют движения.

1 девочка: В руки веник я возьму, все в избе я подмету. И за печкой и под лавкой наведу везде порядки.

2 девочка: Я пеку, пеку, пеку пирогов всем напеку, наварю картошку, кашу, накормлю семью всю нашу.

3 девочка: Всю посуду перемою под водою ключевою. Я потру ее песочком, оболью всю кипяточком.

4 девочка: Постираю я белье,

Платье, юбку, полотно,

То-то будет чистота, то-то будет красота.

Все вместе: Ох устали, сил уж нет, а готов ли наш обед?

В это время в люльке плачет ребенок (кукла).

Хозяюшка: Что случилось? Вот беда – плачет девочка моя,

Что же делать? Как мне быть?

Как дитятко усыпить?

Слышится мяукание кота.

Хозяюшка: Да это же наш кот Васька к нам бежит.

Выходит мальчик в костюме кота. Рассказывает потешку:

Как у нашего кота шубка очень хороша,

Как у котика усы удивительной красы,

Глазки смелые, зубки белые.

Хозяюшка: Васька, ты пришел к нам Катеньку покачать.

Кот: Нет я пришел играть.

Хозяюшка: Нет, дорогой Васенька мы не можем сейчас играть, мы Катю спать укладываем. Спой ей лучше песенку.

Котик качает люльку и поет вместе с детьми.

- Баю, баюшки, баю

Не ложись на краю

Придет серенький волчок

Он ухватит за бочок

И утащит во лесок.

К нам волчок не ходи,

Нашу Катю не буди.

Громко лает собачка. Хозяюшка грозит пальцем и говорит слова.

- Баю, баю, баю, бай

Ты собаченька не лай

И Катюшу не пугай,

А приди к нам ночевать,

Нашу Катю покачать.

Выходит мальчик в костюме собачки. Садится качать люльку.

- Люли, люли, люленьки

Прилетели гуленьки

Стали гули ворковать

Нужно Кате крепко спать.

Хозяюшка: Нет, никак не хочет наша Катя спать. Где же Машенька помощница моя. Приди Маща помоги, нашу Катю усыпи.

Выходит девочка Машенька, берет куклу на руки и поет:

- Ай, качи, качи, качи

Прилетели к нам грачи.

Они сели на ворота,

А ворота скрип, скрип,

А Катюша спит, спит.

Хозяюшка: Вот и уснула наша Катя, а нам пришло время вечорить. Что это слово означало в старину? (Ужинать).

Ну мои помощницы выходите ко мне. Все ли у вас готово?

Девочки хором: Мы зря время не теряли, все белье перестирали, всю посуду перемыли, напекли пирогов, вот и стол у нас готов.

Хозяюшка: Ну а теперь давайте обратимся со словами к печке:

- Ой, ты печка-сударыня

Помоги ты нам барыня

Ты свари и спеки

В дом богатство принеси.

Хозяюшка достает блины на подносе. Занятие заканчивается чаепитием.

Список использованных источников:

1. Гаврилова И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. – Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2008 год – 156 с.

2. Остапенко И. В. Потягушеньки, порастушеньки. – Пермь, Пермская книга, 1993 год – 142 с.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Развитие речи детей через приобщение к русскому народному творчеству. Тема развития речи была всегда очень важной в воспитании дошкольников. А в последние годы ее актуальность носит все более значимый характер,потому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Скучен день до вечера, коли делать нечего»
Опубликовано: 23 января 2014 в 10:11
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Скучен день до вечера, коли делать нечего»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Филаткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД