Разуваева Ольга
Конспект занятия «Сезонные изменения в природе. Ноябрь»
Цель: формирование активной деятельностной позиции детей при закреплении их представлений о характерных признаках поздней осени и осенних явлениях.
Задачи:Образовательные: развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени; устанавливать причинно-следственные и временные связи; обратить внимание на красоту этого времени года;
Развивающие: развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое и пространственное мышление; развивать ловкость, координацию и быстроту движений;
Публикация «Конспект занятия „Сезонные изменения в природе, Ноябрь“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу.
Предварительная работа: Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Материалы и оборудование: мяч, модель перелетной птицы, целлофановый пакет, вертушка
Ход прогулки:
В: Ребята, предлагаю вам послушать стихотворение:
Все быстрее облетают клены,
Все темнее низкий свод небес,
Все виднее, как пустеют кроны,
Все слышнее, как немеет лес,
И все чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле.
И. Мазнин
- Как вы думаете, про какое время года говорится в этом стихотворении? Почему вы так решили? (ответы детей)
-А ведь осень бывает очень разной. И ее проявления, красота и изменения в природе связаны с разными месяцами. Как вы думаете, про какой осенний месяц нам рассказывает автор? (Ответы детей).
А ведь и сейчас вокруг нас поздняя осень, посмотрите вокруг. Месяц ноябрь в народе неспроста называют «полузимник».
Давайте поиграем в игру «Закончи предложение» и попробуем вспомнить и назвать приметы поздней осени.
Дидактическая игра «Закончи предложение».
Дети становятся по кругу и, перекидывая мяч от воспитателя к ребенку, формулируют законченное предложение «Поздней осенью…
• Птицы улетают в теплые … (края).
• Насекомые прячутся от … (холода).
• Люди собирают богатый … (урожай).
• Деревья стоят … (голые).
• Дикие животные … (линяют).
• Люди одеваются в теплую … (одежду)
• Небо становится… и т. д
-Да, ребята, вы правы. Как-то незаметно пришёл ноябрь. А вместе с ним и поздняя осень. Листья с деревьев облетели, травы побурели, ковёр листьев на земле потемнел и поблёк. Проглянет совсем ненадолго солнышко и скроется. Спешит ноябрь сковать и землю, и воду. Стынет земля. Покрываются молодым ледком лужи. Дни идут на убыль, а ночи прибавляются и прибавляются. Этот период называется предзимьем, когда живая природа окончательно подготавливается к суровым испытаниям зимы. Поэтому ноябрь и называют полузимником.
-Сегодня на прогулке я предлагаю вам самим найти и увидеть приметы поздней осени. Только мне кажется, что пока мы разговаривали, немного похолодало и поэтому предлагаю вам согреться и поиграть еще в одну игру.
Подвижная игра «Пустое место»
-Посмотрите, ко мне на ладошку села птичка. Вы знаете, что это за птица? Наверно, она летела в теплые края и отбилась от стаи. Как называют птиц, улетающих на юг? И зачем птицы отправляются в такое далекое путешествие? (Ответы детей)
Зрительная гимнастика: «Птичка»
Птичка села на ладошку, - дети кладут ориентир на ладонь
Полюбуемся немножко - смотрят на ориентир
Птичка справа, - движение ориентира вправо
Птичка слева. - движение ориентира влево
Снова на ладошку села. - кладут ориентир на ладонь
Крылышки расправила,
Всех летать заставила. - дети изображают летающую птичку, затем смотрят наверх.
(В это время птичка отправляется «в теплые края», а внимание детей концентрируется взглядом на небо)
-Ребята, а какое небо над нашими головами! Такое не увидишь теплым летом и весной! Давайте попробуем его охарактеризовать или описать.
Дидактическая игра «Какая, какое, какой»
Дети подбирают прилагательные к словам
• Небо (какое) …
• Туча (какая).
• Облака (какие) …
- А вы знаете, из чего состоят тучи? (Ответы детей) Правильно, из частиц воды, которые потом собираются в капли дождя или, замерзая, превращаются в снежинки. Ветер гонит тучи по небу, и это движение хорошо видно, если заметить какой-либо ориентир, например, большое дерево или крышу дома, например, нашего детского сада. Видите, как быстро ветер гонит тучи по небу? Предлагаю и нам с вами превратиться сейчас в тучи или облака, а кого-то одного выбрать водящим- ветром.
Подвижная игра «Ветер и облака»
- С осенним небом и серыми свинцовыми тучами, набегающими одна на другую, все понятно. Но что же такое ветер? Давайте попробуем вместе разобраться.
Исследовательская деятельность
-Попробуйте ответить на вопрос. Без чего человек не может прожить? (Без воздуха). Мы его не видим, не чувствуем, он не имеет запаха, но он всегда вокруг нас. Мы можем его почувствовать, когда он приходит в движение.
(Воспитатель показывает пустой целлофановый пакет.)
- Я сейчас наберу в пакет воздуха. Можно воздух потрогать в пакете.
Вывод: Воздух есть везде, в человеке тоже есть воздух.
- Вот вам вертушка. Если есть ветер, то она будет кружиться.
Индивидуальная работа по развитию движений, физических качеств
- Р1, пробеги с вертушкой от скамейки до горки и обратно
-Р2, пройди маленькими шагами с перекатом с пятки на носок от скамейки до песочницы
-Р3, подуй на вертушку
-Как кружится вертушка в зависимости от наших движений? (Ответы детей). Получается, мы сами сейчас двигали окружающий нас воздух и создавали ветер.
Вывод: ветер- движение воздуха.
- Ребята, вы видели, какой сильный ветер был недавно. Посмотрите, что он натворил на нашем участке, даже последние листочки осыпались. Давайте, наведем порядок на нашей площадке. Ведь гораздо приятнее гулять там, где порядок и ничего лишнего нигде не валяется!
Трудовая деятельность
(Дети убирают опавшие ветки и мусор с участка)
Самостоятельная игровая деятельность детей
- Ребята, вот и подошло к концу время нашей прогулки. Скажите мне, пожалуйста: понравилась ли вам прогулка? Что интересного было сегодня на прогулке? Что нового вы узнали? Как называют в народе последний осенний месяц? Какие приметы поздней осени мы вспомнили? Каким полезным делом занимались во время прогулки? (ответы детей).
- Я хочу сказать вам всем большое спасибо за помощь в уборке нашей игровой площадки! Посмотрите, как чисто и красиво у нас на участке! Молодцы! А сейчас мы возвращаемся в группу.