Никулина Юлия Евгеньевна
Конспект занятия с детьми «Мы такие разные и такие одинаковые»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Вопрос о гендерном воспитании в настоящее время начал приобретать актуальность, возникла необходимость дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста. Научно доказано, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 3 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка, т. е. формируется гендерная устойчивость.
Темочки:
Современное общество вносит свои изменения в отношения между мужчиной и женщиной, во взгляды на семью и брак, в воспитание детей. В условиях меняющегося общества, главным для формирования правильных личностных установок человека является целенаправленное гендерное воспитание. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что дает мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои возможности, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы. Гендерное воспитание учитывает и то, что современное общество не приемлет тот факт, что мужчины и женщины должны располагать лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим, но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. Мальчики должны обладать не только мужскими качествами (несгибаемой волей, силой, характером, современная действительность требует от них терпения, отзывчивости, проявления заботы по отношению к родным и близким.
Влияние гендерного подхода на воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста велико. Процесс воспитания с учетом гендерных особенностей детей, современных потребностей общества становится важным фактором эффективного воспитания дошкольников, их позитивной социализации.
Программное содержание:
1. Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста уважения к собственной и другим национальным культурам разных народов России.
2. Познакомить детей с различными национальностями детей-сверстников, посещающих группу: русские, татары, чуваши, мордвины.
3. Вызвать у детей желание узнать больше о культуре, традициях, кухне разных народов, посещающих группу.
Предварительная работа с детьми и родителями
Рассматривание глобуса, карты.
Карточки с изображением людей чувашской, татарской, мордовской, русской национальностей.
Чтение пословиц, поговорок, стихов народов Урала.
Изобразительная деятельность «Солнышко дружбы»
Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках.
Правильно. Глобус-это макет Земли. Как вы знаете, на Земле очень много стран, где живут люди разных национальностей, они говорят на разных языках, у них свои обычаи и традиции.
Самая большая страна на Земле наша Россия. В России тоже много людей разных национальностей, также, как и в нашем городе Магнитогорске.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Люди на свете рождаются разными
И непохожими, своеобразными,
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать,
Нужно с добром к людям в дом входить,
Дружбу, любовь в своём сердце хранить.
Воспитатель: Что общего у всех человечков? (Ответы детей: Голова, руки, ноги)
Чем они отличаются? (Ответы детей: Цветом волос, прической, цветом глаз)
Воспитатель: Сейчас мы с вами проверим, одинаковые мы все или нет. Слушайте внимательно:
-Выйдите в круг те, у кого тёмные волосы;
-Встаньте те, у кого есть веснушки;
-Покивайте головой те, кто мальчики;
-Похлопайте те, у кого голубые глаза.
Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, богатых и бедных. Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы стать полезным и нужным нашей стране.
А что может объединить нас? (ответы детей: дружба). Правильно, дружба. Давайте мы с вами поиграем в очень интересную игру, она называется «Ручеёк дружбы».
Физкультминутка «Ручеёк дружбы».
Воспитатель: Ребята, город, в котором мы с вами живем, расположен на Юге Челябинской области, на восточном склоне Южного Урала. Как она называется? (ответы детей). Наш город строить приехали люди с разных уголков нашей большой Страны. Все они отличаются своими обычаями, национальной одеждой, цветом глаз и цветом волос. Все они говорят не только на русском языке, но и на своём родном языке, у них есть своя национальная музыка, свои национальные блюда.
А вы хотите узнать побольше о тех национальностях, которые ходят в наш детский сад? (ответы детей: Да)
Воспитатель: Давайте послушаем русскую народную песню и вспомним, как выглядит русский народный костюм.
(звучит аудиозапись р. н. п. «Калинка». Картинка девочки и мальчика в русских костюмах. Дети рассматривают костюмы.)
Воспитатель: Посмотрите, русский народный костюм состоял из вышитых рубашки и сарафана. Простые люди надевали на голову девочкам и женщинам расшитые узорами повязки. А богатые носили кокошники. К русским национальным блюдам относятся блины и пирожки с начинками, холодец, мясо, запеченное в горшочке.
В нашем крае самая многочисленная национальность – русские.
Воспитатель: Давайте познакомимся с татарской национальностью и рассмотрим татарский национальный костюм).
Татары очень вкусно готовят национальное блюдо – чак-чак.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю нам узнать, как выглядит чувашский костюм. (разглядывают национальный костюм). Национальное блюдо Хуплу – популярное национальное блюдо Чувашии, которое представляет собой ароматный вкусный пирог закрытого типа, имеющий круглую форму. Используется сдобное, пресное тесто. Изготавливаются две лепешки одинакового размера, а между ними укладывается ароматная начинка из картофеля и мяса. Также при желании может быть добавлена пшеничная крупа, яйца, рыба, сало.
Воспитатель: Посмотрите на костюмы мордовской национальности (рассматриваем картинки национальных костюмов).Блюдо мордовской национальности – ушица – наваристый рыбный суп и цёмарт – мордовские пельмени.
Беседа «Что мы узнали нового?»
- Костюм какого народа вам больше всего понравился
- Какие блюда для вас знакомы?
- Воспитате
ль:[/b] Я предлагаю вам, ребята, сделать рисунок ладошками «Солнышко». Каждый его лучик согреет теплом и еще крепче подружит детей всей нашей большой планеты Земля.
(Дети располагаются за столом и приступают к рисованию ладошками «солнышко»)
В заключении хочу вам сказать, что все мы разные, но в разности наша сила. Не стесняйтесь спрашивать у родителей об обычаях и традициях вашего народа. Мы должны уважать представителей всех народов, быть гостеприимными и честными в нашей дружбе.
Много народов проживает в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ уникален и имеет свою историю и свои традиции. Сегодня вы узнали, что у нас в группе тоже есть представители разных народов, но мы живем с вами дружно и не ругаемся друг с другом. Я надеюсь, что мы и дальше будем с вами дружной и веселой группой.