Елена Шубина
Конспект занятия «Роспись тарелочки по мотивам «Гжель» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Роспись тарелочки мотивом «Гжель»» для старшей группы
Цель: Роспись рисунка - тарелочки мотивом «Гжель».
Программное содержание:
Публикация «Конспект занятия „Роспись тарелочки по мотивам „Гжель“ для старшей группы» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжить приобщать детей к истокам русской народной культуры, знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
- Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, чувства композиции, умения красиво располагать узор на заготовке-тарелке, выполняя в центре узор из гжельских мотивов, по краям кайму.
- Совершенствовать навыки работы с красками.
- Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.
-Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму).
- Учить выделять середину композиции цветком-розой
- Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька», наносить кайму на изделие и добиваться «растяжения цвета».
Оборудование и материалы:
Предметы народного прикладного искусства «Гжель» - гжельская посуда, набор картинок для демонстрации элементов росписи, гуашь, стаканчик с водой, палитра, кисти, салфетки.
Предварительная работа:
- познавательный рассказ о гжельских мастерах;
- показ презентации «Сказочная Гжель»;
- рассматривание гжельских изделий;
- рассматривание иллюстраций с гжельской росписью.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодняшнее занятие мне хочется начать с чтения очень красивого стихотворения Юрия Чичкова:
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (интернет-ресурсы)
- Как выдумаете, о какой росписи мы сегодня будем с вами говорить?
Ответы детей: о гжельской росписи.
Воспитатель: Правильно ребята.
Воспитатель: Какой цвет используют гжельские мастера?
Ответы детей: Синий, голубой.
Воспитатель: Какие элементы росписи используют гжельские мастера?
Ответы детей: Капельки, полоски, завитки, цветы, бутоны
Воспитатель: Какие изделия изготавливают гжельские мастера?
Ответы детей: Часы, чайники, тарелки, чашки, блюдца, игрушки.
В Давайте ребята пройдем к выставке народных умельцев. И посмотрим на их работы.
Экскурсовод: Уважаемые гости, приглашаем вас пройти в мини-музей «Народные промыслы», чтобы поближе познакомиться с гжельской росписью. Посмотрите, сколько у нас экспонатов в мини-музее. Все они разные, но есть в них что-то особенное, общее. Как вы думаете, что?
(Они украшены сине-голубым узором на белом фоне)
Посмотрите, как сочетается белое с синим. Мы видим в узорах переход от тёмного к светло-синему.
А где такое сочетание мы можем увидеть в природе?
(Тени от деревьев на снегу, морозные узоры, небо, льдинки, сосульки).
Экскурсовод Какие элементы росписи используют мастера в своей работе
Ответы детей
Экскурсовод: предлагает вспомнить детям стихи.
Дети читают стихи:
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская, звонкая Гжель!
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Её название гжель.
А хотите стать мастерами
Ответы детей
Для этого Вам нужно отправиться к матушке гжель в ее мастерскую.
Гжель : Здравствуйте ребята, зачем ко мне пожаловали.
Ответы детей
Гжель : Я вам помогу, но сначала я вам расскажу сказку
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель.
Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить.
Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». Понравилась вам сказка.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Ведущий - матушка Гжель, она стоит в центре круга, в руках синяя ленточка. она идет внутри круга, дети идут хороводом в другую сторону и произносят слова:
Матушка Гжель по полю гуляла,
Ленточку синюю потеряла,
Кто ленту найдет, тот талант обретёт!
С окончанием слов, хоровод останавливается, а матушка Гжель взмахивает голубой лентой перед остановившейся парой, как бы разбивая её
Предлагаю вам отправиться в мастерскую (за столы) и нарисовать понравившийся элемент гжельской росписи, расписать
Дети рисуют
Воспитатель какие вы все молодцы. настоящие мастера.
Понравилось вам у меня в мастерской
Ответы детей.
А что вам больше всего понравилось
Ответы детей.
Какие элементы росписи вы использовали в своих работах.
Ответы детей.
Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
- Молодцы, все старались создать новые красивые гжельские узоры.