Светлана Дурнова
Конспект занятия «Путешествие в мир электричества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать представление детей об электричестве и безопасном использовании электроприборов.
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», с причиной проявления статического электричества»; расширить представление о том, как электричество помогает человеку.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в мир электричества“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2. Познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами в быту.
Воспитательные задачи:
Воспитывать в детях чувство осторожности в обращении электроприборами.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие задачи:
1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
2. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
3. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Материал и оборудование: план-схема группы, рюкзачок-сумка, лучина, свечи разного размера, керосиновая лампа, настольная лампа, расчески, цветные бабочки, веревка с узелками, карточки с изображением электроприборов, картинки с изображением правил безопасного использования электричества, картинки с изображением лампочек, картинки с изображением осветительных приборов.
Предварительная работа : загадывание загадок об электрических приборах, наблюдение за работой электрических приборов в домашних условиях, беседа о правилах безопасности в обращении с электрическими приборами, подготовка карточек с изображением электроприборов, иллюстрации с изображением правил безопасности.
Словарная работа: лучина, керосиновая лампа, фитиль, керосин, электроэнергия, жилище, изба, патрон, нить накаливания, плафон, абажур, провод, вилка, включатель, нефть, освещение, воск, светильник, энергия, электростанция, электрический ток.
Ход занятия.
I ЧАСТЬ.
Воспитатель:
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю всех друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я!
Там побывать мечтает каждый
Чтоб прикоснуться к волшебству.
Мы оживлять предметы будем,
И в этом я вам помогу.
Ребята, а вы любите путешествовать? Хотите, мы сегодня отправимся в путешествие? Но сначала нужно собраться в дорогу.
Давайте положим в рюкзачок все самое необходимое. В первую очередь надо взять с собой дружбу, ведь без нее нам будет очень трудно в пути.
Речевка.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята дошколята.
Никого ни обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не просим.
Ни отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Как вы думает, что еще необходимо взять с собой? ( Дети кладут в рюкзачок: знание, взаимовыручку, дисциплину, улыбку, хорошее настроение) А еще нам понадобиться план-схема нашей группы.
Рюкзачок уложен. Отправляемся в путь. Давайте посмотрим на схему? Что показано стрелочками? Ищем пункт №1.
Здесь лежит загадка:
Дом стеклянный пузырек,
Висит без дела днем,
А живет в нем огонек, а ночью освещает дом.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется
(Лампа)
Давным-давно, когда не было нас с вами, ваших пап и мам, дедушек и бабушек, люди жили совсем по-другому. Их домом была пещера. Вставали они с первыми лучами солнца, а с заходом солнца ложились спать. Единственным источником света для них было… солнце. Когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека.
Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой. Трудно приходилось человеку, пока он не научился пользоваться огнем.
Мимический этюд «Огонь»
Вспомним, каким может быть огонь, изобразим его жестами и мимикой.
• светящий - стоя, поднимают руки в вверх, изображают колыхание огня, при этом пальцы олицетворяют концы пламени, которые движутся при малейшем дуновении ветерка;
• согревающий - стоя, голову поднять вперед вверх, руки свободно обнимают туловище. По всему телу разливается «согревающий огонек».
• обжигающий - дети протягивают руки вперед, резко одергивают их, изображая испуг при одергивании рук - «обожглись».
Человек приручил огонь, научился разводить костер. Он горел в пещере и давал людям что? (свет, тепло, а также служил защитой от хищных зверей: звери боятся огня). Прошло время, люди научились строить жилища (избы) и для их освещения они придумали… лучину. Что это такое? (Предположения детей).
Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно, лучину делали из березы: это дерево лучше всех горит. Один конец закрепляли, а другой зажигали.
А как вы думаете, удобно ли было людям пользоваться лучиной? Света от лучины много или мало? Удобно ли такое освещение? (От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит).
Прошли годы, и человек придумал другой предмет освещения. Загадка о свече:
Тело снаружи,
Рубашка внутри.
Показать свечу, дать потрогать, из чего делали свечи (из пчелиного воска или бараньего сала). Обратить внимание - внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Как вы думаете, чем неудобна свеча?
Ответы детей. Ей можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света.
Человек стремиться придумать более удобное освещение для своего жилья! Люди научились делать из нефти керосин и придумали (керосиновые лампы)
Удобна ли была керосиновая лампа? Почему? (ответы)
Действительно керосиновая лампа плохо освещала, коптила, в нее постоянно надо было наливать керосин, если он разливался, вспыхивал огонь.
Со временем люди придумали электричество и с тех пор наши дома и улицы освещаются лампами. Приборы, которые дают нам свет называются осветительными.
В домашних условиях, для того чтобы свет рассеивался и не ослеплял, на каждую лампу одевают плафон или абажур. Это как будто одежда. Теперь в наших домах много разных красивых светильников.
Скажите можно ли трогать руками включенную лампу? Почему? (Можно обжечься)
- А как держать следует лампочку? (Осторожно, аккуратно) Она может разбиться на мелкие кусочки, которыми можно пораниться, т. к. стекло очень тонкое и хрупкое.
Итак, для чего же нам нужны осветительные приборы? (Для того чтобы было светло, мы могли читать, играть, рисовать).
II ЧАСТЬ.
Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Давайте посмотрим на карту и определим, куда мы пойдем дальше.
Пункт №2. Нашли! Здесь тоже для вас лежит загадка:
Что за зверь сидит в розетке?
Из какой сбежал он клетки?
Как на свет он появился?
И в розетке поселился? (Электрический ток)
Правильно! Это электрический ток - электроэнергия.
Электричество - это энергия, сила, невидимая для глаза. Вырабатывается на электростанциях, и по проводам ток идет во все дома.
Физкультминутка «Ток бежит по проводам»
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, идут по кругу, говорят слова:
«Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес».
Скажите, а где у нас есть провода? Да, они спрятаны в стенах и подходят к розеткам и выключателям. А как вы считаете, почему они спрятаны? А теперь скажите, как называются предметы, работающие от электрического тока? (Электроприборы)
Давайте рассмотрим некоторые из электроприборов. Какие вам знакомы?
А какие электроприборы мы еще не называли? (Ответы детей) Видите, как много электроприборов вы перечислили. Они как добрые волшебники, окружают нас повсюду, помогают нам везде, где только можно. Как трудно было бы нам без них.
Скажите ребята, что объединяет все эти предметы? (Ответы детей) Да у всех электроприборов есть провод, вилка, включатель, и все они работают от электрического тока.
А какие электроприборы есть в нашей группе? (Камин, магнитофон, кварц).
Есть приборы, которыми можно осторожно пользоваться детям, если разрешают родители: телевизор, холодильник, магнитофон, компьютер.
Есть опасные электроприборы, детям включать запрещается: электрочайник, утюг, камин, микроволновая печь, тостер.
Поиграем в игру «Можно-нельзя»
На доске висят картинки с электроприборами и дети ставят предупреждающие знаки около предметов.
Х - нельзя пользоваться,
! - осторожно пользоваться.
Как много мы сегодня узнали об электричестве!
Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами.
Какие правила безопасного обращения с электричеством вы знаете?
1. Нельзя вставлять в розетку посторонние предметы.
2. Нельзя касаться руками оголенных проводов.
3. Нельзя тянуть руками электрический провод.
4. Нельзя трогать включенные предметы мокрыми руками!
5. Нельзя оставлять включенные электроприборы без присмотра!
III ЧАСТЬ.
Воспитатель. Последний пункт №3
На столе лежат тарелочки с бабочками из цветной бумаги, расчески.
Ребята, есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я предлагаю вам провести опыт.
Опыт
На столе лежат тарелочки с бабочками из цветной бумаги и расчески.
Воспитатель расчесал свои волосы и приложил расческу к бабочкам из бумаги. Что случилось? Дети выполняют те же действия.
Какой можно сделать вывод?
Электричество есть во всем, бумага притягивается к расческе потому, что мы прикасались к волосам, и расческа получила электрический заряд.
Нам пора возвращаться в группу. Что нового вы узнали? Что вам понравилось? Для чего нужно электричество? Как нужно вести себя с электроприборами?