Булютина Наталья
Конспект занятия «Путешествие по народным праздникам» в подготовительной группе
▼ Скачать
Цель: приобщение детей к русским традициям, формирование интереса к народной культуре посредством знакомства с народными праздниками.
Задачи:
- закреплять знания детей о названии народных праздниках, культуры страны;
- развивать интерес к народной культуре, познавательную активность;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по народным праздникам“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Воспитывать нравственные качества, любовь к Родине, русским традициям и обычаям.
Ожидаемые результаты: иметь представления о народных праздниках, их многообразии, а также о культурно-исторических исторических особенностях, положительные эмоции от путеш8ествия.
Участники: дети подготовительной группы.
Методы и приемы: игровые (квест-игра, словесные, демонстрация наглядных пособий (презентация).
Предварительная работа: заучивание колядок и закличек, стихов о народных праздниках, рассматривание иллюстраций народных гуляний, просмотр видеофрагмента народных игр.
Ход занятия
К народным праздникам относятся - обряды, хороводы, песни и игры — это сильнейший источник к познанию народной жизни. В числе традиционных народных праздников являются - Святки и Масленица, Красная горка и Семик, Воздвиженье и Рождество Христово и многие другие праздники. И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Русский народ сохранил и продолжает отмечать очень много праздников не только потому, что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат своей историей, своими корнями, традициями.
Сегодня у нас необычное занятие на тему «Народные праздники». Мы разделимся на команды и посмотрим, чья команда больше знает об обрядах, песнях, традициях.
(дети делятся на две команды методом жеребьёвки)
Для начала нам нужно придумать название наших команд. (у детей картинки подсказки, которые они могут использовать для названия своих команд).
Сейчас мы отправляемся в путешествие в прошлое, каждый шаг в прошлое будет в одном из времён года. Ну что, готовы? (ответы детей).
Сейчас будут звучать природные звуки, а вы, попробуйте отгадать, какое время года они напоминают. (звучат звуковые эффекты осени - дождь, ветер, крик птиц, улетающих на юг и т. д.)
Конечно же — это осень.
Мы делаем первый шаг в прошлое «Осенние праздники».
Блиц – опрос.
Чья команда быстрее поднимет руку или табличку и ответит правильно, если команда ответила неправильно, то право ответа переходит к другой команде.
К каким праздникам относятся эти выражения:
1.«Они мочили лён, сушили, трепали, ткали, сучили нитки, верёвки» (Бабье лето)
2. Этот праздник является днём ремесленников. (Кузьминки)
3. Какой праздник отмечают 1 сентября по старому стилю и 14 сентября по-новому? (Семёнов день)
4. «Не меня ль, молоду, замуж снаряжает?» (Покров)
Молодцы! Эти праздники вы знаете, а теперь следующее задание «Музыкальная викторина»
Каждой команде я задам вопрос и включу отрывок из песни, а вы должны угадать о какой песне идёт речь, и, конечно её исполнить артистично и эмоционально.
Вопрос 1 команде: в какой свадебной песне молодой парень сватает девушку? («Вьюн на воде») исполняют песню
Вопрос 2 команде: в какой песне девушка наряжается для свадьбы? («А на море утица») исполняют песню
Отлично справились. Спасибо за красивые песни.
(Звучит звуковой эффект – метель, вьюга)
Как вы думаете, какое время года сейчас звучит? (дети отвечают)
Конечно же — это зима. Делаем второй шаг в прошлое «Зимние развлечения».
А какие народные зимние праздники вы знаете? (отвечают)
В ледяной карете мчится зимушка – зима,
Ветер крыльями стучится в сонные дома.
Расцветают скверы, парки снежной белизной.
И мороз возводит арки над тропой лесной.
Ну что начинаем это шаг с каравая «Зимних забав детей». Вам необходимо назвать как можно больше поочереди зимних забав.
Для того, чтобы узнать какая команда начнет, я загадаю загадку, и та команда, что ответит быстрее – будет отвечать первая. Готовы?
В белом бархате деревня-
И заборы, и деревня.
А как ветер нападёт.
Этот бархат опадёт. (Иней)
Отлично. Ну что начинаем каравай «Зимних забав»(Ответы детей – например Льдинка, Снежный ком, Варежка-подружка и др.)
Молодцы! Очень много зимних уличных забав. Сейчас мы тоже с вами поиграем в игру, которая называется «Кто быстрее донесет комочек».
Эстафета со снежными комочками (в нашем случае с комочками из бумаги) : донести на лопатках комочки снежные в определенное место. У первых детей в команде в руке лопатка со снежным комом. Необходимо как можно быстрее добежать до линии финиша и положить туда снежный комок. У линии старта передают эстафету следующему касанием руки.
Весело поиграли! Молодцы! Присаживайтесь на места.
Мы знаем, что уличные забавы детей проходили на свежем воздухе, но были ещё и домашние детские забавы, проводились они в больших домах и назывались посиделками. Посиделки были спокойными и тихими, весёлыми и шумными. На посиделках вязали, шили, мастерили, играли, пели песни, плясали. (Просмотр картинок)
И последнее задание – частушки – нескладушки.
Участники команд выбирают, не глядя себе по 3 карточки с цифрами, всем одевают косынки. Каждой цифре присвоена своя частушка. Ведущий пропевает ее, затем дети должны повторить её под музыку (Частушки, которые используются – уже известны детям)
По реке плывёт дуршлаг
В дуршлаге лежит ведро.
Это странно, потому что
На дворе стоит зима.
Молодцы! Все настоящие артисты.
И мы с вами делаем последний шаг в нашем путешествии.
Последнее задание нашего путешествия будет связано с праздником, который, который ознаменовывает прощание с зимой и встречает весну. Как вы думаете, что это за праздник? (ответы детей)
Конечно же это «Масленица». Что принято печь на Масленицу? Конечно блины. Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Поэтому предлагаю немного поиграть с блином. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто … /блин/
Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/
Испекли для дочек – назовём … /блиночек/
Будет кушать их сынок - назовём тогда … /блинок/
Огромный, как домище назовём - … /блинище/
Отлично! Ну чтож, ребята, сколько мы с Вами праздников вспомнили. Наше путешествие на этом заканчивается. Каждый праздник по-своему необычный и прекрасный. А какой праздник понравился Вам? (ответы детей) Здорово. Что Вам показалось самым интересным? (ответы детей).
Замечательно. А мне показалось самым интересным сегодня то, что мы были с вами очень сплоченными и веселись от души. На этом мы заканчиваем и до встречи на следующих путешесвиях!