Эльмира Фиркатовна
Конспект занятия «Путешествие на Северный полюс» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование познавательного интереса у детей в процессе знакомства с особенностями Крайнего Севера.
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Знакомство детей старшего дошкольного возраста с основами программирования посредством образовательной робототехники;
• Уточнить и расширить знания детей о Северном полюсе;
• Продолжать формировать элементарные исследовательские умения.
Развивающие задачи
• Развивать логическое, пространственное и конструктивное мышления, умения действовать по инструкции;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие на Северный полюс“ в старшей группе» размещена в разделах
• Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
• Формировать элементарные представления, расширять словарь по теме: «Северный полюс», «скрипит», «белый медведь», «северное сияние», «робот», «программа» «термос»;
• Развивать мелкую моторику при работе с танграмом, закрашивание водных раскрасок.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать любознательность;
• Воспитывать эмоциональный отклик, чувство сопереживания, желание помочь;
• Воспитывать желание работать в команде.
Материалы и оборудование: термос со льдом, поднос, презентация «Северный полюс», шаблоны зимней одежды на каждого ребенка, кисточки, водные раскраски, танграм, набор Matatalab, цветные блёстки, ватман черного цвета, сухие и влажные салфетки, тарелка для салфеток.
Ход деятельности:
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Вот мы и познакомились.
Сюрпризный момент:
- Но я не просто к вам сегодня пришла, я принесла вам подарок, давайте посмотрим, что там? (достаю термос).
- Вам знаком этот предмет? Для чего он нужен? (ответы детей).
- Что там может быть? (Слегка встряхиваю термос. Высыпаю содержимое в тазик).
Дети: Лед!
Исследование льда
Воспитатель: Правильно! Давайте посмотрим, какой он на ощупь (холодный, твердый, гладкий, скользкий).
- Какого цвета? (бесцветный, посмотрите на свет, он какой? (прозрачный, сквозь него виден свет).
- Что происходит со льдом, когда мы его держим в руках? (быстро тает).
- Как вы думаете почему лед тает? (теплые руки, тепло в группе).
- Ой, как жалко, что мы не успели поиграть со льдом, он очень быстро тает от тепла наших рук.
Воспитатель: и зима у нас в этом году такая бесснежная, а хочется поиграть в снежки, покататься на санках и послушать скрип снега под ногами, правда? Куда же нам с вами отправиться, где можно найти много снега, где он есть всегда? (на Севере).
- Хотите отправиться на Северный полюс, все согласны?
Знакомство детей старшего дошкольного возраста основами программирования посредством робототехнического набора Matatalab
-Ребята, я к вам пришла не одна, а со своим другом. Это робот, Его зовут Мататабот.
• Знакомство (карта, условные обозначения)
• Предполагаемый маршрут
• Язык программирования (управляющая башня, панель, блоки программирования)
Он поможет нам проложить путь до северного полюса. Если мы его правильно запрограммируем, он укажет нам верное направление. В дальнейшем воспитатель вместе с детьми программирует маршрут.
Только там очень холодно, мороз, что же нам делать, как не замерзнуть на Северном Полюсе?
Дети: Развести костер, одеть теплую одежду, выпить горячий чай.
Дидактическое упражнение «Зимняя одежда»
- Посмотрите, у нас тут много одежды. Выберите каждый себе один предмет зимней одежды, и надевайте на себя (дети выбирают себе по одному предмету и вешают на шею, на обратной стороне картинок написаны цифры 1 и 2, (уточнить у детей по какой причине они не выбрали оставшиеся предметы одежды «летняя одежда»)
- Вот мы и готовы!
Воспитатель: а на чем же нам с вами отправиться на Северный Полюс, он находится очень далеко! Какое транспортное средство нам поможет преодолеть горы, пустыни, реки (самолет) Как быстро можно попасть?
- Вот мы и полетим на самолете, занимайте, пожалуйста, свои места на «взлетной полосе».
Физминутка «Самолет» (Чударики «Самолет»)
- Самолет наш покружил и посадку совершил.
- Вот мы и прилетели.
Просмотр презентации «Северный полюс»
- Ой, что-то холодно здесь! Сколько снега и льда, какие просторы, все кругом бело! Давайте, походим по снежку (слышится скрип снега, послушаем что это так скрипит под ногами? (ответы детей) Да, это мы с вами идем по снегу, и он скрипит.
Мотивация на дальнейшую деятельность
На экране появляется белый медведь.
Медведь: Кто это ко мне сюда пожаловал? Тут сегодня такая метель, такой мороз, вся прорубь замерзла, я рыбы не смог наловить, поэтому я очень злой и голодный!
Воспитатель: Не расстраивайся, Медведь, мы с ребятами тебе поможем. Правда, ребята?
- Что мы можем сделать для медведя? Найдем тебе рыбку!
Деление детей на подгруппы.
- А для этого нам нужно разделиться на две команды: переверните свою одежу и посмотрите на ваши цифры - у кого цифра 1, проходите к столу №1. У кого цифра 2, подойдите к столу №2.
- Команда под цифрой 1 будет собирать рыбку из танграма
- А команда с цифрой 2 будет рыбку раскрашивать! Приступаем к заданию!
Дидактическое упражнение «Угостим мишку рыбкой»
Каждая команда выполняет свое задание. Первая подгруппа собирает из танграма по схеме силуэт большой рыбы. Воспитатель обращает внимание на посадку детей за столом, уточняет геометрическую форму элементов.
Вторая подгруппа детей на столе раскрашивает водные раскраски в виде силуэта рыбы кисточкой. Воспитатель помогает детям, уточняет как нужно держать кисточку, не набирать слишком много воды, работать аккуратно, подсказывает, что рыбку нужно покрыть полностью водой, тогда она станет ярче, красивей и понравиться медведю.
Когда работа закончена, рыбки должны немного подсохнуть, дети идут смотреть на большую рыбу из танграма.
Воспитатель: Вот какая красивая рыбка получилась! Молодцы ребята! Какого цвета ваша рыба? Какой хвост? Какой формы глаз, плавники? - А теперь давайте, посмотрим какие получились рыбки у второй подгруппы
Ребята из второй подгруппы показывают своих рыб.
Воспитатель: Какие замечательные, красивые рыбки у вас получились! И все справились со своим заданием!
- Как вы думаете, понравятся медведю наши рыбки? (ответы детей)
На экране появляется медведь с рыбкой.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, наша рыбка у медведя уже оказалась!
- Приятного аппетита!
Медведь благодарит детей:
- За то, что вы меня угостили, я вам покажу удивительное чудо Северного Полюса!
Демонстрация слайда с северным сиянием.
Воспитатель: Только на Севере и только зимой можно увидеть одно из самых красивых природных явлений – северное сияние! Посмотрите, ребята, как красиво, сколько ярких цветов, какое чудо природы!
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.
А что бы нам вернуться в детский сад нужно произнести волшебные слова:
Если дружно встать на ножки,
топнуть, прыгнуть -не упасть,
То легко ребята смогут
в детский сад опять попасть!
Воспитатель: Вот мы с вами снова в детском саду! Снимайте одежду, которая нас согревала на Северном полюсе.
Мне очень понравилось с вами сегодня путешествовать, вы все такие замечательные, так много знаете и умеете!
Создание коллективного панно «Северное сияние» (при наличии времени)
Воспитатель: хотите на память о нашем путешествии на Северный Полюс нарисуем северное сияние!
- Посмотрите, у нас есть разноцветные блёстки и лист черного цвета, мы с их помощью сделаем большую красивую картину.
Дети берут блёстки, насыпанные в баночку, пальчиками рассыпают на большой лист ватмана в хаотичном порядке и потом ладошками прижимают. Воспитатель кладет сверху силуэт белого медведя.
Итог:
Воспитатель: Посмотрите, как красиво и необычно у нас получилось! Мы теперь всем покажем какое чудо природы есть на Северном Полюсе!
- А что из нашего путешествия вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
- О чем вы сегодня расскажите вашим родителями?