Светлана Ряпалова
Конспект занятия психолога с родителями дезадаптированных первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Обсудить понятие «гиперактивность», отработка конкретных навыков взаимодействия с гиперактивными детьми.
2. Разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».
3. Выявление причин возникновения эмоционального напряжения у детей, обучение способам снятия напряжения.
Задача: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, способствующих преодолению причин дезадаптации.
Вступление:
Звучит приятная музыка.
Публикация «Конспект занятия психолога с родителями дезадаптированных первоклассников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Родители заходят и садятся в круг.
Психолог : Рада Вас приветствовать сегодня здесь, в школе. Наша сегодняшняя встреча посвящена проблемам, которые остались по окончанию периода адаптации. Я думаю, что решение проблем, о которых мы с вами будем говорить сегодня, требуют нашего общего внимания, наверное, вы со мной согласитесь, что любую проблему решить легче сообща.
Сейчас я предлагаю каждому высказаться, что вы ожидаете от нашей сегодняшней встречи.
Разминка: 1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»
Основная часть:
I. Проблема гиперактивности.
Одна из проблем, которую мы сегодня с вами обсудим – это гиперактивность наших детей. Вы знаете, что означает это понятие?
Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, о чём мы с вами уже говорили. Пик проявления гиперактивности в нашем случае пришёлся на 7-летний возраст детей, связан он с прохождением адаптационного периода.
Я предлагаю начать нашу работу с игры.
2. Игра «МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК»
Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.
Ведущий задает вопрос о том, трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно 3 минуты», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? Представьте себя на месте гиперактивного ребёнка, которому предложили выполнить такое упражнение.
Психолог :
Многие учёные считают (Р. Кэмпбелл, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, возникают проблемы восприятия, которые могут проявляться в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов) и родительской любви.
Возможно вы заметили у своих детей подобные проявления? Может, кто-то поделится с нами опытом, как вы с ними справляетесь?
Надо учитывать, что гиперактивным детям свойственно неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции.
3. Игра «Черепаха»
Цель: научиться контролировать свои движения.
Психолог : Поделитесь, пожалуйста, трудно ли вам было двигаться медленно? Что вам помогло выполнить инструкцию?
Психолог : существуют пальчиковые игры, которые способствуют снижению гиперактивности, давайте вместе в них поиграем:
4. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Прижми палец»
В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую «платформу». По определенному сигналу, например, «Начали!» один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его сверху своим большим пальцем.
«Пропеллер»
Играющие вкладывают карандаш между прямыми пальцами:
указательным, средним и безымянным. По сигналу «Начали!» карандаш передается с пальца на палец, причем большим пальцем помогать нельзя. Побеждает тот, чей пропеллер вертится быстрее и «не ломается».
Как вы думаете, когда можно поиграть в такие игры?
II. Самоконтроль и чувство ответственности.
Проблема гиперактивности связана, как вы уже знаете, с трудностью формирования навыков самоконтроля за своими действиями.
Давайте обсудим, какие проблемы самоконтроля возникали у вас с детьми в домашних ситуациях, в выполнении домашнего задания, как вы решаете данные проблемы, поделитесь с нами своим опытом.
(Высказываются)
Психолог : Я благодарю вас за то, что вы поделились с нами своим опытом, а сейчас я хочу вам рассказать, как происходит развитие навыков самоконтроля.
(На доске схема)
Уровни самоконтроля
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника.
Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела:
накрывать на стол, делать заказ по телефону и т. п.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Выполняет задание самостоятельно.
Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нуждается в напоминании.
Психолог :
Переход на этот уровень — цель наших усилий.
Предлагаю вам несколько игр, которые направлены на развитие данного навыка:
5. Игровая разминка «РУКИ-НОГИ»
Инструкция: «Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть», — после чего ведущий тут же подает сигналы. Психолог : Я предлагаю вам поиграть.
Как вы думаете, чем это упражнение полезно?
Психолог :
Это упражнение эффективно мобилизует внимание участников. Выполняет его хорошо тот, кто способен четко подчиняться нехитрым командам задания. В упражнении, выполняемом сообща, ребенок удерживает внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неверными.
В формировании навыков самоконтроля большое значение имеет чувство ответственности ребёнка за свои действия.
Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях.
Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.
Послушание и ответственность — это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным — значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Детей нужно учить и послушанию и ответственности, но бездумное послушание очень опасно.
(на доске схема)
Условия воспитания ответственности
1. Самоуважение.
Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.
2. Разумные ограничения. Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.
3. Продолжительность и постепенность.
Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.
Психолог :
Нужно учитывать, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.
Для этого:
— поймите природу своих претензий, определите свои цели;
— учитывайте возрастные особенности ребенка;
— принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные его черты закладываются в раннем детстве;
— учитывайте опыт ребенка — то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принести пользу.
Практическая часть
6. Упражнение «Определение ответственности»
Психолог предлагает родителям карточки с описанием ситуаций. Надо определить, что лежит в их основе — ответственность, послушание или что-то другое.
Примеры ситуаций:
1. Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает.
2. Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник она сразу же приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы.
3. Коля хочет попасть на соревнования по плаванию. Каждый день он ходит в бассейн и тренируется.
4. Ваня обещал принести книгу своему школьному товарищу, но забыл.
Возможные варианты ответов:
1. Послушание.
2. Ответственность (девочка могла бы читать любую другую книгу).
3. Ответственность.
4. Ни послушание, ни ответственность.
III. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Психолог :
В связи с изменениями статуса ребёнка, с проблемами адаптации к новым условиям, с гиперактивностью и в любых сложных ситуациях возникает эмоциональное напряжение ребёнка. У детей чаще всего оно проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Как вы думаете, существует ли такая проблема у вашего ребёнка? Как она проявляется? Что вы делаете для того, чтобы снизить напряжение?
Кроме релаксационных игр в работе с детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)
Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.
7. Игра «Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.
Психолог : Какие ощущения вы получили от этой игры? Когда её можно использовать?
Психолог : Я предлагаю вам упражнение, которое будет также полезно для снятия напряжения:
8. Упражнение для релаксации.
Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго — отгадать «написанное» («нарисованное»).
Обсуждение. Участники отвечают на вопрос, какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.
Психолог :
Я думаю, вы со мной согласитесь, что у взрослых, так же как и у детей накапливается эмоциональное напряжение. Предлагаю вам сейчас попробовать снять это напряжение.
(Под музыку в игре участвуют все присутствующие)
9. Игра «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра»
Какие ощущения вы испытали? Удалось ли вам расслабиться, почувствовать тепло?
(Обсуждение)
Рефлексия: Мне бы хотелось, чтобы вы поделились со мной, узнали ли вы для себя что-то полезное, как вы будете пользоваться новыми знаниями.
Напишите, пожалуйста.
Большое спасибо за активное сотрудничество. До новых встреч.
Список использованной литературы:
1. Арутюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями? Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс. – М., 1991.
2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб. : Издательство Речь, 2003. — 176 с: ил.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Издательство Речь, 2003.
4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.
5. Монахова А. Ю. Психолог и семья, активные методы взаимодействия. Ярославль: Академия Холдинг: 2002.