Смолякова Наталья Александровна
Конспект занятия проектной деятельности «Сибирь — мой край родной» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия “Сибирь-мой край родной”
(для детей 6-7 лет)
___
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
___
Цель: Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю. Расширять представление детей о том, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
___
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о малой родине – Сибири, её отличительных особенностях;
Публикация «Конспект занятия проектной деятельности „Сибирь — мой край родной“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
- Познакомить детей с реками Сибири: Енисеем, Леной, Ангарой, Обью, Иртышом, а также уникальным озером Байкал;
- Расширять представления о хвойных лесах Сибири, тайге;
- Познакомить с разнообразием народностей Сибири: бурятами, ненцами, хантами, манси, хакасами, чукчами, эвенками, якутами и русскими.
Развивающие:
- Развивать внимание, логическое мышление, воображение, согласованность действий в играх,
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к истории и культуре (обычаям, традициям, фольклору) народов Сибири;
- Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, справедливости, гордости за свой край___
Предварительная работа: беседы «Моя Родина», «Народы России», слушанье этномузыки Сибири, чтение сибирских народных сказок.
___
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое.
___
Методические приемы:
Наглядный: показ карты России, иллюстраций голубых рек Сибири, показ карточек «Народы Сибири»
Словесный: рассказывание истории, беседа «Сибирь – родина моя», специальное моделирование ситуации общения, чтение стихотворений о Сибири, пословиц, загадывание загадок по теме «Лес», Д/у «Какая шишка?»
Практический: Самомассаж мячиком Су-Джок «Колкие иголки» физкультминутка «Льдинки, ветер и мороз», Д/у «Какого цвета Сибирь»
Игровой: создание игровой ситуации: «Встреча со Старичком –Сибирячком»
Предметно-пространственная развивающая среда: карта России, иллюстрации рек Сибири и озера Байкал, карточки «Народы Сибири», игрушка Старичок –Сибирячок, корзинка с ягодами лесными, мячики Су-Джок на каждого ребёнка, корзинка с шишками: еловой, кедровой, сосновой___
Ход занятия:
1. Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
(Звучит музыка) Появляется старичок-Сибирячок)
-Здравствуйте, ребята, я Старичок-Сибирячок, живу в лесах таёжных, питаюсь её дарами–грибами, да ягодами лесными: костяникой, ежевикой, брусникой и клюквой, а ещё очень я люблю орешки кедровые, за место конфет их ем. Занимаюсь я краеведеньем, т. е. краем ведаю.
-А вы, ребята, знаете, в каком краю живёте? (России, в Сибири)
-Если вы живёте в Сибири, значит вы? (Сибиряки)
2. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Старичок-Сибирячок: «Ребята, хотите, я расскажу вам о месте, где вы живёте, о вашей малой Родине- Сибири? (Да) Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте.
Сибирь, нередко называют отдельной страной – уникальнейшее явление планеты Земля. В ней всё – Великое: её просторы, её природа.
Сибирь простирается от Уральских гор до хребтов Тихого океана – это огромнейшая территория, на которой проживает четверть населения России.
(показ территории Сибири на карте)
Сибирь делят на Западную и Восточную. В первую входят Республика Алтай, Алтайский край, Тюменская, наша с вами Новосибирская область, Курганская, Кемеровская, Омская и Томская области. Ко второй относятся Якутия, Хакасия, Тыва, Бурятия, Иркутская область, Забайкальский и Красноярский края
Главное её богатство и достоинство – сибиряки, люди, родившиеся среди её прекрасных лесов и рек, гор и снежных полей. Послушайте, пожалуйста стихотворение о Сибири.
В краю чудес – краю Сибирском
Немало дива для гостей.
А нам здесь довелось родиться,
И всю Сибирь считать СВОЕЙ!
И не сыскать красивей в мире
Таких богатых чудом мест:
Здесь и луга, и по ля шири,
И буйный первозданный лес.
Холмы, как небольшие горы,
А реки все имеют нрав:
Весною – холодны и скоры,
А летом – дремлют среди трав.
Сибирь заботлива и стро га:
Всех-всех накормит, напои т,
Но и напомнит: Дела много!
Сибирь лениться не велит!
Старичок-Сибирячок: «Ребята, приготовил для вас загадки, послушайте о чём в них говориться:
Он зелёный и густой,
Он высокий и большой:
То-еловый, то-дубовый,
То-осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов,
И протоптанной тропинкой,
По нему идут с корзинкой… (Лес)
Хоть колюча, но не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна!
Та красавица – … (Сосна)
Он сосне ближайший брат
И растёт в Сибири,
Он орешками богат,
Нет вкуснее в мире (кедр)
По округе славится
Зелёная красавица,
Сарафан, как колокол,
По земле, да волоком
Шапочка с опушечкой.
С острою верхушечкой. (ель)
(старичок-Сибирячок показывает в корзинке шишки)
-Ребята, если шишка упала с сосны, она, какая? (сосновая), а если с ели? (еловая), а если с кедра? (кедровая)
Старичок-Сибирячок: «Ребята, вы, наверное, уже догадались, какие леса произрастают в Сибири? (хвойные) Да, вы правы:
Воздух в том лесу целебный.
Запах там стоит волшебный.
Ведь недаром русский народ говорит: «Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство»
Хвойные леса образуют зону Сибирской тайги. (показ иллюстраций тайги)
(Раздаю мячик Су-Джок)
У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник.
Климат в Сибири суровый, зима –продолжительная, морозная, снежная, а лето короткое, но достаточно тёплое.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Льдинки, ветер и мороз»
- Встаньте в пары - вы все маленькие льдинки, хлопайте в парах в ладоши и говорите такие слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят: дзинь – дзинь»
По сигналу «Ветер!», льдинки двигаются по кругу и тихо договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку, по сигналу «Мороз!» Вы должны построить 3 большие льдины – команда, которая позже всех образует льдинку –проигрывает.
Старичок-Сибирячок: «Ребята, каким цветом на карте обозначают реки, моря и океаны?» (синим, голубым)
-Какая река протекает у нас в Новосибирской области? (Обь)
Ой, ты Обь, река большая!
Бесконечен волн разлив.
Нет тебе конца и края,
Блещет синью твой излив. (В. Ивлев)
Река Обь – одна из крупнейших рек в мире! На берегу реки расположены такие города, как Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Салехард, Нефтеюганск и Лабытнанги. А ещё это самая рыбная река в России!
А ещё в Сибири протекают реки – Лена, Енисей, Ангара и Иртыш. (показ иллюстраций рек Сибири)
А это река Ангара – единственная река, вытекающая из озера Байкал.
Озеро Байкал поистине считается сердцем Сибири - глубочайшее озеро планеты. Его волны могут достигать четырёх метров, среди окрестных дюн находят драгоценные камни, прибрежные скалы украшают тысячелетние рисунки, а солнечных дней здесь больше, чем на побережье Чёрного моря.
(показ иллюстраций озера Байкал)
Старичок-Сибирячок принёс с собой разноцветные круги и предлагает нам с вами поиграть в игру, нужно будет выбрать круг определённого цвета и сказать: «Я считаю, что Сибирь, например, белого цвета, потому что зимы здесь снежные» (ребята по очереди выходят и рассказывают, какого цвета Сибирь)
Старичок-Сибирячок: «Основное население Сибири - русские, также проживает много других народностей, такие как буряты, долгане, ненцы, ханты, хакасы, чукчи, эвенки, якуты. (показ картинок народностей Сибири)
У каждой из этих народностей своя культура, свои традиции с которыми я хочу вас познакомить.
Знакомиться мы с вами будем через устное народное творчество - сказки. Узнаем, чем живут эти народы, узнаем их быт, культуру, традиции. Согласны? (Да)
3. Заключительная часть (Рефлексивный этап):
Старичок-Сибирячок: «Спасибо вам ребята, за ваше внимание, за то, что любите свой родной край, цените его традиции и хотите больше узнать о месте где вы живёте! Наши встречи продолжатся – предлагаю встретиться на Алтае и узнать, чем там народ живёт, какие сказки слушают, в какие игры играют. Предлагаю создать коллекцию Сибирских сказок. Согласны? (Да)
Хоть и трудно расставаться,
Но пришла пора прощаться,
До встречи всем, пока!