Миляуша Гайсина
Конспект занятия «Природа родного края — Башкортостана» в средней группе
▼ Скачать
Занятие в средней группе на тему :
«Природа родного края»
Программное содержание:
-Расширить знания детей о природе родном крае.
-способствовать закрепить правила поведения на природе.
-пробудить у детей эмоциональный отклик на красоту природы.
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
-развивать познавательный интерес к природе родного края.
-уточнить представления о диких животных, обитателях наших лесов.
Публикация «Конспект занятия „Природа родного края — Башкортостана“ в средней группе» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Природа Башкортостана. Животные, растения
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: чтение худ. лит-ры о природе Башкортостана, разучивание стихов, беседы, наблюдение в природе, рассматривание картин и иллюстраций о природе.
Материал: иллюстрации природы Башкортостана, диких животных. мольберты, аудиозапись «Звуки природы».
Ход занятий:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Мы рады видеть вас на нашем занятии.
Собрались все дети в круг,
я твой друг и ты мой друг,
крепко за руки возьмемся,
и друг другу улыбнёмся.
(Ребята встают в круг, держась за руки)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в необычное путешествие — в волшебный мир природы родного края, в лес.
Лес – это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище – гости. Но прежде чем отправиться в лес, мы должны вспомнить правила поведения в лесу.
Правила поведения:
Правило 1.
В лесу ходи по тропинкам и дорожкам! Помни: в траве много маленьких животных, они почти незаметны, и их можно нечаянно раздавить.
Правило 2.
Не шуми в лесу! Не приноси с собой магнитофон. Помни: крик и громкая музыка пугают лесных жителей, и они покидают свои домики.
Правило3.
Не рви цветы в лесу, а любуйся их красотой! Помни: сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не лови бабочек! Они украшают природу родного края и опыляют растения.
Правило 4.
Не лови в лесу зайчат, ежат, бельчат и других животных! Помни: это лесные жители. Им будет плохо в квартире рядом с человеком, а лес – их родной дом.
Правило 5.
Не разжигай в лесу костер! Помни: на земле после костра пять лет не сможет расти трава.
Воспитатель: Давайте же будем беречь нашу прекрасную природу родного края, наш общий дом!
Воспитатель: Ребята, чтобы нам попасть с лес, мы ладошками закроем глаза, досчитаем до 5 и окажемся в лесу (звучит музыка). Ребята! Посмотрите, как здесь красиво! Наш край богат озёрами, реками, и лесами. Скажите, какие деревья растут у нас в Башкортостане?
Дети: черёмуха, рябина, берёза,сосна, дуб, клен, тополь….
Воспитатель: Леса Башкортостана словно сказка. А еще наша природа славится липовыми лесами. С ними связана слава башкирского меда. Его аромат, вкус, целебная сила известны всему миру. А ещё есть хвойные деревья. Какие хвойные деревья вы знаете? (Ель, пихта, сосна)Чем отличаются хвойные деревья от лиственных.
Дети: У хвойных деревьев – хвоя (иголки, у лиственных - листья.)
Воспитатель: Ребята дорога долгая, давайте немного отдохнем и физминутку проведем.
Физкультминутка
«Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (Широко развести руки в стороны
Полный сказок и чудес! (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками
Ты о чем шумишь листвою (Руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. ( Выполнять покачивания направо - налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица? (Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
Сюрпризный момент.
Воспитатель: (Появляется воздушный шарик с письмом) Посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик! Здесь письмо! Давайте, почитаем что, там написано. (читаем письмо) Оказывается дедушка — лесовичок приглашает нас к себе в гости. А вы знаете, кто такой лесовичок?
Дети: Да, лесовичок — это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал зря цветы.
Воспитатель: Отправляемся в гости к леснику. (под музыку шагаем). Вот мы и пришли ребята в гости.
Старичок-лесовичок: Здравствуйте ребята, меня зовут Лесовичок. Я здесь живу, лес сторожу, я очень рад видеть вас в гостях. слышал как много вы знаете о природе нашего края. Молодцы! Слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас. Тихо, не пугайте их. Ну что, друзья, нравится вам в лесу? Хотите узнать, кто живет в лесу. Давайте заглянем в мою волшебную книгу. Если вы отгадаем загадки, то узнаете, какие животные и птицы живут в лесу
1. Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (ёж)
Старичок-лесовичок: Ёжик питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. Возле старого пня ежик устраивает себе норку и устилает её сухими опавшими листьями. Ёжик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Ёж не делает запасов на зиму. Когда настанут холода, он заберется в свой теплый уютный домик и крепко проспит до весны.
2. На овчарку он похож, что не зуб-то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (волк)
Старичок-лесовичок: Правильно. Волк хищное животное. У волка грубая, густая шерсть, большая голова, зубы острые. У волка хорошо развиты лапы. Они высокие, сильные, имеют крепкие острые когти. У волка прекрасное зрение. Он видит даже, в темноте. Слух острый.
3. Любит красную морковку,
Грызёт капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По лесам и по полям,
Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой (заяц).
Старичок-лесовичок: Живет заяц на полях и в рощах около полей, ведет ночной образ жизни, хотя его можно встретить и днем. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую, питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.
4. Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его (медведь).
Старичок-лесовичок: Правильно. Медведь – хищник, ловкий, хитрый и осторожный зверь. Все лето медведи добывают пищу, нагуливают жир, а на зиму залегают в берлогу на сон. Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. (показывает картинку медведя)
Ребята, а еще каких животных вы знаете? (ответы детей).Молодцы ребята вы все знаете!
Воспитатель: Уважаемый лесовичок, мы тебе еще и стихи расскажем
1 ребенок.
Наш край – чудесный край,
Красивые поля, и реки, и озера.
Наш край – целебный край,
Полезный мед, кумыс дают здоровье.
2 ребенок.
Наш край – напевный край,
Слышны курая песни на просторе.
Наш край – веселый, дружный край.
Народы разные живут здесь в мире, а не в ссоре.
3 ребенок.
Наш край – богатый край,
Нефть и руда, газ и вода.
Животные и птицы, деревья и цветы,
А так же ягоды, грибы.
Мой край родной – всю землю обойди,
Милей и ближе не найти.
Старичок-лесовичок: Молодцы всё знаете, а я за это вас хочу угостить. Вот вам сундук с угощением.
Воспитатель и дети: Спасибо большое!
Воспитатель: Ребята попрощаемся с лесовичком, нам всем пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия: Вот и вернулись мы в детский сад. Вам понравилось наше путешествие в лес? Ребята, о чем мы с вами говорили (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы!