Ирина Кочеткова
Конспект занятия «Правильное дыхание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: способствовать закреплению представлений о здоровом (правильном) дыхании.
Задачи: формировать представление детей о носе человека, о его функциях и значении в нашей жизни;
тренировать навыки правильного носового дыхания;
вызывать желание бережно относиться к своему здоровью.
Оборудование: воздушный шарик, плакат "Воздух в носу", модели правильного дыхания, картинки - лес, парк, деревья, горы, море, завод, машины, сигареты, дым, мусорная свалка; два обруча.
Публикация «Конспект занятия „Правильное дыхание“» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение стихотворений Э. Мошковская «Мой замечательный нос», С. Шукшина «Долго я по лужам бегал…», Н. Кнушевицкая «Нос», Ю. Прокопович «Зачем носик малышам?»; отгадывание загадок об органах дыхания; игра «Узнай по запаху»; рассматривание дидактического пособия "Органы дыхания"; дыхательные упражнения.
Словарь: дыхание, органы дыхания, ноздри, слизь, охранник, лабиринт, горбатый, конопатый.
Ход занятия:
I. Организационный момент
Сюрпризный момент. (воспитатель держит в руке воздушный шарик)
- Утром, когда я проснулась, первыми меня приветствовали птицы. Они проснулись раньше меня и весело щебетали, говоря о начале дня.
Доброе утро! – птицы запели, -
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по домам.
- С каких слов начали утро птицы? (Ответы детей).
- Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга при помощи вот такого воздушного шарика (передавая воздушный шарик друг другу, называют приветствие)
II. Основная часть занятия.
1. Опыт с воздухом.
- А что же у нас находится в воздушном шарике? (версии детей).
- Давайте вместе разбираться. Посмотрим на свет. Что видно? Значит, это невидимое. Проверим на звук. Приложите к уху. Что слышно? Значит, это неслышимое. Что же это такое – и невидимое, и неслышимое? Давайте развяжем шарик.
- Что же это? (Ответы детей).
- Правильно, воздух! Воздух очень, нужен нам всем. Для чего? (Ответы детей)
- Чтобы дышать. Сегодня мы с вами поговорим о дыхании.
2. Отгадывание загадки.
- А теперь отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит.
- Ребята, о какой части лица это стихотворение? (Ответы детей)
- Он бывает очень разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.
3. Игра «Найди свой нос»
- Закройте глаза и попробуйте указательным пальцем дотронуться до кончика носа.
4. Беседа о значении носа для дыхания.
- Каждый нос по-своему хорош! Зачем человеку нужен нос? Одни страдания с ним. То с горки упадёшь да нос разобьёшь. То он чихает. Дышать мы ведь и ртом можем. Так? (Ответы детей)
- Так, да и не так. (выставить плакат "Воздух в носу")
- Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Вы можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски играют роль охранников, они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью - слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в организм он попадает уже теплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами собирается много, мы чихаем, и наш нос очищается. А еще нос первым сообщает мозгу о непригодном для дыхания воздухе. Чем же полезнее дышать? (Ответы детей)
III. Физминутка "Солнышко"
- Давайте немного отдохнём и сделаем само массаж.
Солнце утром рано встало, (Поднять руки вверх, потянуться.)
Всех детишек приласкало
Гладит грудку, (Массировать "дорожку" на груди).
Гладит шейку, (Поглаживать шею большими пальцами сверху вниз).
Гладит носик, (Кулачками растирать крылья носа)
Гладит лобик, (Проводить пальцами по лбу от середины к вискам).
Гладит ушки, (Растирать ладонями уши).
Гладит ручки, (Растирать ладони).
Вот. (Поднять руки вверх).
IV. Продолжение работы по теме занятия.
5. Правила здорового (правильного) дыхания.
- Итак, вы уже поняли, что дышать лучше носом.
Первое правило здорового дыхания : дышать через нос. (Показ модели)
Но, оказывается для здорового дыхания, мало просто дышать через нос, надо это делать правильно :
Второе правило здорового дыхания - не поднимай плечи при вдохе (Показ модели)
Третье правило здорового дыхания - в дыхании активно должен участвовать живот (Показ модели).
6. Дыхательное упражнение «Шарик» (дети стоят)
- Попробуем подышать, выполняя все правила. Представьте, что у вас в животе воздушный шарик. На вдохе надуваем живот, как будто шарик, на выдохе сдуваем. Плечи не поднимаем.
- Молодцы! Для того что бы быть здоровым что мы по утрам делаем (Ответы детей)
- А ещё, чтобы не болеть, надо делать закаливающую дыхательную гимнастику.
7. Закаливающее носовое дыхание «Любимый носик»
А сейчас без промедления
Мы разучим упражнения,
Их, друзья, не забывайте
И по чаще повторяйте.
1) Погладить свой нос от крыльев к переносице – вдох, обратно выдох (5 раз).
Вдох - погладь свой нос
От крыльев к переносице.
Выдох - и обратно
Пальцы наши просятся.
2) Сделать вдох левой ноздрей, правая – закрыта; выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).
Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.
Попеременно ноздри при этом закрывай.
Сиди красиво, ровно, спинка - прямо.
И насморк скоро убежит ты так и знай!
3) Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям (3 раза)
Дай носу подышать,
На выдохе мычи.
Звук (м) мечтательно пропеть старайся,
По крыльям носа пальцами стучи
И радостно при этом улыбайся.
Итак четвёртое правило здорового дыхания – выполняй дыхательную гимнастику (Показ модели)
8. Игра «Разложи в обручи»
- Ребята, у меня есть разные картинки и два обруча - красный и зелёный.
Предлагаю поиграть в игру: разложить картинки в обручи. В красный обруч будем раскладывать картинки с изображением того, что загрязняет воздух, а в зелёный обруч - где находится чистый воздух.
- Молодцы, а какое новое правило здорового дыхания у нас получилось?
(Ответы детей).
- Гулять нужно там, где чистый воздух - в парках, в лесу, вдали от стоянок машин и шоссейной дороги (Показ модели)
V. Заключительная часть (рефлексия).
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? (Ответы детей)
- Давайте ещё раз вспомним правила здорового (правильного) дыхания : (по моделям)
- А у меня для вас есть подарок - мыльные пузыри, для того чтобы вы тренировали свое дыхание играя.
Литература:
1. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. - М. : ТЦ Сфера, 2004.
2. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2010
3. Наше тело - Моя первая энциклопедия, под ред. Т. Буховой, Москва, "Кристина и С", 1995.
4. Выстробец А. Д. Формирование и развитие жизненно важных навыков дошкольников СПб 2016
5. Кулик Г. И. Школа здорового человека М., 2006
6. Голицина Н. С. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М., 2007
7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. М. ,2005