Евгения Вадимовна Саранина
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о свойствах воды.
- Познакомить со свойствами растительного масла.
- Содействовать формированию у детей представлений о плотности воды и растительного масла, показать что с ними происходит при смешивании.
Развивающие:
- развивать поисково-познавательную деятельность, побуждать к самостоятельному поиску причин, ориентированному на взаимодействие взрослого с ребенком.
- Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Воспитательные:
- способствовать формированию социального партнерства.
- Вызвать желание действовать вместе со сверстниками.
- Воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Оборудование и ТСО: музыкальная колонка, воздушные гелиевые шары, карточка с изображением капли, пластиковые прозрачные стаканы, разноцветная гуашь, кисточки, салфетки, пипетки, растительное масло.
Этапы образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Решаемые задачи.
Вводная часть (организационный и мотивационный моменты) Дети и педагог стоят в кругу - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки, и хорошее настроение.
Приветствие:
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем.
Если каждый улыбнётся–
Утро доброе начнётся. Выполняют действия, приветствуют друг друга и гостей Создание положительного настроя на работу.
Основная часть
Стулья стоят полукругом на ковре
Включается запись «шум воды».
На воздушных шарах (гелиевых) появляется «грустная капля» воды
читает стихотворение
Задает вопросы
Включает музыкальную физминутку. Вместе с детьми повторяет движения в соответствии с текстом песенки.
Предлагает пройти, надеть халаты и повторяет правила поведения в лаборатории
- Ребята, Вы слышите?
Как вы думаете, что это?
- Конечно же – это шум воды!
- Посмотрите, кто к нам прилетел?
- Правильно это капля воды.
- Ребята, посмотрите, мне кажется, что с каплей что-то не так. А как вы думаете, почему капля грустная?
- Капелька совсем недавно появилась на свет и ничего о себе не знает. Она прилетела к нам в детский сад за помощью.
- Как мы можем ей помочь?
- Давайте расскажем ей из чего она состоит и где живет. Кто знает?
- Ребята, капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода?
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Ребята, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы и опыты.
- А вы знаете, где проводят опыты?
- Но прежде, чем отправиться в лабораторию давайте поиграем
Физминутка
- А сейчас, ребята, я приглашаю вас отправиться в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать, что еще нового и интересного таит в себе вода.
Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
1. Надеть специальную одежду (фартуки)
2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)
Дети садятся на стульчики
Отвечают на вопросы, взаимодействуют с капелькой и педагогом
Ответы детей (капелька состоит из воды. Живет в реке, ручейке, лужах, тучах, в водопроводном кране)
Слушают стихотворение
Ответы детей
Повторяют движения из песни
Слушают педагога, сидя на стульчиках
Ответы детей
Проходят в лабораторию, надевают халаты
Поддержка инициативы и самостоятельности детей. Создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей
Опыт 1 «Окрашивание воды» (стол №1)
Берёт кисточку с краской на ворсе и окунает её в стаканчик с водой, размешивает
Поочередно опрашивает детей
Вывод
Переносит поднос со стаканами ко второму столу
Опыт 2 (стол №2)
Занимательный опыт с водой и растительным маслом
Задает вопросы. Обращает внимание детей, что в одних стаканах прозрачная вода, а в других стаканах растительное масло
Берет пипетку и набирает в нее закрашенную воду, а затем капает в растительное масло.
Подводит итоги, задает наводящие вопросы -Ребята, посмотрите у нас на столе стоят стаканы с водой. - Каким цветом вода?
- Правильно, вода чистая, бесцветная, прозрачная. Воду можно закрасить в разные цвета.
- Посмотрите, что стало с водой?
- Ребята, каким цветом стала вода в моем стакане?
- Хотите, чтобы вода в ваших стаканах стала цветной?
-берём кисточку с краской на ворсе и окунаем её в стаканчик с водой, размешиваем.
- имя ребенка, каким цветом стала вода в твоем стакане?
- Вода не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители.
- Ребята стаканы с цветной водой нам понадобятся при проведении другого опыта. Давайте поставим стаканы на поднос и пройдем ко второму столу
- Посмотрите, что на столе?
- Правильно стаканы с водой и растительным маслом
-Масло и вода это две жидкости, которые не смешиваются между собой, так как плотность воды больше и она тяжелее масла.
-Давайте мы с вами это проверим.
- Возьмите стаканы с растительным маслом и перелейте в стакан с водой.
- Посмотрите, что произошло. Масло осталось на поверхности воды.
-Хотите, я вам покажу фокус с цветной водой?
Что вы видите?
-Правильно в масле появились цветные шарики.
- Попробуйте сами. Возьмите пипетки и наберите в них закрашенную воду, а затем капните в растительное масло.
-Посмотрите, что произошло? И в ваших стаканах появились цветные шарики.
Вывод: Масло и вода это две жидкости, которые не смешиваются между собой, так как плотность воды больше и она тяжелее масла
Краска, так как смешана с водой, попадая в масло, превращается в шарик.
- Ребята, вы сегодня были любознательными, активными, помогли капельки много интересного узнать о себе.
- А вы, что нового сегодня узнали?
- Какой опыт вам понравился больше?
- Что было интереснее всего?
- А с какими трудностями вы сегодня столкнулись?
- Ребята капелька вас благодарит за помощь и прощается с вами.
- Давайте и мы скажем капельке. До свидания! До новых встреч!
Обращают внимание на стаканы с водой. Отвечают на вопросы
Ответы детей
Дети берут каждый по стакану с водой и кисточкой с заранее нанесенной на ворс гуашью размешивают краску
Ставят стаканы на поднос и проходят к другому столу
Ответы детей
Выполняют действия
Ответы детей
Выполняют действия
Ответы детей
Ответы детей (вода необходима всему живому на земле. Вода прозрачная, не имеет цвета, но она может окраситься в определенный цвет, если в нее добавить красители. Масло это тоже жидкость, не смешивается с водой. Масло легче воды, а при попадании капелек воды в масло образуются шарики)
Провожают капельку