Людмила Иванова
Конспект занятия по экспериментированию с водой в младшей группе «Волшебная капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вовлечение детей в элементарную познавательно – исследовательскую
деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы - воды
Задачи:
Обучающая
-познакомить детей со свойствами воды (вода – прозрачная, не имеет запаха, может быть разноцветной, приобретать вкус);
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Развивающая
-развивать навыки проведения опытов;
-развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию с водой в младшей группе „Волшебная капелька“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная
-умение работать в группе;
- воспитывать бережное и экономное отношение к воде;
- создать доброжелательную атмосферу в группе, радостного эмоционального настроя.
Предварительная работа: беседы на тему «Важность воды в жизни человека»; загадывание загадок; чтение сказок и рассказов «Серая тучка», «Дождик», «Мойдодыр»; заучивание потешек: «Ай, лады, лады, лады…», «Водичка, водичка, умой мое личико…»; просмотр мультфильма «Девочка чумазая» по мотивам стихотворения А. Барто, прослушивание аудиозаписи «Шум дождя», «Ручеек».
Форма организации: групповая; самостоятельная деятельность детей.
Методы и приемы: игровой, наглядный, наблюдение, практическая деятельность детей, словесный, словарная работа и активизация словаря, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: одноразовые стаканчики, гуашь, кисть, одноразовые трубочки на каждого ребенка, сахарный песок, кипяченная вода, цветные камушки, сода пищевая, уксус, средство для мытья посуды.
Ход занятия:
Вводная часть:
(воспитатель с детьми входят в группу)
1. Приветствие «Собрались все дети в круг…»
В. : Ребята, вы обратили внимание, что мы сегодня не одни, к нам пришли гости. Давайте всех дружно поприветствуем! (дети становятся в круг)
2. Беседа «Что такое вода?»
знакомство с капелькой.
3. Чтение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико…»
4. Беседа «Кому и для чего нужна вода?»
В. : Ребята, а кому нужна вода? (Ответы детей) Она нужна растениям? (Ответы детей) А для чего? (Ответы детей) А нужна ли вода животным? (Ответы детей) А человеку? (Ответы детей) А для чего она нам нужна? (Ответы детей). Правильно, мы используем воду для приготовления пищи и для утоления жажды, мы умываемся с помощью воды и стираем вещи.
Основная часть:
1. Загадка
В. : У меня для вас загадка, отгадайте – ка, ребятки!
Она и в море, и в реке,
Она и в кране, в ручейке,
И в пруду, и в роднике.
Может дождиком скакать,
С неба землю поливать? (Ответы детей)
Верно, это капелька! И она тоже у нас сегодня в гостях, да не одна, а со своими подружками.
2. Правила при работе с водой
В. : Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду — не беда:
Губка под рукой всегда!
Прежде чем приступить к изучению наших капелек воды, давайте немного разомнемся.
3. Физминутка «Капля раз, капля два…»
В. : Капля раз, капля два, (показываем поочерёдно ладошки)
Капля медленно сперва, (медленно сводим ладошки вместе)
А потом, потом, потом-
Всё бегом, бегом, бегом! (бег на месте)
Мы зонты свои откроем, (присесть, сделать домик руками)
От дождя себя укроем!
(после физминутки дети рассаживаются за столы)
4. Опыт №1. «Вода имеет вес»
В. : Итак, перед вами два стаканчика - один пустой, другой с водой! Поднимите по очереди стаканчики и скажите, что тяжелее? Вода или пустой стаканчик? (Ответы детей) Верно, вода тяжелее. Значит, мы какой можем сделать вывод? (дети высказывают свои мысли, формулируют вывод)
Вывод: вода имеет вес.
5. Опыт №2 «Вода не имеет вкуса»
В. : А сейчас, давайте попробуем на вкус нашу водичку. Что скажите, вода имеет вкус? (Ответы детей). Вода вкуса не имеет. И мы делаем следующий вывод, что вода (Ответы детей)
Вывод: вода безвкусная.
6. Опыт №3 «Вод не имеет запаха»
В. : А сейчас я вам предлагаю понюхать водичку. Чем она пахнет? (Ответы детей)
Вода не пахнет, она не имеет запаха.
Вывод: вода не имеет запаха.
7. Опыт №4 «Вода прозрачная, бесцветная»
В. : Ребята, у вас на столе у каждого есть два цветных камушка и еще по два стаканчика с водой. Один стаканчик с водой мы подкрасим белой гуашью. Опустите сначала камушек в стаканчик с чистой водой, а потом в стаканчик с краской. В каком случае, камушек было видно, а в каком не видно? (Ответы детей). Все верно, камушек видно в чистой воде, но не видно в подкрашеной. Следовательно, какой мы делаем вывод? (Рассуждения детей)
Вывод: Вода – прозрачная, бесцветная.
8. Пальчиковая игра «Дождик»
В. : Что - то я, смотрю, наши капельки заскучали. Нужно их развеселить. Давайте немного поиграем, а потом снова продолжим. Вы согласны? (Ответы детей)
Дождик песенку поёт: (дети свободно встряхивают кистями)
Кап, кап…
Только кто её поймёт — (недоумённо разводят руками в стороны)
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты, (показывают на себя, на соседа)
Да зато поймут цветы, (изображают пальцами, как распускаются цветы)
И весенняя листва, (удерживают руки перед собой)
И зеленая трава. (сидя на корточках, шевелят пальцами, словно гладят
траву)
Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держат в руках зерно)
Прорастать начнет оно! (совершают змеевидные движения)
8. Опыт №5 «Вода – растворитель. Придаем воде вкус»
В. : Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить. Присаживайтесь и мы продолжим изучать с вами свойства воды. Мы с вами определили, что вода не имеет вкуса и запаха, но давайте попробуем придать воде вкус. Согласны поэкспериментировать? (Ответы детей). У нас есть сахарный песок, предлагаю добавить ложечку сахарного песка (воспитатель с сахарным песком подходит к каждому ребенку). тщательно перемешиваем. Обратите внимание, после размешивания, кристалликов сахара почти не осталось. Почему? (Ответы детей). Сахар растворился. А теперь попробуйте, пожалуйста, что у вас получилось? (Ответы детей)
Вывод: вода – растворитель, ей можно придать вкус.
12. Опыт №7 «Вода – растворитель. Придаем воде цвет»
В. : В одном из опытов, мы с вами определили, что вода бесцветная. Скажите, а мы можем изменить цвет воды? (Предположения детей) Верно, мы можем ее окрасить в разные цвета. Для этого у нас есть кисточки и краски. Выберите себе, пожалуйста, цвет краски, назовите, какой цвет выбрали? (Ответы детей). Теперь аккуратно обмакните кисть в баночку с краской, а затем промойте кисть в стаканчике с водой. На этот раз пробовать не нужно, это не безопасно! Что у вас получилось? (Ответы детей).
Вывод: вода – растворитель, ее можно окрасить в любой цвет.
А теперь мы превратимся в настоящих химиков и проведем эксперимент. добавим к цветной воде пищевую соду, средство для мытья посуды и уксус и пронаблюдаем химическую реакцию. (дети наблюдают за процессом, восхищаются полученным результатом, делают выводы)
3. Заключительная часть (рефлексивный этап):
1. Обсуждение
В. : Ребята, вам понравилось экспериментировать? (Ответы детей) Какие опыты с водой вам понравились больше всех? (Ответы детей) Может, какие – то опыты вам показались сложными? И у вас что – то не получилось? (Ответы детей) Давайте подведем общий итог, что мы с вами узнали о воде? С какими ее свойствами познакомились? (Ответы детей, затем воспитатель еще раз обобщает все свойства воды).