Светлана Ряхина
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Почему не тонут корабли» в подготовительной группе
▼ Скачать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПИНЕЖСКИЙ РАЙОН»
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТЬИ
структурное подразделение «Детский сад» пос. Ясный
"Познавательно-исследовательская
деятельность в детском саду"
по экспериментальной деятельности
«Почему не тонут корабли?»
(подготовительная группа)
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Почему не тонут корабли“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Плавучесть, плавание тел. Тонет - не тонет
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Подготовила :
Ряхина Светлана Альбертовна
– воспитатель
1 кв. категория
пос. Ясный – 2022 г.
Конспект НОД в подготовительной группе
Тема: «Почему не тонут корабли?»
Цель: выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления детей о плавучести предметов; стимулировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; формировать умение самостоятельно делать опыты, делать выводы, результаты заносить в таблицу.
Развивающие: поддерживать желание задавать и отвечать на вопросы; развивать умение наблюдать и анализировать.
Воспитательные: продолжать формировать умение договариваться, учитывать мнения других детей; соблюдать правила безопасности.
Методы и приемы: демонстрация мультфильма «Почему корабль не тонет», организация обсуждений, проблемная ситуация, беседа, вопросы, экспериментирование, наблюдение.
Материалы: письмо, емкости с водой, посылка деревянные бруски, камни, железные гайки, пластмассовые предметы разного размера, кусок пластилина.
Ход занятия : Ребята, посмотрите, нам принесли письмо и посылку от Незнайки. Вы хотите узнать, что написал и послал нам наш друг Незнайка?
Дети: да
Читаю письмо от Незнайки:
«Дорогие друзья!
Пишет вам ваш друг Незнайка. Сегодня я пускал кораблики, и мой бумажный кораблик почему-то утонул, не доплыв до середины ручья. Я очень расстроился. Ведь в море плавают огромные корабли и не тонут.
И тут я подумал, что могу обратиться к вам, вы ребята умные, сообразительные и можете помочь мне в этом разобраться.
Скажите, что нужно сделать, чтобы кораблик плавал и не тонул?
А, ещё я, посылаю вам посылку в ней предметы. Я бросал эти предметы в воду. Одни из них плавают, другие тонут. А почему так происходит, не понимаю. Объясните мне, пожалуйста»
Воспитатель:
(Открываем посылку рассматриваем предметы)
Ребята, давайте проверим плавучесть предметов.
Дети: давайте
Воспитатель:
А как вы думаете, какие предметы не утонут?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель:
Давайте проверим свои предположения, а затем зарисуем ваши результаты и пошлём их Незнайке.
(Ребята бросают деревянные бруски, камни, железные гайки – работа за столами)
- Какие предметы плавают? Все ли они легкие? Одного ли размера? Все ли одинаково держаться на воде?
Ответы детей.
Дети вносят результаты в таблицу: ставят знак плюс или минус в соответствующую графу.
Воспитатель:
Ребята, давайте подойдём к ёмкостям с водой
-Что произойдет, если соединить предмет, который плавает, с тем, который тонет?
- Прикрепите небольшой кусочек пластилина к трубочке для коктейля, чтобы она плавала стоя. Постепенно добавляйте пластилин, пока трубочка не утонет. Теперь, наоборот, понемногу снимайте пластилин. Сможете ли вы сделать так, чтобы трубочка плавала у самой поверхности? (Трубочка плавает у поверхности, если пластилин расположен равномерно по всей ее длине.)
- Плавает ли пластилиновый шарик в воде?
(Проверяя, узнают, что тонет, занесли данные в таблицу)
Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Земля, вода, воздух»
Воспитатель: Отдохнули, давайте продолжим наши с вами исследования.
- Будет ли плавать пластилин, если из него слепить лодку?
(Слепили лодку она держится на поверхности воды)
Почему так происходит?
Воспитатель:
Кусок пластилина тонет. Потому что весит больше, чем вытесняемая им вода. Лодка плавает, потому что тяжесть распределилась на большую поверхность воды. И настоящие лодки так хорошо держаться на поверхности воды, что в них перевозят не только людей, но и разные тяжелые грузы. Попробуйте смастерить лодку из разных материалов: из спичечной коробки, из пластмассового блюдца. Какой груз может перевести ваша лодка? Как нужно распределять груз на поверхности лодки, чтобы она не утонула?
(дети проверяют, т. к груз лежит не равномерно получается крен, затем у детей получается груз положить равномерно по всей поверхности)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что легче: тащить лодку с грузом по земле или везти по воде?
Дети проверяют и дают ответ Незнайке.
Воспитатель: Почему же не тонут корабли? Они же больше, тяжелее лодки.
Воспитатель:
Предмет плавает на поверхности воды благодаря равновесию сил. Если вес предмета соответствует его размеру, то давление воды уравновешивает его вес и предмет плавает. Форма предмета тоже имеет большое значение. Форма корабля удерживает его на воде. Это происходит потому, что внутри его много воздуха, благодаря этому он легкий, несмотря на огромные размеры. Он вытесняет больше воды, чем весит сам.
Воспитатель: Ребята, как много мы сегодня увидели и узнали и своими знаниями сможем поделиться с Незнайкой, он ждёт от нас ответа. Давайте вспомним, что мы делали?
Ответы детей: проводили опыты, узнали, какие предметы тонут или не тонут, слепили лодку из пластилина и пускали её по воде, записывали.
Воспитатель: Ребята подойдите к столу, на котором лежат смайлики, если вам было интересно помогать Незнайке, то возьмите смайлик с улыбкой, если вы считаете, что вам было неинтересно, то возьмите смайлика грустного.