Папки-передвижки

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Поможем природе» (старший возраст)

Надежда Мозжалова
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Поможем природе» (старший возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

Поможем природе!

Рекомендации. Беседу можно: начать с разговора о конкретной помощи, которую дети могут оказать-природе. К этому времени у них накоплен достаточный опыт общения с природой, сформированы определенные природоведческие и природоохранные знания. В беседе могут принять участие школьники и родители.

Цель беседы. Сформировать. у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы, вызвать стремление к этой деятельности, нацелить на выполнение некоторых мероприятий по оказанию помощи природе.

Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию „Поможем природе“ (старший возраст)» размещена в разделах

Оборудование. Фотостенд: выставка детских рисунков «Как я помогаю природе», кормушек, скворечников, плакаты на тему охраны природы, поделки из природного материала.

Участники. Воспитатель, приглашенные школьники, родители.

Ход беседы

Воспитатель. Вы уже знаете, что природа нуждается в-нашей защите и помощи. Как вы считаете, охрана природы — дело только взрослых или дети тоже могут внести свой посильный вклад? Что же они могут сделать? Например: спасать животных, попавших в беду, убирать мусор, мастерить кормушки и домики для птиц, подкармливать зверей и птиц зимой, устанавливать таблички в местах распространения охраняемых растений, оказывать помощь больным деревьям.

А теперь расскажите о том; что делаете вы. Давайте посмотрим нашу выставку рисунков «Как я помогаю природе». Многие на рисунках изобразили посадку растений: цветов, деревьев, кустарников. Это доброе и посильное для вас дело. Вы наверняка: знаете поговорку о. том, что человек не зря прожил жизнь, если посадил и вырастил хотя бы одно дерево.

А кто нам подскажет, как надо правильно сажать деревья? (В случае необходимости познакомить детей с правилами посадки растений). Здесь и далее дошкольники или: приглашенные школьники читают стихи.

Мы посадим липы и клены,

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами,

Станут площади наши садами.

Окружим мы деревьями школу,

Пусть звенит над ней гомон веселый.

Любят зелень счастливые дети.

Любят видеть деревья в расцвете.

Пусть цветет с каждым годом все краше

Молодая планета наша.

(И. Кутов)

Воспитатель. Важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,

У красы-березки зеленые косицы.

Со двора к березке выскочили козы.

Стали грызть березку, а березка - в слезы.

Защищать березку стали мы гурьбою,

Чтоб краса-березка выросла большою.

(П. Воронько)

Ранней весной можно увидеть такую картину:

Пастух кору надрезал у березы,

Склоняясь, тянет сладкий сок.

За каплей капля падает в песок,

Берёзы кровь прозрачная, как слезы.

(Ф. Сологуб)

Воспитатель. Кору деревьев резать нельзя! Сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол; помертвеют корни в почве. Запомните! Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать. В пословице говорится: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади». Кто из вас вместе с взрослыми посадил дерево? Где? Как вы ухаживаете за ним? Знаете ли вы, что посаженные деревья нуждаются в поливе?

Не мешайте мне трудиться,

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех; конечно, угощу.

А хотите, в лейку лейте —

Поливайте огород:

Он ведь тоже воду пьет!

(Е. Благинина)

Воспитатель. Много забот у детей во все времена года. Беспокоятся они о зимующих птицах: мастерят вместе с родителями и школьниками кормушки,

подкармливают птиц.

Для гостей на окно

Сыплет Костя пшено,

Воду льет на блюдце:

Пусть они напьются.

Мерзнут лапки у синичек:

Плохо им без рукавичек.

Да и голодно в мороз.

Я им семечек принес:

— Посмотрите-ка сюда,

Это вкусная еда!

На ладонь ко мне садятся.

Греют лапки. Не боятся.

(О. Высотская)

Давайте вместе посмотрим, какие кормушки: сделали наши ребята. (Дети рассматривают выставку кормушек, выбирают лучшую.)

А как вы помогали природе летом, в деревне у бабушки или в нашем городе? Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Не случайно говорят: «Сорную траву - с поля вон!».

Существует много видов сорных растений, среди них - мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т д. (Воспитатель показывает изображения растений.) Сорняки встречаются на полях и огородах. Их необходимо удалять: они заглушают культурные растения, посаженные на огородах, клумбах, полях и т. д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают низкий урожай, становятся мелкими. Иногда непрополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая -

Не ленись пораньше встать!

Если ж ты запустишь грядки,

Не прополешь, не польешь —

Ни одной морковки сладкой

В огороде не найдешь!

(Т. Белозеров)

К условиям сохранения богатств природы относятся экономное использование воды, газа, бумаги. Тепла, электричества, сбор металлолома и макулатуры.

Сегодня мы наградим тех, кто бережно относится к книгам и тетрадям. (Награждает детей.) Расскажите, что здесь изображено. (Демонстрирует плакаты об охране природных ресурсов, обсуждает с детьми правила бережного отношения к природным богатствам).

О том, как юные друзья природы 6орются с дурными поступками, написана

сказка-быль Е. Арефьевой «Природа и её друзья». (Читает сказку).

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со своими сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было.

Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить

свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили очень дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила. машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку. Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно. родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

Неожиданно человек начал обрубать ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора. Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля»- настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. “Как Вам не стыдно портить прекрасный уголок леса! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять”. И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили веточки

в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода, действительно, была очень вкусной и пахла лесом.

В ветвях старого дуба - хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый — ежик и заяц. Они

прибежали попить воды из родничка и поболтать с Искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе сидели под дубом, слушали веселые разговоры Весельчака и дуновение ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

Ребята пообещали, что будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

А вам приходилось останавливать тех, кто вредит природе? Расскажите об

этом. Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять помещения и дворы. Какие растения можно использовать для озеленения нашего детского сада?

• Вот я толстый и пузатый, весь колючий, полосатый. (Кактус.)

• Белая воронка, золотое донце, в ней лежит росинка и сверкает солнце. (Лилия амариллис.)

• Лик пахучий, а хвост колючий. (Роза.)

• Листья длинные, тонкие, полосатые, а усы на концах рогатые. (Хлорофитум.)

А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Посмотрите на панно и другие поделки, изготовленные из природного материала. Обратите внимание на красоту природных форм, красок, очертаний. Видите, даже сухая веточка, травинка, шишка могут стать прекрасным украшением для дома. (Лучшая поделка отмечается призом.)

Дети, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Вот послушайте, как описано чувство девочки, помогающей природе, в рассказе «Радостные минуты» Л. Никитиной.

«Весной, в холодные ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще. всего посещают кормушки синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички - большая радость!

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, и через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня - радостная минута!

На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных

осторожно удалила сломанные ветки, кое-где замазала ранки, поставила под-

порки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость – и для меня, и для мальчика».

Любая помощь — человеку, растению или маленькому животному – приносит радость. удовлетворение. счастье. А виды этой помощи могут быть самыми разными, например, как в стихотворении А. Барто.

Мы не заметили жука

И рамы зимние закрыли,

А он живой, он жив пока,

Жужжит в окне, расправив крылья.

И я зову на помощь маму :

«Там жук живой, раскроем раму!».

В заключение беседы воспитатель дает детям задание рассказать младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе.

Растения просят помощи

Рекомендации. Беседу целесообразно проводить весной в уголке природы, краеведческом музее, биологических кабинетах школ; можно привлекать к проведению специалистов.

Цель. Познакомить детей с охраняемыми растениями, сформировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к

этой деятельности.

Оборудование. Слайды, рисунки охраняемых растений, Красная книга природы, плакаты по охране растений, выставка зимнего букета, репродукции картин художников-пейзажистов: А. А. Рылова, И. И; Шишкина, Ф. А. Васильева, ПП. Кончаловского, А. И. Куинджи и др. Пластинка с записью пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Участники. Воспитатель, дети, экскурсовод (если беседа проводится в музее).

Ход беседы

Воспитатель. Какую роль играют растения в природе? Для чего они нужны человеку и животным? Растения - это зеленый наряд планеты. Это «легкие› планеты: они выделяют в воздух кислород, который необходим для дыхания. Растения дают пищу животным и человеку, снабжают людей строительными материалами, сырьем для тканей.

Давайте вместе рассмотрим репродукции картин (Демонстрирует репродукции картин художников-пейзажистов.) Что изображено на них? Лес, поле, луг. Наша родная природа. Вам нравятся эти картины? Чем? Природа – это еще и красота, без которой не может обойтись человек. И видим мы в природе прежде всего красоту окружающих нас растений. К сожалению, они порой находятся в опасности. Многие из них погибают от рук человека, от загрязнения почвы, воды, воздуха. Не случайно создана Красная книга природы, куда занесены исчезнувшие, исчезающие, редкие, находящиеся под охраной государства растения. (Демонстрирует Красную книгу) Почему же обложка книги имеет красный цвет? Это сигнал опасности, знак беды, которая грозит зеленому наряду планеты.

За один солнечный день один гектар леса поглощает из воздуха 250 кг угле-

кислого газа, а выделяет 200 кг кислорода.

Лес растет очень долго, вырастить его трудно, а люди часто губят его, не задумываясь.

Чем грозит елям приближение Нового года? Как мы можем им помочь? Мы будем разъяснять людям, что вместо ели лучше украсить комнату новогодним букетом из еловых веток. Это сбережет жизнь многим деревьям.

Пройдет зима, и весной снова у друзей растений полно забот. Зазеленеют

луга и леса; и потянутся люди к весенней красоте природы за солнцем, воздухом и. букетами. Придет беда к растениям-первоцветам, и тогда им срочно понадобится наша помощь, потому что цветов в лесах остается все меньше и меньше. А ведь цветущие растения – в поле, в лесу и на лугу - украшают нашу Землю, радуют людей.

Их дела полны отваги: заселяют гарь в лесу,

Забираются в овраги, не щадя свою красу.

Посмотри, как ярко светят, сколько здесь их - расспроси.

И они тебе ответят: «Как Иванов на Руси»!

Какие же растения появляются весной первыми? О каком из них говорится в загадке? Цветок изменчив: то красный венчик, то синий венчик. (Медуница)

Нежные цветы медуницы украшают лесные поляны весной. Не стоит собирать ее в букеты, любуйтесь ею в лесу.

Какие же еще цветы можно увидеть в пробуждающемся лесу?

Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

(Подснежник)

(Звучит мелодия пьесы «Подснежник» П. И. Чайковского. Дети слушают стихи о подснежнике.)

Выглянул подснежник в полутьме лесной -

Маленький разведчик, посланный весной.

Пусть еще над лесом властвуют снега,

Пусть лежат под снегом сонные луга,

Пусть на спящей речке неподвижен лед.

Раз пришел разведчик, и весна придет!

(Е. Серова)

В мае появляются ландыши, их любят аромат и скромный вид. Охапками несут люди из леса букеты, пустеют поляны, мрачнеет лес.

Родился ландыш в майский день.

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень —

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем, а вдруг

Услышим - я и ты?

Давайте никогда не будем собирать эти цветы в букеты и разъясним это правило своим друзьям.

Кто из вас видел сон-траву? Где вы ее видели? Это очень красивый и нежный веток. (Показывает иллюстрацию.) Прострел, или сон-траву, можно увидеть ранней весной в светлом сосновом бору. Красивые фиолетовые цветки его похожи на колокольчики, а листья будто разрезаны на узкие полоски. Все растения покрыты нежным серебристым пушком.

Почему это растение называют сон-травой? Его поникшие цветки будто спят. Разрезные листья вырастают только к концу цветения. Сон-траву собирают охапками, поэтому она не успевает дать семена и быстро исчезает.

Иногда, присев на полянке, мы ощущаем тонкий аромат. Это бледно-голу-

бая фиалка. Знай, что тебе повезло, это очень редкие цветы! Полюбуйся ими и

не спеши потрогать рукой. Кто может показать фиалку на картинке? (Демонстрация.)

Весной достается от людей и некоторым цветущим деревьям. Знаете каким?

Расцвела черемуха около ручья,

На апрельском солнышке ветками шепча.

Легкая, как облачко, белая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки посидеть под ней.

И могла цвести она много-много дней.

- Это чья черемуха? Да она - ничья!

Белая снегурочка около ручья.

Мимо тетя ехала. Оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи отломила сук.

Городские школьники шли в далекий путь.

Увидав черемуху, стали ветки гнуть.

Прибежали девочки - и снегурки нет.

Лишь в пыли валяется вянущий букет.

А была черемуха чистая, как снег.

Радовался деревцу каждый человек.

(3. Александрова)

Так давайте не будем ломать деревьев. Не станем собирать цветы в букеты. Будем залечивать раны на деревьях, поливать растения, ограждать молодые деревья, сажать новые деревья и кустарники. Будем останавливать тех, кто наносит растениям вред, чтобы не было случаев, подобных этому:

- Ах, как я люблю природу! -

Говорил Сережа. -

Очень я люблю сирень

И рябину тоже.

И хотелось бы спросить

Тихо у Сережи:

- Кто сломал в саду сирень

И рябину тоже?

(Р. Сеф)

В заключение беседы воспитатель предлагает детям сажать на участке цветы и кустарники и ухаживать за ними.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе по экологическому воспитанию «С любовью к природе»Фотоотчёт о работе по экологическому воспитанию «С любовью к природе» В настоящее время жители больших городов, особенно молодые поколения, всё меньше знают о родной природе, всё сильнее отдаляются от неё.

Фотоотчёт о проделанной работе по экологическому воспитанию и приобщению детей к труду в природеФотоотчёт о проделанной работе по экологическому воспитанию и приобщению детей к труду в природе ЗДРАВСТВУЙТЕ,УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Хочу представить вашему вниманию,нашу работу по экологическому воспитанию и приобщению детей к труду в природе.

Конспект занятия по ФЭМП «Ориентировка в пространстве» (старший возраст) Конспект занятия по фэмп «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве Правильно использовать.

Конспект занятия по ОБЖ «Зимние каникулы» Старший возраст Конспект НОД по ОбЖ «Зимние каникулы» Цели: Закрепить знания детей о поведении на улице, а именно зимние игры нельзя проводить на проезжей.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Круговорот воды в природе» Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию "Круговорот воды в природе". Образовательная область: познавательное развитие.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес»Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в наш лес» Цель: закрепление знаний о лесе и его значении в природе. Задачи: - формировать бережное и гуманное отношение к живой природе леса и его.

Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст)Наблюдение в природе за тюльпанами (старший дошкольный возраст) Наблюдение в природе за тюльпанами. Старший дошкольный возраст. Цель: закрепление знаний о весенних цветах, растущих на клумбе - тюльпанах.

Конспект занятия «Знакомство с флейтой» (старший дошкольный возраст) Знакомство с флейтой. Старший дошкольный возраст. Тема: «Музыка флейты» Цель: Познакомить детей со звучанием флейты. Ход занятия Дети входят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Поможем природе» (старший возраст)
Опубликовано: 20 ноября 2020 в 11:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию «Поможем природе» (старший возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Мозжалова (УИ 375268) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД