Светлана Сенчурова
Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Вода-водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии для детей средней группы (4-5 лет)
Тема: «Вода,водица»
Автор: Сенчурова Светлана Владимировна, воспитатель, Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №34 «Колосок» г. Белово», Кемеровской области.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей средней группы „Вода-водица“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Образовательная область: Познание.
Интеграция: Коммуникация, Художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Возраст детей : средняя группа (4-5 лет)
Методические приемы:
• Игровой («Море очень широко»).
• Словесный (напоминание указания, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Материал:
• Стаканчики с водой, молоком, соком, ложки (на каждого ребенка,карандаши, альбомные листы.
Предварительная работа с детьми: Наблюдение на прогулках, загадывание загадок о воде, прослушивание аудио записи «шум дождя» чтение книги М. Д. Перина «живая вода».
Цель: Выявление умений и знаний детей о свойствах воды.
Задачи:
• Уточнить и расширить знания детей о воде, познакомить со свойствами воды.
• Воспитывать дружеские взаимодействия между детьми, привычку заниматься сообща.
• Расширять и активизировать словарь.
• Воспитывать интерес к экологическим занятиям.
• Помочь детям понять, что загрязнение воды влияет на здоровье человека.
Ход:
Психологический настрой
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками пожелайте товарищу хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам всем хорошего настроения. Воспитатель: Послушайте ребята одну очень интересную сказку: Экологическая сказка «Все живое нуждается в воде»
Жил был заяц. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но зайчику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет зайчик, гуляет и вдруг навстречу ему ежик не головы не ножек.
- «Здравствуй ежик! Ты что такой грустный?»
- «Здравствуй зайчик! А чему радоваться то, ты посмотри какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
- «Ежик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
- «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
- «Ага ежик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
- «Да ну заяц, я тебе не верю».
- «А давай проверим»?
- «И как же это мы будем проверять»?
- «Очень просто, вот держи ежик букет цветов, это тебе подарок от меня».
- «Ой спасибо зайчик, ты настоящий друг»!
- «Ежик и ты мне подари цветы».
- «Да запросто на держи».
- «А теперь ежик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты ежик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
- «Хорошо заяц. До свидания»!
Прошло три дня. Заяц как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет зайчик и вдруг на встречу ему ежик не головы не ножек.
- «Ежик, ты что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
- «Да чему заяц радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
- «Ежик, а ты понял почему твои цветы засохли»?
- «Конечно понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
- «Да ежик, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».
- «Зайчик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!
Ребята, как вы думаете,о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Дети : - О воде!
Воспитатель:- совершенно верно, о воде!
Ребята, подумайте и скажите мне пожалуйста, где мы могли сегодня столкнуться с водой?
Дети:- дома когда умывались, на улице, в детском саду.
Воспитатель:- А как вы думаете, для чего нужна вода, и как мы, люди, ее используем?
Дети:- Мы моем руки водой, пьем воду, моем водой пол и посуду, моемся водой,стираем белье.
Воспитатель: Все верно! А откуда же берется вода? Подумайте! Ведь мы каждый день пользуемся водой, когда мы открываем кран вода течет и течет и не заканчивается пока мы не закроем кран.
Дети: Из реки.
Воспитатель: Молодцы ребята, действительно из реки. Вода которой мы моем руки, пьем проделала большой путь. Люди направили трубы в реку, поставили насосы,чтобы насосы качали из реки воду. Чтобы все люди могли пользоваться водой дома в детских садах и других учреждениях.
Воспитатель:- Ребята, как вы думаете,что же такое вода?
Дети: Вода – это жидкость.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим воду, для этого подойдите все к столу.
Опыт № 1 : «Вода прозрачная»
Воспитатель: Ребята посмотрите у меня на столе стоят два стакана, один стакан стоит с водой, а второй стакан стоит с молоком. В оба стакана я кладу ложечки. Ребята, в каком стакане ложка видна, а в каком нет?
Дети: В стакане с водой ложку видно, а в стакане с молоком нет.
Воспитатель: Молодцы! А как вы думаете почему?
Дети: Потому что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: А теперь давайте попробуем, есть ли у воды вкус?
Дети пробуют на вкус воду.
Дети: У воды нет вкуса.
Воспитатель: Правильно! А теперь попробуйте молоко. Есть ли у него вкус?
Дети: Да, есть, вкус у молока сладкий.
Воспитатель: Когда человек хочет пить, он с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её не чувствует так как вода безвкусная.
Опыт № 2 Рассмотреть воду на текучесть
Воспитатель:- Посмотрите, ребята, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан.
- Что делает вода?
Дети: Льется, течет, переливается.
Воспитатель. Почему?
Дети:- Потому что она жидкая.
Воспитатель. А еще вода умеет шуметь, послушайте.
Слушаем аудиозапись шум воды.
Опыт №3 «У воды нет запаха».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете у воды есть запах?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: У меня на столе стоят два стакана, один стакан с водой, другой стакан с апельсиновым соком. Подойдите все к столу и по очереди понюхайте сначала стакан с водой, а потом с апельсиновым соком, скажите в каком стакане есть запах, а в каком запаха нет.
Дети приходят к умозаключению : В стакане с водой запаха нет.
Физминутка. «Море очень широко»
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя.
(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Опыт №4 «Вода бывает холодной, теплой, горячей»
Воспитатель: Перед вами на столе стоят три стакана с водой. Возле каждого стакана лежат ложечки. Подойдите пожалуйста к столу, возьмите ложечку и опустите в стакан по очереди. Скажите, где какая вода и почему.
Дети: - В первом стакане холодная вода,потому что после того как опустили ложечку в стакан, ложечка стала холодной, во- втором стакане теплая вода, так как ложечка стала теплой, а в третьем стакане горячая вода, так как ложечка стала горячей после того как ее опустили в стакан с горячей водой. Вывод: Горячая вода может нагревать предметы.
Опыт № 5 «Лед –твердая вода».
Воспитатель: Как вы думаете, лед – теплый или холодный?
Дети: -Холодный.
Воспитатель: а из чего образовался лед?
Дети:- Из воды.
Воспитатель: А если взять лед в руку, то что с ним произойдет?
Дети:- Он начнет таять.
Воспитатель: -Почему?
Дети:- Потому что рука теплая, а лед холодный.
Вывод: лед – тоже вода.
Воспитатель: -Ребята, мы с вами сегодня хорошо занимались и очень многое узнали о воде. Вы все старались, были внимательными. Давайте, ещё раз перечислим свойства воды, о которых мы узнали сегодня из опытов.
Дети:- вода – это жидкость, у которой нет цвета, запаха, вкуса, вода может быть твердой в виде льда, быть теплой, холодной и горячей.
Воспитатель: -Ребята к воде, которую мы используем в быту, нужно относиться бережно и экономно. А для того чтобы вы это поняли я расскажу вам оду очень поучительную сказку.
Сказка о воде
Жили-жили люди на берегу реки, удили из неё рыбу, купались в её воде, брали из неё воду, стирали свои вещи, и однажды этого им стало мало. Решили люди не только брать из небольшой речки воду, но и сбрасывать в неё свои отходы. Люди посмотрели, как течение реки быстро смывает грязь и уносит её далеко-далеко. Им это понравилось. Они построили заводы, возвели животноводческие фермы, а воду для их зданий предоставляла им речка. В неё же люди сбрасывали отходы.
Речка загрустила. Она была рада помогать всем: и людям, и животным, и птицам, и бабочкам, но ей не хотелось превращаться в инструмент для переноса грязи и отбросов жизнедеятельности людей в другое место. Да и отходы влияли на неё плохо. Вода в реке стала мутной : в ней больше невозможно было разглядеть радужных рыбок, да и сами рыбки куда-то исчезли. Стали покидать берега речки и животные, птицы, которые боялись купаться в грязной воде, источающей тлетворный запах. На берегах рек песок покрылся толстым слоем грязи и тины. Камыши исчезли: они отказались расти по берегам загрязнённой реки.
Вскоре в реке перестали купаться и люди. Они больше не плескались в её прохладных водах, не удили рыбу, а часто приезжали к ней, чтобы помыть свои автомобили. После этого на поверхности воды оставались странные круглые пятна, которые, как тонкая плёнка, покрывали реку, а в солнечных лучах переливались радугой.
Река погибала. Она плакала, стонала, но люди не слышали и старались не замечать её беды. Они продолжали загрязнять её воду, которой с каждым годом становилось всё меньше и меньше.
Спустя время река высохла. От неё остался лишь тонкий ручеёк, бегущий по долине. Напоминали о реке лишь ложбинки и ямочки, когда-то трудолюбиво созданные её водами.
Исчезли из долины и люди: им неоткуда стало брать воду для питья и приготовления пищи. Они переселились в другое место, оставив после себя настоящие руины.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: Для того чтобы ни кто на земле не относился так к воде как в этой сказке, я предлагаю вам взять альбомный лист, карандаши и нарисовать эту историю, чтобы все люди нашей большой необъятной земли относились к воде очень бережно.
После чего детские рисунки вывешиваются на стенд с рисунками.