Галина Черемисова
«Дикие животные леса». Конспект занятия по экологии в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления детей о диких животных, живущих в наших лесах.
Задачи:
— закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных.
— закрепить понятие «дикие животные», «детеныши диких животных», «жилища диких животных», «травоядные и хищные животные».
— развивать наблюдательность, мышление, слух, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь.
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание ее сохранить в первозданном виде,
— развивать двигательную активность,
- развивать воображение.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных. Чтение произведений о жизни животных в лесу. Загадывание загадок про диких животных.
Оборудование: Аудиозаписи «шум леса и звуки диких животных», «пожар в лесу»; загадки на тему «Дикие животные»; иллюстрации леса, загрязненного леса, пожара в лесу; диких животных и их детенышей; карточки с изображением травоядных и хищников для эстафеты.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я хочу пригласить вас в воображаемое путешествие. А чтобы узнать, в какое, вы должны отгадать загадку:
Он зеленый и густой
Он высокий и большой
То еловый, то дубовый
То осиново-сосновый
У него полно плодов
Ягод, шишек и грибов
И протоптанной тропинкой
По нему идут с корзинкой.
Догадались?
Ответы.
Воспитатель: Конечно же, это – лес!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по лесу. Лес – это таинственный мир. Закройте глаза и послушайте, как шумит лес (звучит аудиозапись «шум леса и звуки диких животных»). Что вы услышали?
Ответы.
Воспитатель: А что такое лес?
Ответы. (Это дом для животных и растений, там много деревьев. В этом лесу живут разные лесные жители.)
Ответы. (дикие)
Воспитатель: А почему их так называют?
Ответы (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о своих детенышах)
2. Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки, и вы узнаете, кто живет в наших лесах. (После отгадывания, воспитатель показывает картинку с изображением дикого животного).
Возле его логова лучше не ходить,
Деток его маленьких лучше не кормить.
Коль услышишь рядом щёлк,
Где-то рядом страшный … (Волк)
Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час на ним гонялся… (Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост — ее краса.
Этот зверь лесной — …. (Лиса)
Дровосек без топора
Речку запрудил до дна.
Его зубки, как резцы,
Его лапки хватки,
А живёт он в хатке. (Бобёр)
Роет норы он умело,
Знает, любит это дело.
Потому кроту и друг,
А зовут его …
(Барсук)
Воспитатель: Молодцы, как быстро вы разгадываете мои загадки.
Может кто-то из вас знает загадки о диких животных?
Дети загадывают свои загадки (По мере отгадывания загадок, на доску выставляются картинки животных).
Воспитатель: Спасибо, ребята! Вы правильно все отгадали.
Напомните мне, пожалуйста, про каких животных мы с вами отгадывали загадки?
Ответы (про диких)
Мне кажется, мы с вами немного засиделись, пора бы и размяться.
Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Потягивания)
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте)
Вот идет лиса по лесу (Изображают походку лисы)
Кто там скачет интересно? (Встают на носочки, вытягивают шею)
Чтоб ответить на вопрос
Тянет лисонька свой нос. (Повороты вправо и влево, всматриваются)
Но зайчата быстро скачут (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе?
Тренировки помогают! (Изображают силачей)
И зайчишки убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лисичка (Поглаживают живот)
Грустно смотрит в небеса. (Подтягиваются на носочках)
Тяжело вздыхает, (Глубокий вдох и выдох)
Садится, отдыхает. (Присаживаются на стульчики)
Воспитатель: ребята, а какое у нас сейчас время года? (Зима)
Чем занимаются звери осенью? (меняют шубки)
— Что зимой делают звери? (ложатся в спячку)
— А после зимы какое время года наступает? (весна)
— А что весной делают звери? (выводят потомство)
Воспитатель: правильно, сейчас мы с вами поиграем в игру-путаницу «Животные и их детеныши.» я буду стараться вас запутать: если я назову животное и его детеныша правильно, вы хлопаете в ладоши, если я ошибаюсь и путаю вас, то топаете ногами и исправляете меня.
У медведя — медвежонок,
У ежа — лисенок,
У волка — мышонок,
У оленя — олененок,
У белки — медвежонок,
У барсука — барсучонок,
У бобра — бельчонок
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на изображения животных. Они все такие разные, но есть признак, по которому животных, разных внешне, можно определить в группы. Этот признак – питание животных. Чем питаются дикие животные?
Ответы: Травой, плодами деревьев, орешками, другими животными, грибами, желудями, ягодами.
Воспитатель: Животных, которые питаются растительной пищей, мы называет травоядными, а животных, питающихся другими животными, хищниками.
Игра «Хищники-травоядные»
Воспитатель: Разделимся на две команды. Первая команда выбирает животных хищников, а вторая команда выбирает травоядных. (Воспитатель выкладывает на столе карточки с изображением диких животных). Каждый из вас берет по одной карточке. Травоядные берут карточки с животными, которые питаются только растительной пищей, а Хищники выбирают животных, которые питаются мясом. Затем мы посчитаем, сколько очков набрала каждая команда. Сколько правильно выбранных карточек, столько и очков. За неправильно выбранную карточку очки не начисляются (после проведения игры подводятся итоги)
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Воспитатель:
Ребята, а вы слышите, кто-то в дверь стучится? Пока мы с вами играли, к нам пришел гость – медвежонок. Он принес нам письмо от лесных жителей.
«Дорогие ребята! Лес – это удивительный мир. Лес украшает землю, задерживает влагу, помогая человеку выращивать хороший урожай. А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Но иногда в лесу случается беда! И мы, лесные жители, очень просим вас всегда соблюдать правила поведения в лесу.»
Воспитатель. Как вы думаете, о какой беде идет речь в письме? Послушайте! (воспитатель включает аудиозапись «Пожар в лесу»). (горит костер, деревья горят).
— а что же случилось? Как это могло произойти? (люди не потушили костер и лес загорелся).
— что теперь будет с этими растениями (они сгорят и погибнут).
— а что будет с животными? (они уйдут, погибнут).
— да, животным приходится уходить из своего дома чтобы уцелеть и не погибнуть в пожаре. Те, что успевают уйти – спасаются, остальные – погибают. Пожар уничтожает гнезда с детенышами, жилища и корм. Видите, какие непоправимые последствия могут возникнуть от не потушенного костра?
Ребята, кто тушит лесные пожары?
А что люди должны делать, чтобы пожаров стало меньше?
Ответы детей. не зажигать костров, не бросать спички.
Воспитатель: Ребята, помните, чтобы вызвать пожарных, мы должны набрать 01 или 112
Дорогой Мишка передай своим друзьям лесным жителям, что наши ребята знают как вести себя, чтобы сохранить лес!
Медвежонок: Спасибо! Передам! До свидания!
Подведение итогов.